Поймать «плохиша» за «гаджет»…

2 апреля 2014

Областная сестринская конференция, посвященная проблемам этики и деонтологии в среднем звене, прошла в Брянском базовом медицинском колледже. В её работе приняли участие главные медицинские сестры, главные акушерки, члены совета сестер, правления Ассоциации сестринского персонала Брянщины, представители подразделений сестринской ассоциации в лечебно-профилактических учреждениях, преподаватели колледжа.

Актуальность темы не вызывает сомнения: жалоб на нарушение принципов этики и деонтологии хватает. Хотя их и раньше хватало, и не только у нас — по всей стране, да и в лучших зарубежных клиниках без них не обходится, но там их мало, а у нас много, грубость, если её оставлять без последствий, всегда претендует на то, чтобы стать нормой жизни. Проблема рассматривалась даже на коллегии Минздрава! Недавно прошла всероссийская научно-практическая конференция на эту тему — то есть этические аспекты в профессиональной деятельности медиков в целом и медицинских сестер в частности серьезно волнуют общество и широко обсуждаются в средствах массовой информации.

— Говорим мы об этой проблеме много, — отметила президент АСПБ Лариса Третьякова, — но подвижек мало. Вот поэтому мы на правлении сестринской ассоциации решили изменить ситуацию коренным образом.

Начинать, разумеется, надо с начала — то есть, с этического кодекса. Как водителя нельзя без знания правил движения допускать к управлению автомобилем, потому что это чревато трагическими последствиями, так и медицинских сестер нельзя допускать к пациентам без знания правил поведения, потому что конфликтная ситуация вполне может довести человека и до инфаркта.

О существовании этического кодекса некоторые наши медицинские сестры, конечно, догадываются, а некоторые даже знают его хорошо, но очень многие, к сожалению, имеют туманное представление о том, зачем он, вообще, нужен, если «и так всё понятно»: шприц в руку — лежи не двигайся! К этому своду правил относятся как к чему-то второстепенному, не являющемуся практическим руководством в профессиональной деятельности. А, между прочим, как отмечалось на конференции, качество медицинской помощи, за которое мы сейчас боремся, начинается именно с этики и деонтологии — с доброжелательного отношения к пациенту.

Анализу знаний этических вопросов у средних медицинских специалистов было посвящено выступление преподавателя Брянского базового медицинского колледжа Ольги Яськовой. Она привела в пример канадских коллег: там медицинская сестра носит этический кодекс — эту небольшую книжицу — в буквальном смысле в кармане халата. Он лежит у нее на посту. Он есть в процедурном кабинете. Там знают его наизусть. Зачем так стараются? Затем, чтобы при первой же грубости по отношению к пациенту не вылететь на улицу и не потерять на ровном месте любимую работу. Надо ли это нам? А то! Кадров средних в лечебно-профилактических учреждениях уже хватает, «скамейка запасных» широкая, три учебных заведения ежегодно выпускают для системы здравоохранения достаточно специалистов, поэтому в ближайшее время произойдёт естественный качественный отбор — в ЛПУ, оснащенных современной техникой и оборудованием, будут в соответствии с современными требованиями работать только врачи и медицинские сестры, уважающие пациентов и коллег. Чем дальше, тем больше будет исков в судах к грубиянам. Судебная система тоже ведь выходит постепенно «на уровень европейских стандартов». Совсем не лишне уже сейчас, как канадские коллеги, положить книжечку в карман и штудировать потихоньку положения кодекса, чтобы не оплошать в сложной ситуации. Там, кстати, каждое положение подробно расшифровывается с наглядными примерами, можно точно узнать заранее, как действовать в отношении того или иного пациента.

Почему возникают затруднения в процессе общения? Как воспитывать этико-деонтологические принципы у будущих медсестер? Заместитель директора базового колледжа по учебно-воспитательной работе Анна Мельникова рассказала о формировании деонтологической компетентности в подготовке студентов. Это сложный процесс. Но проблема, считает она, связана больше с социально-экономическими изменениями в нашей стране. В условиях кризиса, в котором на протяжении последних двадцати лет пребывает наше общество, и из которого мы только сейчас начинаем выходить, медицинским работникам приходится противостоять не только болезням и смерти, но и нравственной нестабильности — тем обстоятельствам, которые буквально подталкивают к нарушениям этики и деонтологии. Милосердие, долг, призвание, самопожертвование… — это как бы уже и не в приоритете, деятельность среднего медработника пытаются свести до уровня простой медицинской услуги. Отсюда и такое отношение к пациенту — как к бездушному потребителю услуги.

В базовом колледже стараются исправить этот перекос. Здесь на занятиях со своими студентами проводят, например, ролевые игры, в которых кто-то играет роль медсестры, а кто-то роль «противного» пациента, задающего массу некорректных вопросов. Такая тренировка позволит в перспективе профессионально, а не реактивно отвечать на капризы пациентов, которые, можно не сомневаться, всегда будут иметь место быть. Студенты, кстати, с удовольствием обыгрывают такие ситуации и получают хорошую прививку против грубости.

Есть два таких иностранных слова — «буллинг» и «моббинг», значение которых также изучают студенты, но очень даже полезно и даже необходимо их запомнить всем медработникам. На конференции перевела на русский эти два слова преподаватель колледжа Е.А. Цупова.

Эти явления сегодня подробно изучены, поскольку имеют место быть и в школе, и в студенческом коллективе, и в медицинских учреждениях. Буллинг — это агрессивное преследование одного из членов коллектива другими членами этого коллектива, регулярное грубое и жестокое, оскорбительное поведение. Не только в процессе непосредственного общения. Есть кибер-буллинг — запугивание идёт по телефону, по интернету. Создаются якобы от лица жертвы порочащие её сайты, при помощи фотошопа делаются порочащие фото — в том числе и порнографического свойства. Появились и первые цифры статистики: есть жертвы буллинга, пытавшиеся покончить жизнь самоубийством. Есть случаи, когда эти попытки были реализованы.

«Да ладно — это же виртуальное хамство… кого оно волнует…» Может сложиться такое предположение. Но цифры статистики очень серьезные: таких жертв, которые так или иначе подверглись «электронным» нападкам, в молодежной аудитории сегодня более пятидесяти процентов. То есть каждый второй уже пострадал или продолжает страдать от интернет-хамства.

Как с этим бороться? Как вычислить «мальчишей-плохишей»? Наверное, это при современных технологиях не трудно, но должна быть для привлечения к ответственности не только соответствующая законодательная база, но и конкретные указания соответствующим структурам правоохранительных органов. Пока не будет пойманных «за гаджет» конкретных «плохишей», мы можем в открытом эфире сколь угодно долго рассуждать о совести, а они будут продолжать гадить. Безнаказанность порождает безответственность.

Теперь про моббинг. Это форма психологического насилия в виде травли члена коллектива большим количеством людей с целью последующего увольнения «гадкого утенка». Во вражду может быть втянуто большое количество людей. Например, целое отделение больницы. Есть у нас такое явление? На этот вопрос в каждом отделении могут дать свой ответ.

Кто же в жертвах? Социально мало защищенные люди. Люди с малым жизненным опытом, не способные за себя постоять и дать отпор хаму. Травить могут за всё: за то, что ты очень умная, очень образованная, очень красивая… Формируются вокруг человека «сплетни в виде версий», наветы… Откуда это всё возникает? Если в коллективе появляется человек со склонностью к моббингу, он обязательно проявит эти свои черты характера, обязательно найдёт жертву и организует травлю. Поэтому тут надо быть бдительными. Появился «специалист» по моббингу — немедленно прижмите его к ногтю.

Это совсем не безобидные разборки. Травля оказывает влияние на состояние здоровья. У жертвы наблюдается беспокойство, депрессия, эта жертва перестает бороться за карьерный рост, снижается способность концентрировать внимание. В результате — укол не туда…

Как поставить на место склонных к буллингу и моббингу и прочих нарушителей принципов этики и деонтологии? Этим вполне могут заняться комитеты по этике, которые создаются в ЛПУ.

— Пришло время действовать! — подчеркнула в своем выступлении преподаватель базового медицинского колледжа Любовь Занина.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---