Деньги не бывают лишними

3 апреля 2014

Рабочее совещание по вопросам информатизации здравоохранения Брянской области в клинико-диагностическом центре провел заместитель директора департамента здравоохранения Максим Панов. В работе совещании приняли участие директор МИАЦ Елена Крень, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области Павел Иванов, руководители медицинских организаций, служб информационных технологий и программисты.

Первым пунктом был в повестке дня вопрос об эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий в медицинских учреждениях области. Техническая платформа для дальнейшего развития информационной поддержки лечебно-профилактических учреждений уже создана. Этому способствовало выделение значимых средств — как федеральных, так и региональных. Но поскольку глобальный кризис пока никуда не исчез, а развивать информационные технологии на этой платформе нужно еще более бурными темпами, в ближайшей перспективе Минздрав рекомендует больше рассчитывать на местные средства. Сколько их требуется? В Европе, например, для наглядного сравнения, до пяти процентов оборотных средств медицинское учреждение вкладывает в развитие информационных технологий. Нашим учреждениям (не всем, конечно) такая цифра кажется неподъемной. Но если все грамотно подсчитать, то получится, что сэкономить, оказывается, можно значительно больше. Не сразу. Информатизация и модернизация, как сказала Елена Крень, процесс длительный, но кто не научится работать в современном ритме, тот сильно рискует: остановиться на полпути — значит отстать навсегда. Это долгосрочный инвестиционный процесс, серьёзная затратная статья для любого региона, но относиться к информатизации как к чему-то второстепенному — это не правильно.

По каким критериям можно оценить, выгодно использовать информационные технологии или нет? Первое — снижение временных затрат. Электронная медицинская карта, например, дает возможность сократить время, необходимое для сбора информации, для проведения системного анализа состояния здоровья человека. Далее — предотвращение лишних повторных исследований. Сегодня иногда даже в одном учреждении назначают повторно одни и те же анализы, и это как бы считается нормой жизни — допустимой практикой. Использование информационных технологий позволяет резко снижать число врачебных ошибок — очень, между прочим, важный критерий и для самих врачей, и для пациентов. Это происходит благодаря использованию экспертных систем. Лабораторная информационная система позволяет минимизировать время выдачи готовых результатов. Обычно забор осуществляется с восьми до десяти утра, результаты готовы к концу дня, а то и на следующее утро. Информационные технологии позволяют сократить время до одного часа. За счет ухода от ручной работы снижается и число случайных ошибок в результатах анализов. Если грамотно составить расписание работы врачей и использовать информационные технологии в работе со страховыми организациями, это значительно снизит нагрузки лечебно-профилактических учреждений на предоставления отчетных форм.

Можно долго перечислять преимущества такой работы, но агитации, собственно, и не требуется, потому что решение о переходе на единый онлайн-мониторинг в системе ОМС было принято в соответствии с требованиями 326-го федерального закона. Вся страна, вся наша медицина напрягается, чтобы освоить современные технологии, и уже очень скоро создаваемая база данных позволит любому врачу в любом медицинском учреждении быстро знакомиться с историей болезни обратившегося за помощью пациента — информация будет доступной сразу для целого ряда региональных систем. И что не менее важно, информация, которая попадает в реестры об оказанной медицинской помощи, будет отражена не только в электронной истории болезни, но и в личном электронном кабинете пациента.

Что касается отчетов о проделанной работе, то мы уже сейчас отказались от файлового обмена. Никто никуда не ездит и никто никому ничего не посылает. Лечебное учреждение вносит медицинские данные: всё, что связано с процессом оказания медицинской помощи, а ТФОМС уже выполняет затем свою работу. Идентификация страхового случая происходит по определенному уникальному коду. По этому коду отслеживаются все застрахованные, которым была оказана медицинская помощь — независимо от того, в каком медицинском учреждении пациент получил эту помощь. Эта информация находится и в электронной истории болезни. В центре — единый сервер. На нем хранятся все данные об оказанной медицинской помощи. После соответствующей обработки эта информация поступает непосредственно в страховые медицинские компании.

Информатизация, конечно, даст хорошую экономию средств и окупится сторицей, но только если не экономить на самой информатизации.

— Деньги, которые вы получаете от территориального фонда обязательного медицинского страхования через страховые компании, нужны вам, вашей больнице, — подчеркнул директор ТФОМС Павел Иванов, обращаясь к руководителям медицинских учреждений. — Вы их зарабатываете. И очень много зависит от того, насколько корректная информация к нам поступает. Нужно обязательно получить все деньги, которые больница заработала. Если оператор сделает ошибку, больнице откажут в деньгах. Всё должно быть сделано четко и правильно.

Ну, это и понятно: любой бухгалтер в любой организации не может быть к кому-то помягче, чем ко всем остальным. Сколько заработал, столько и начислит. Ни копейки больше, но и ни копейки меньше. Правда, при этом проверит, нет ли там каких приписок. А у «робота» в этом плане совсем «разговор короткий». У него программа. Неправильно заполнен реестр — отказ. Не успел — значит опоздал. Уговаривать машину бесполезно. Следовательно, надо успевать. Некоторые уже несут финансовые потери, по ряду учреждений есть отказы — до десяти процентов. А деньги, между прочим, лишними не бывают, если люди их заработали, они не очень поймут, почему они их не получили по причине «неправильного заполнения». Не надо, напомнил Павел Иванов, забывать и про объемы оказанной сверхплановой помощи. Это нормальные деньги, это заработная плата.

Пока не все отлажено. Человек госпитализирован, но параллельным курсом приходит на лечение и в поликлинике. Лежит на операционном столе и одновременно в это же самое время как бы лечит в поликлинике другую болячку. Как ему это удаётся? Да с помощью приписок. Но бывает, что лежит в круглосуточном стационаре, а приходит в свою поликлинику получать инсулин. Надо бы в больнице его получать, но там его нет, нужно заказывать, пройдет время… можно и умереть. То есть, надо срочно разобраться с тем, какие посещения можно оставить, а какие нельзя. Снять-то автоматически робот снимет, сколько на него не обижайся, но пока не все отлажено, видимо, конфликтных ситуаций не избежать, и придется «отлаживать механизм» на ходу. Не должно быть таких «нюансов», как в одном из районных учреждений, когда врач не мог отправить данные по диспансеризации, потому что программисту «неохота было обновлять версию». Никакого разнобоя. Одно дело — мужик с гармошкой, другое — с гранатой. Какие тут игры в «неохота», когда речь идёт о работе в единой системе.

Еще одно счастье, которое несет врачам информатизация, это видеоконференции. В скорой перспективе это станет делом будничным не только для некоторых. Не нужно будет, например, ехать за тридевять земель и тратить время, которого всегда не хватает, на туда-обратно, чтобы посидеть в каком-нибудь зале заседаний. Можно участвовать в конференции или важном собрании, находясь в своем рабочем кабинете, можно сразу же при необходимости обменяться какими-то документами. И не только на областном уровне. Можно с пользой для дела общаться между собой и руководителям районных медицинских учреждений, можно виртуально поучаствовать в уникальной операции, приобретя при этом бесценный опыт.

Видеоконференции — это не только связь, но и телемедицинские консультации. Можно связаться со специалистом областного учреждения и получить консультацию в режиме реального времени. Можно разобраться сразу: нужен ли выезд специалиста, нужна ли операция, нужно ли и можно ли транспортировать больного. Можно общаться и с Минздравом, и с департаментом.

Затраты на это удовольствие, кстати, не велики, даже, можно сказать, очень не велики: веб-камера, наушники или колонки и микрофон — вот всё, что требуется. Это сегодня есть практически у каждого доктора.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---