«Потому что им там интересно…»

2 сентября 2012

Совсем, казалось бы, недавно — на заре перестройки — со всех экранов вдруг бойко заговорили о поколении next, которому, чтобы войти во вкус перемен, жизненно необходимо было поголовно выбрать закордонное «Пепси» вместо родного лимонада. Выбрали. Вошли во вкус, втянулись. «Первый тайм мы уже отыграли…» То поколение созрело, и мы, как говорится, имеем то, что имеем. Но матч-то не прекращается. После, как говорят комментаторы, небольшого перерыва развернулась еще более упорная борьба: во втором тайме новому поколению, «вышедшему на замену», теперь предлагается выбрать — для растления душ — «Pussy Riot». Понятно, какие цифры мы будем иметь в итоге на «табло», если проглотим наживку.

Что делать? Самим «забивать голы», если мы хотим победить. Работать с молодежью в плане духовного ее совершенствования активнее надо. Как это делают, например, в Храме Софии Премудрости Божией, что на Софийской набережной в Москве. На эту тему наша беседа с настоятелем храма отцом Владимиром Волгиным.

Настоятель храма о. Владимир Волгин— Батюшка, дорогу к Храму сегодня уже знают многие тысячи молодых людей, но я никак не могу понять: это осознанный выбор или мода? Может быть модным верить в Бога? Специально к пасхальным торжествам, например, мои дочери приобретают в модных магазинах соответствующие одежды, долго крутятся перед зеркалами, стараясь компенсировать по случаю похода в церковь отсутствие макияжа наворотами от известных кутюрье… Но, с другой стороны, их ведь никто не агитировал, они сами искренне радуются воскрешению Христа… На их лицах праздник. И, главное, глядя друг на друга, они и идут друг за другом: в храмах все многолюднее.

— По моим наблюдениям, если говорить о времени после 1991 года, когда вышел Закон «О свободе совести и вероисповедания», очень мало было таких людей, которые шли в церковь за модой. Вдруг встретившись со мной, желая потом продолжать отношения, они, тем не менее, больше не показывались в храме.

Если человек приходит в церковь, я надеюсь, что он делает сознательный выбор. Церковная жизнь, жизнь православного христианина — это наслоение на многослойный пирог жизни, если можно так сказать, еще одного большого пласта. Только этот слой не из сладостей, а, наоборот, из трудностей.

Церковный человек должен соблюдать не только заповеди Божии, но и постановления Церкви. Он должен в субботу вечером и в воскресение утром ходить в церковь, воскресение — это воспоминание о Пасхе Господней и о нашем всеобщем воскресении. Раньше человека, два воскресения подряд не бывавшего без уважительной причины в церкви, отлучали от церкви.

Церковь благословляет нас поститься. И поститься приходится более шести месяцев в году. Великий пост — пятьдесят дней, Рождественский пост — сорок дней, Успенский пост — четырнадцать дней, пост Петра и Павла может доходить до сорока двух дней. Плюс среда и пятница. Это трудно, это не только ограничения в пище, но и воздержание в супружеских отношениях. Поэтому человек, который пришел в храм из-за моды, просто немного повертится в церкви и уйдет. А человек, который укореняется в церкви, делает это не ради моды. Получив некую благодать от прихода к Богу, от понимания, что Бог есть, получив благодать от первой исповеди, от причастия, от крещения, он старается мало по малу становиться настоящим православным христианином. Ведь смысл жизни христианской — подготовить себя к экзамену на будущую жизнь. Мы веруем непреложно, что есть будущая жизнь, и мы должны готовиться к этому экзамену, если мы хотим стать наследниками Царства Божиего.

Надвратный храм— В вашем храме Софии Премудрости Божией с молодежью, на мой взгляд, работают грамотно: совместные турпоходы, пикники, чаепития по четвергам… Можно быть уверенным, что священникам, участвующим в этих мероприятиях, приходится отвечать не только на вопросы, касающиеся религии.

— Наберется, может быть, около двух-трех десятков приходов, которые мы называем молодежными. В этом числе и наш приход. Безусловно, с молодежью должна проводиться определенная работа. Священник должен быть предельно доступен для каждого человека. Ведь духовная жизнь — это наука из наук и искусство из искусств. Как в обычной жизни мы нуждаемся в учителе, так и в области духовной жизни мы нуждаемся в преподавателе, которым становится священник.

У нас протоиерей отец Борис Потапов — в свое время он закончил МГУ, сам достаточно молодой священник, ему всего сорок лет, но у него уже семеро детей — проводит так называемые чаепития, на которые один раз в неделю собирается более пятидесяти человек, а иногда доходит и до ста. В самом начале возраст участников чаепитий был ограничен — до тридцати лет, но сейчас мы его не ограничиваем, приглашаем всех. За чаем эти люди, конечно, задают волнующие их вопросы, и священник в очень теплой атмосфере — трапеза всегда объединяет — помогает разобраться в тех проблемах, которые волнуют молодых людей.

Кроме этого мы организуем походы, в одном из наших приходов, в котором я также являюсь настоятелем, а старшим священником является иерей Дмитрий Рощин — очень талантливый священник, замечательный человек, он закончил в свое время ВГИК, — мы организовали для детей историко-патриотический лагерь, где реализуем ряд просветительских программ, направленных на этот возраст отроков и отроковиц. Проводим интересные интеллектуальные игры. Все дети, которые побывали в этом лагере (мы стараемся не разлучать детей с родителями), стремятся попасть в него вновь. Потому что им там интересно. Вот так и надо строить работу с молодежью — чтобы было интересно.

— Сейчас в каждой области России при лечебно-профилактических учреждениях все активнее действуют центры здоровья. Задача, которая перед ними стоит, в большей мере профилактическая: там учат людей правильно жить, правильно питаться и таким образом избегать болезней. Молитва — это тоже своего рода настрой на доброе дело. Можно тут проводить какие-то параллели? Здравоохранение и церковь, не договариваясь о сотрудничестве, заботятся о здоровье физическом и духовном, обеспечивая в целом гармоничное развитие…

— Есть такая поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух». Я бы её немножечко перефразировал: «Здоровый дух исцеляет больное тело». Что значит здоровье души? Это значит, что человек исполняет заповеди Божии. Ведь любое нарушение заповеди Божией несет за собой последствия для организма. Человек состоит из души и тела, и когда происходит нарушение корня (душа это корень), страдает и тело. Поэтому, когда человек заболевает серьезной болезнью, он должен проанализировать свою жизнь. Чаще всего (но не всегда) наши болезни возникают из-за уклонения от исполнения заповедей Божиих. Но я хочу подчеркнуть и поставить несколько восклицательных знаков после цитаты из Ветхого завета: «Врачи и лекарства — от Бога»!!! Мы ни в коем случае никогда не отказываемся от врачебной помощи, когда заболеваем. Великий старец, архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил, что тот человек, который не лечится, не обращается к врачам, тот совершает грех самоубийства. Но при этом он советовал, когда человек заболевает, сосредоточиться, проанализировать свою жизнь, глубоко исповедоваться священнику, причаститься святых животворящих Христовых Тайн (это Тайны, которые творят жизнь в нашем совокупном человеческом естестве — тело и душу), пособороваться (некоторые думают, что Таинство Соборования связано с грядущей смертью человека… Ничего подобного. Все молитвы, которые совершаются в этом таинстве соборования, посвящены молитве, обращенной к Богу об исцелении человека от той или иной тяжкой болезни). И после это обратиться к врачу.

— Мало кто сомневается, что «мы, отдав концы, не умираем насовсем…» Но куда полететь дальше: то ли вселиться в «облезлого кота», то ли блаженствовать вечно в Царствии Божием — как этот вопрос решается, с точки зрения православия? У кого тут, как говорится, какие шансы?

— Христианская религия исключает реинкарнацию, то есть переселение душ в какое-то другое естество, нечеловеческое. Мы исповедуем и веруем в то, что душа имеет начало — когда мужская хромосома пробивает женскую яйцеклетку, в этот момент зарождается новая жизнь. Поэтому исторжение этого организма является убийством человека. С другой стороны, мы веруем в бессмертие души человека, мы веруем в то, что душа больше никогда не перевоплощается и никогда она не возвращается в тело нового человека, который зачат. Душа человеческая пребывает либо в раю, о котором апостол Павел говорил: «Ухо человеческое того не слышало, глаза человеческие того не видели, на сердце человеческое не взошло того, что Господь Бог уготовал для любящих Его…» Мы стремимся к счастью здесь на земле, но мы его не достигаем. Либо душа пребывает в аду, о котором Иисус Христос сказал: «Там будет плач и скрежет зубов…» Не пожелаешь, как говорится, и врагу.

— Доктор, поступивший в вуз за конкретные деньги, отучившийся за них же, сдавший экзамены за деньги, но не получивший никаких знаний и навыков, опасен для пациента не меньше, чем сектант для православия: он подрывает веру. Многие молодые доктора, правда, и сами искренне боятся пациентов, поэтому бегут от больниц и поликлиник, где мало платят, туда, где не надо отвечать за жизнь больного, но где платят много. Отсюда и дефицит кадров: их ежегодно выпускают на порядок больше, чем в те славные годы, когда наше здравоохранение считалось лучшим в мире и когда врачей хватало и для сельских медвежьих углов, а кадровый голод остается не утоленным. Куда может завести нас культивирование принципа коммерческого обогащения и растущего, как снежный ком, потребительства? Когда-то Маяковскому, чтобы спокойно творить, было вполне достаточно «свежевымытой сорочки», теперь на село и за миллион «подъемных» плюс квартира молодые медицинские кадры текут не охотно…

— Владимир Владимирович Путин заявил, что медицина и образование у нас должны быть бесплатными. Власть стремится сделать все, чтобы так и было. К сожалению, коммерциализация, о которой вы говорите, происходит в связи с тем, что врачи получают недостаточные средства к существованию — с одной стороны. А с другой стороны, больные не получают достаточного медицинского обслуживания — и в плане количества койко-мест, и в плане лекарственного обеспечения, и в плане питания. Бюджетных средств всегда не хватает, поэтому предлагается больным покупать, например, протезы за собственные деньги. Болеть сейчас — очень дорого.

Но это, с одной стороны. А с другой — профессионализм зависит не от того, кто сколько заплатит, а от уровня подготовки. Как вы правильно заметили, те молодые люди, которые плохо учились в институте, а тем более те, которые купили экзамены и дипломы за деньги, очень опасны, и не дай Бог попасть в руки таких врачей. Не только государственная власть должна думать о том, что это недопустимо, ректоры вузов в первую очередь обязаны позаботиться о том, чтобы студенты получали правильное образование и могли стать хорошими специалистами.

Врач должен быть профессионалом, но еще он должен быть от Бога. Если не дано, то и не надо идти в эту профессию. К сожалению, одаренных личностей встречается не очень много. Людям нравится медицина, но у них нет этого дарования — стать настоящим врачом. Другие люди имеют это дарование, но они не почувствовали призвания к этому, пошли по другому пути.

— Что можно противопоставить сектантам? Не обращать на них внимания или все-таки активнее бороться… Ведь совсем не случайны нападки на Православие и совсем не по глупости, на мой взгляд, попали за решетку «заблудшие овцы» из «Pussy Riot». Все это, как складывается впечатление, проплачивается из одной кассы…

— У меня первоначально было такое мнение, что этих девочек нужно было наказать прилюдно и отпустить… Но, к сожалению, они все более вызывающе вели себя. Испытывают некую поддержку. Оказывается, в Швейцарии открыли специальный счет в банке, на который перечисляются средства в поддержку участниц этой хулиганской акции. Но если бы такая выходка случилась в мечети или в синагоге, они вряд ли дошли бы до суда… И у меня взгляд на это немножко изменился. Не нам судить, не Церкви — Церковь не участвует в судебном процессе. Нужно дифференцировать. Церковь вынесла свое суждение о том, что это хулиганский кощунственный поступок по отношению к чувствам верующих людей, верующих во Христа и исповедующих Православие, а светский суд вынес свое суждение — по два года колонии общего режима каждой из участниц этой спланированной акции. Апостол Павел говорит, что власть должна наказывать людей, нарушающих закон, и награждать людей, которые исполняют закон. Наказание в связи с учетом возрастающей агрессивности поведения должно обязательно иметь место, чтобы это зло пресечь. И не только в них, чтобы помочь им исправиться через наказание, а и в других, чтобы не возникло желание прийти и сделать что-либо подобное.

— Среди ваших прихожан есть и врачи — люди, изучившие организм до последнего микроба… Может быть, они пришли к Богу как раз поэтому, что им, как никому другому, хорошо видно, что такой сложный организм — творение Создателя?

— Вне зависимости от того врачи это или не врачи, люди понимают, что каждый человек — это самостоятельная, самодостаточная планета. В каждом организме свои фабрики по переработке пищи, по осмыслению получаемой информации… Это бесконечно сложный организм. Устами Гамлета великий Шекспир сказал, что человек — краса Вселенной, основа мироздания. Это самое совершенное — и в духовном и в физическом смысле — и самое любимое творение Божие, ради которого и выстроен этот мир.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---