Клиницист и лаборатория: диалог в новых условиях

11 апреля 2021

Правильный клинический диагноз представляет собой результат научных знаний, клинического опыта, наблюдений врача-клинициста, данных истории болезни и различных функциональных и лабораторных исследований. Во всем мире, от крупной клиники до офиса врача общей практики, взаимодействие врачей клинического профиля и лаборатории является залогом успешного лечения пациентов.

Одним из первых упоминаний об аналитических процедурах и медицинской диагностике было сообщение индусского врача Sushruta в 600 году до н.э., отметившего сладкий вкус мочи больных, страдающих диабетом. Греческий врач Гиппократ в 400 году до н.э. уже применял лабораторные методы и учил своих студентов обоснованию диагноза по цвету мочи и ее виду. Теории и открытия греко-римского врача Галена оказали влияние на дальнейшее изучение физиологии и патологии системы свертывания крови. Философия просвещения привела к появлению новых концепций состояния здоровья и болезни, особенно в 17 веке, когда ученые, подобно Роберту Бойлю, начали анализировать кровь и мочу методами дистилляции.
Первая аналитическая лаборатория для медицинских целей была основана Юстусом фон Либитом в Гессене в середине 19 века, а в 1842 году ученик Либига, Иоганн Шерер, назвал свою лабораторию в больнице города Вюрцбург «Клиническая химическая лаборатория». С этого времени термин «клиническая химия» стал общепризнанным во всем мире.
Очень важно, чтобы клиницисты понимали, как может быть получен достоверный результат и насколько важен вклад всего медицинского персонала в этап надлежащей подготовки пациента, правильного взятия биоматериала и доставки пробы в лабораторию.
Разделение функций и ответственности между клиникой и лабораторией заключается в выполнении лабораторным персоналом необходимых аналитических процедур, оценке достоверности и правдоподобия результатов исследований, а клинический персонал осуществляет назначение лабораторных тестов, подготовку пациентов к их проведению, взятие образцов материалов, окончательную интерпретацию результатов исследований и принятие на их основе клинических решений.
В настоящее время диагностический процесс — это ряд дискретных шагов, связанных линейно, но часто отдаленных друг от друга по месту и времени.
С приходом в здравоохранение частных лабораторий, централизации государственных лабораторий, автоматизации процессов передачи информации вопрос контакта врачей лечебных специальностей и сотрудников лаборатории не теряет своей актуальности. Привычное телефонное или личное обращение в лабораторию при получении результата анализа, заставляющего врача-клинициста сомневаться, врача лабораторной диагностики — в отделение или кабинет амбулаторного приема, чтобы уточнить клинические данные конкретного больного, все чаще не представляется возможным. В случае обращения пациента в частную сетевую лабораторию её сотрудники не всегда имеют возможность узнать анамнестические данные обратившегося, его предполагаемый диагноз и направление диагностического поиска врача, назначившего анализ. Не всегда комментарии результатов, выходящих за пределы референсных значений, могут помочь в диагностическом поиске.
Однако наличие хорошо оснащенных сетевых лабораторий, не имеющих финансовых проблем, позволяет клиницистам получать результаты многих исследований, не доступных государственным медицинским организациям ввиду малой востребованности или высокой стоимости.
В настоящее время для оптимальной работы любой государственной лаборатории важна правильная организация технологического процесса проведения исследований, грамотное использование компьютерных технологий (ЛИС, МИС), постоянное повышение квалификации персонала и система протоколов ведения больных с определенными формами патологии и стандартов оказания медицинской помощи, предусматривающая выбор наиболее информативных тестов применительно к предполагаемой или уже развившейся патологии, гибкое применение установленного алгоритма лабораторного исследования, рациональную частоту повторных исследований и параметры интерпретации их результатов. При разработке таких протоколов необходимо использовать клинические рекомендации по различным формам патологии. Объем лабораторных исследований при диагностике заболевания и мониторинге состояния пациента должен отвечать принципу разумной достаточности.
Лаборатории необходим свой способ информирования заказчиков в медицинских организациях о своих услугах и требованиях: к примеру, в «Лабораторном справочнике врача» для внутреннего пользования, где будут освещены требования к преаналитической подготовке пациентов и образцам биоматериала, порядку заказа плановых и неотложных исследований и порядку выдачи результатов, поскольку правильная организация этих процессов может влиять на время оборота теста (ТАТ), что особенно важно в диагностике неотложных состояний.
Качество лечения пациентов зависит от качества всей информации, используемой врачом для принятия клинических решений. Грамотная организация работы лаборатории, правильное использование ее возможностей в тесном контакте с врачами всех специальностей делают более эффективным весь лечебно-диагностический процесс.

Ольга КУРОПАТКИНА,
заведующая клинико-диагностической лабораторией №1 Брянского областного онкологического диспансера, врач высшей категории.

Категории:


Комментарии

---