«Вежливый» отказ получат худшие

31 октября 2010

На заседании коллегии департамента здравоохранения, состоявшемся 22 октября, рассмотрен проект программы модернизации системы здравоохранения области, а также вопрос об обеспечении качества инъекционных и инфузионных растворов, изготавливаемых в аптечных учреждениях.

В. Н. ДорощенкоДиректор департамента здравоохранения Брянской области Владимир Дорощенко назвал некоторые цифры: в рамках проекта «Качество жизни «Здоровье» выделяется 460 миллиардов рублей в целом на реализацию этой программы по РФ. Пока точно не известно, сколько средств будет выделено каждому региону, но как раз сейчас каждая область соревнуется за то, чтобы именно их региону было выделено как можно больше денег.

На сегодня численность населения Брянской области составляет один миллион двести девяноста две тысячи человек. 68 процентов населения проживает в городах и поселках. В сельской местности — 31 процент. Демографические показатели в целом соответствуют сложившимся в России тенденциям, но по показателям смертности за 2009 год мы «впереди»: у нас 16,9, в РФ — 14,2 на тысячу жителей. У нас увеличилась рождаемость, за последние три года прирост составил более сорока процентов. Это хороший показатель. И тем не менее мы пока не достигли среднего уровня по стране. Тут есть нюансы. Как отметил Владимир Дорощенко, когда мы анализируем показатели смертности, нужно учитывать половозрастную структуру. Если перевести наши показатели по смертности в стандартизованные цифры, то мы как раз сравняемся со среднероссийским показателем, потому что в нашей области велика доля пожилого населения (населения старше 65 лет более 21 процента, в России же в целом эта цифра равна 18 процентам).

Тенденции у нас сегодня те же, что и в прежние годы. Смертность от болезней системы кровообращения — основная причина смерти (64 процента) — составила 11,2 в 2008 году и 10,8 в 2009 году. По России этот показатель держится на уровне 8,4. По новообразованиям колебание коэффициентов составляет по РФ 2—2,1, по Брянской области 2,1—2,3. Есть небольшое увеличение смертности от онкологических заболеваний, но когда рассчитывается стандартизованный показатель, эти цифры нивелируются.

Снижается смертность от внешних причин, здесь у нас цифры приближаются к среднему уровню по стране. Показатели младенческой смертности у нас ниже, чем по России. А в 2009 году этот показатель был самым низким за все время — 7,4 на тысячу родившихся. Но по перинатальной смертности наши показатели выше среднероссийских. 8,7 и 8,2 соответственно за 2008 и 2009 годы. По России — 8,3 и 7,8.

Ожидалось, что в период экономического кризиса значительно уменьшатся расходы в системе здравоохранения и у нас будет провал по финансированию, но этого не произошло, и консолидированные расходы сохранились в 2009 году на уровне 7,3 миллиарда рублей, а в текущем году планируется увеличение финансирования на сто миллионов рублей. В 2011 году, по расчетам, финансирование увеличится на 531 миллион рублей.

С 2007 года в областном здравоохранении активно проводится работа по снижению неэффективных расходов. Только по оказанию стационарной помощи в 2007 году они составляли более пятисот миллионов рублей. Было проведено сокращение коечного фонда, его активно приводили в соответствие с федеральными нормативами, и сейчас уже (по 2009 году) неэффективные расходы по использованию коечного фонда составляют пятьдесят один миллион рублей. В этом году удалось минимизировать неэффективные расходы, и в этой части их уже не будет.

Оценка проводится по двум направлениям: по бюджетным лечебно-профилактическим учреждениям и по учреждениям, которые работают в системе ОМС. По бюджетным учреждениям у нас коечная сеть даже ниже федерального норматива, а по учреждениям, работающим в ОМС, выше. Поэтому коэффициент для ЛПУ, где нет межрайонных отделений, установлен в этом году 1,65, а где есть межрайонные отделения — 1,85 койко-дня на одного жителя. Ниже не надо, как подчеркнул директор департамента здравоохранения, но этого уровня надо обязательно достигнуть. В план на следующий год будет заложен для всех без исключения это показатель.

По объемам скорой медицинской помощи в этом году также нужно полностью устранить неэффективные расходы за счет активизации работы неотложной помощи. В ряде лечебно-профилактических учреждений эта работа не проводится, но нужно в обязательном порядке выполнить указание департамента здравоохранения и администрации области — неэффективных расходов здесь быть не должно.

Что касается кадровых ресурсов, то по врачам неэффективных расходов нет. Если рассчитать по тем ресурсам, которые есть в среднем по Российской Федерации, нам не хватает более пятисот врачей. В настоящее время коэффициент по РФ составляет 35,7, по Брянской области — 31,5. Но по средним медицинским работникам в РФ показатель составляет 89,4 на десять тысяч населения, а по Брянской области — 99,8. У нас неэффективные расходы по избыточному количеству средних медицинских работников составляют 149 миллионов рублей. По прочему персоналу — 422 миллиона рублей. В России показатель — 50,4, у нас — 92,2. Когда прочий персонал в ЛПУ составляет более пятидесяти процентов (а иногда и 60 процентов), это ненормально. Это и есть неэффективные расходы. И главным врачам сейчас при переходе на отраслевую систему оплаты труда нужно учитывать, что эти неэффективные расходы просто не позволят им стимулировать медицинскую часть персонала. Поэтому нужно всё приводить в соответствие с современными требованиями.

Планируется переход на новые формы бюджетирования учреждений системы здравоохранения. Первое — это переход на отраслевую систему оплаты труда. Нужно, как уверен Владимир Дорощенко, активнее переходить на эту систему оплаты труда. Но есть предложения от ряда руководителей отсрочить этот переход. Откуда они «вырастают»? Просто там, где много неэффективных расходов, невыгодно переходить на новую систему оплаты труда. Однако там, где руководители ЛПУ эффективно расходуют бюджетные средства, складывается хороший стимулирующий фонд, который можно использовать для повышения заработной платы.

Есть и такие учреждения, которые подходят к дефолту. Переход на одноканальное финансирование через систему ОМС сразу выявит эти учреждения и этих руководителей. Недопустимо когда в учреждениях, работающих в системе ОМС, существует кредиторская задолженность. Кредиторскую задолженность по ЖКХ администрация области планирует до нового года ликвидировать, поэтому в новое бюджетирование с нового года нужно выйти с нулевым балансом. Кредиторской задолженности быть не должно, иначе у некоторых ЛПУ могут возникнуть очень серьезные проблемы с финансированием.

Вывод, одним словом (точнее — в двух словах), тоже прост: экономить надо. Когда в учреждении не известно для чего держат двадцать автомобилей с водителями или когда там зимой украшают пейзаж туманы над открытыми теплотрассами, сэкономить, конечно, не получится.

Очень серьезно директор департамента призвал руководителей поликлиник изжить имеющий место быть живучий атавизм: талончики в амбулаторно-поликлиническом звене. Это практикуется, например, в Брянске. В департамент позвонил отчаявшийся ветеран Великой Отечественной войны: он неделю не мог попасть к онкологу в четвертой городской поликлинике. У него проблема с ногой — опухоль, он приходил и в восемь утра, и в семь утра… занимал очередь, подходила очередь, но без талончика его прогоняют. Это, конечно, и с моральной точки зрения, никуда не годится, но еще нужно помнить и об экономике, ведь за каждым пациентом идут деньги… Частные клиники ждут пациента на входе, максимально стараются привлечь его к себе, чтобы оказать ему медицинскую помощь, получить за это деньги и использовать их для повышения зарплаты… Сколько будет еще существовать эта допотопная талонная система? Когда наши недоступные врачи станут доступнее? Ветеран Великой Отечественной войны не смог за целую неделю попасть на прием к великим людям!!! Директор департамента пообещал поставить вопрос о смене в полном составе всего руководства городского управления здравоохранения, если оно не наведет в этом порядок.

Директор департамента здравоохранения Брянской области Владимир Дорощенко назвал некоторые цифры: в рамках проекта «Качество жизни «Здоровье» выделяется 460 миллиардов рублей в целом на реализацию этой программы по РФ. Пока точно не известно, сколько средств будет выделено каждому региону, но как раз сейчас каждая область соревнуется за то, чтобы именно их региону было выделено как можно больше денег.

На сегодня численность населения Брянской области составляет один миллион двести девяноста две тысячи человек. 68 процентов населения проживает в городах и поселках. В сельской местности — 31 процент. Демографические показатели в целом соответствуют сложившимся в России тенденциям, но по показателям смертности за 2009 год мы «впереди»: у нас 16,9, в РФ — 14,2 на тысячу жителей. У нас увеличилась рождаемость, за последние три года прирост составил более сорока процентов. Это хороший показатель. И тем не менее мы пока не достигли среднего уровня по стране. Тут есть нюансы. Как отметил Владимир Дорощенко, когда мы анализируем показатели смертности, нужно учитывать половозрастную структуру. Если перевести наши показатели по смертности в стандартизованные цифры, то мы как раз сравняемся со среднероссийским показателем, потому что в нашей области велика доля пожилого населения (населения старше 65 лет более 21 процента, в России же в целом эта цифра равна 18 процентам).

Тенденции у нас сегодня те же, что и в прежние годы. Смертность от болезней системы кровообращения — основная причина смерти (64 процента) — составила 11,2 в 2008 году и 10,8 в 2009 году. По России этот показатель держится на уровне 8,4. По новообразованиям колебание коэффициентов составляет по РФ 2—2,1, по Брянской области 2,1—2,3. Есть небольшое увеличение смертности от онкологических заболеваний, но когда рассчитывается стандартизованный показатель, эти цифры нивелируются.

Снижается смертность от внешних причин, здесь у нас цифры приближаются к среднему уровню по стране. Показатели младенческой смертности у нас ниже, чем по России. А в 2009 году этот показатель был самым низким за все время — 7,4 на тысячу родившихся. Но по перинатальной смертности наши показатели выше среднероссийских. 8,7 и 8,2 соответственно за 2008 и 2009 годы. По России — 8,3 и 7,8.

Ожидалось, что в период экономического кризиса значительно уменьшатся расходы в системе здравоохранения и у нас будет провал по финансированию, но этого не произошло, и консолидированные расходы сохранились в 2009 году на уровне 7,3 миллиарда рублей, а в текущем году планируется увеличение финансирования на сто миллионов рублей. В 2011 году, по расчетам, финансирование увеличится на 531 миллион рублей.

С 2007 года в областном здравоохранении активно проводится работа по снижению неэффективных расходов. Только по оказанию стационарной помощи в 2007 году они составляли более пятисот миллионов рублей. Было проведено сокращение коечного фонда, его активно приводили в соответствие с федеральными нормативами, и сейчас уже (по 2009 году) неэффективные расходы по использованию коечного фонда составляют пятьдесят один миллион рублей. В этом году удалось минимизировать неэффективные расходы, и в этой части их уже не будет.

Оценка проводится по двум направлениям: по бюджетным лечебно-профилактическим учреждениям и по учреждениям, которые работают в системе ОМС. По бюджетным учреждениям у нас коечная сеть даже ниже федерального норматива, а по учреждениям, работающим в ОМС, выше. Поэтому коэффициент для ЛПУ, где нет межрайонных отделений, установлен в этом году 1,65, а где есть межрайонные отделения — 1,85 койко-дня на одного жителя. Ниже не надо, как подчеркнул директор департамента здравоохранения, но этого уровня надо обязательно достигнуть. В план на следующий год будет заложен для всех без исключения это показатель.

По объемам скорой медицинской помощи в этом году также нужно полностью устранить неэффективные расходы за счет активизации работы неотложной помощи. В ряде лечебно-профилактических учреждений эта работа не проводится, но нужно в обязательном порядке выполнить указание департамента здравоохранения и администрации области — неэффективных расходов здесь быть не должно.

Что касается кадровых ресурсов, то по врачам неэффективных расходов нет. Если рассчитать по тем ресурсам, которые есть в среднем по Российской Федерации, нам не хватает более пятисот врачей. В настоящее время коэффициент по РФ составляет 35,7, по Брянской области — 31,5. Но по средним медицинским работникам в РФ показатель составляет 89,4 на десять тысяч населения, а по Брянской области — 99,8. У нас неэффективные расходы по избыточному количеству средних медицинских работников составляют 149 миллионов рублей. По прочему персоналу — 422 миллиона рублей. В России показатель — 50,4, у нас — 92,2. Когда прочий персонал в ЛПУ составляет более пятидесяти процентов (а иногда и 60 процентов), это ненормально. Это и есть неэффективные расходы. И главным врачам сейчас при переходе на отраслевую систему оплаты труда нужно учитывать, что эти неэффективные расходы просто не позволят им стимулировать медицинскую часть персонала. Поэтому нужно всё приводить в соответствие с современными требованиями.

Планируется переход на новые формы бюджетирования учреждений системы здравоохранения. Первое — это переход на отраслевую систему оплаты труда. Нужно, как уверен Владимир Дорощенко, активнее переходить на эту систему оплаты труда. Но есть предложения от ряда руководителей отсрочить этот переход. Откуда они «вырастают»? Просто там, где много неэффективных расходов, невыгодно переходить на новую систему оплаты труда. Однако там, где руководители ЛПУ эффективно расходуют бюджетные средства, складывается хороший стимулирующий фонд, который можно использовать для повышения заработной платы.

Есть и такие учреждения, которые подходят к дефолту. Переход на одноканальное финансирование через систему ОМС сразу выявит эти учреждения и этих руководителей. Недопустимо когда в учреждениях, работающих в системе ОМС, существует кредиторская задолженность. Кредиторскую задолженность по ЖКХ администрация области планирует до нового года ликвидировать, поэтому в новое бюджетирование с нового года нужно выйти с нулевым балансом. Кредиторской задолженности быть не должно, иначе у некоторых ЛПУ могут возникнуть очень серьезные проблемы с финансированием.

Вывод, одним словом (точнее — в двух словах), тоже прост: экономить надо. Когда в учреждении не известно для чего держат двадцать автомобилей с водителями или когда там зимой украшают пейзаж туманы над открытыми теплотрассами, сэкономить, конечно, не получится.

Очень серьезно директор департамента призвал руководителей поликлиник изжить имеющий место быть живучий атавизм: талончики в амбулаторно-поликлиническом звене. Это практикуется, например, в Брянске. В департамент позвонил отчаявшийся ветеран Великой Отечественной войны: он неделю не мог попасть к онкологу в четвертой городской поликлинике. У него проблема с ногой — опухоль, он приходил и в восемь утра, и в семь утра… занимал очередь, подходила очередь, но без талончика его прогоняют. Это, конечно, и с моральной точки зрения, никуда не годится, но еще нужно помнить и об экономике, ведь за каждым пациентом идут деньги… Частные клиники ждут пациента на входе, максимально стараются привлечь его к себе, чтобы оказать ему медицинскую помощь, получить за это деньги и использовать их для повышения зарплаты… Сколько будет еще существовать эта допотопная талонная система? Когда наши недоступные врачи станут доступнее? Ветеран Великой Отечественной войны не смог за целую неделю попасть на прием к великим людям!!! Директор департамента пообещал поставить вопрос о смене в полном составе всего руководства городского управления здравоохранения, если оно не наведет в этом порядок.

В 2011 году планируется внедрить нормативно-подушевое финансирование муниципальных учреждений здравоохранения. Переход будет плавным и, возможно, он начнется не с первого января, а с середины года — всё будет зависеть от того, как ЛПУ будут справляться с объемами работ в рамках одноканального финансирования. Это прогрессивная форма бюджетирования, и она в конце 2011 года уже будет использоваться в полной мере. Десять учреждений станут государственными автономными учреждениями здравоохранения. Это тоже современная форма бюджетирования, и её также можно активно использовать в ЛПУ области.

Сколько нужно денег? Только на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений — более десяти миллиардов рублей (на два года). Всего же на реализацию программы потребуется тринадцать миллиардов рублей. Но, подчеркнул директор департамента, это наши пожелания. Когда (виртуально) поделили 460 миллиардов между всеми регионами страны, то, исходя из численности населения, получилось для нас около трех — четырех миллиардов. Тем не менее защищать в Москве будут цифру 13 (миллиардов). Сколько останется в окончательном варианте? Как говорится, покажет время, но обоснования для получения именно этой суммы есть.

В рамках данного проекта основное внимание будет уделено развитию в области кардиологии, онкологии, службы родовспоможения и травматологии.

В настоящее время Миздравсоцразвития подготовлено 18 порядков оказания медицинской помощи. Всего же будет 49 порядков, по каждому порядку готовится приказ департамента, рассчитывается материально-техническое обеспечение.

Для укрепления материально-технической базы средства будет распределяться по трем направлениям: это завершение ранее начатых объектов системы здравоохранения — 2,3 миллиарда рублей; проведение капитальных ремонтов — 3,1 миллиарда рублей; оснащение медицинским оборудованием — пять миллиардов рублей. Произведены расчеты потребности в целом — более 23 миллиардов рублей. Но в течение двух лет выполнить все объемы работ очень сложно, поэтому определены основные направления.

Завершения строительства, финансируемого из федерального бюджета, ждут клинцовский роддом, брянский онкодиспансер — блок лучевой терапии, областная детская больница — онкогематологический центр, брянская областная больница — консультативно-диагностическое отделение перинатального центра в Бежице, Брасовская, Брянская, Суражская и Злынковская ЦРБ.

Модернизация кардиологической службы будет проводиться по нескольким направлениям. Первое — это открытие регионального сосудистого центра на базе первой областной больницы на восемьдесят коек с блоком интенсивной терапии на двадцать коек. Планируется также открыть три сосудистых центра: в Брянской городской больнице № 1, в Клинцовской центральной городской больнице и в Брянской центральной районной больнице. Будут открыты два кардиологических отделения с блоками интенсивной терапии — в Брянской и Почепской ЦРБ, а также четырнадцать кардиокабинетов в области и Брянске с учетом численности прикрепленного населения.

Что предстоит сделать по модернизации онкологической службы? В области на учете состоит более двадцати семи тысяч человек с онкологическими заболеваниям, ежегодно добавляется пять тысяч вновь выявленных заболеваний. По раку щитовидной железы у нас показатели в три — четыре раза выше, чем в среднем по России. Оценивается эффективность работы службы по следующим основным показателям: пятилетняя выживаемость больных со злокачественными заболеваниями; смертность населения от злокачественных заболеваний; смертность трудоспособного населения; количество умерших в течение года с момента установления диагноза; количество случаев раннего выявления злокачественных новообразований первой и второй стадий заболевания и доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленными на первой и второй стадиях — этот показатель у нас невысокий: 71 процент, 73 процентов планируется достигнуть к 2012 году. По европейским же странам этот показатель составляет 90 процентов.

Модернизация онкологической службы будет заключаться в организации четырнадцати онкологических кабинетов и шестнадцати онкологических отделений в амбулаторно-поликлинических подразделениях муниципальных учреждений здравоохранения, в укреплении материально-технической базы областного онкологического диспансера. Будет сдан в эксплуатацию блок лучевой терапии, завершено строительство онкогематологического центра в областной детской больнице. Концентрация всей консультативно-диагностической помощи онкопациентам замыкается на онкологический диспансер, а онкологический диспансер — непосредственно на федеральные учреждения. Другой системы маршрутизации пациентов не предусмотрено.

Оценка эффективности модернизации службы родовспоможения осуществляется по следующим целевым показателям: материнская смертность; младенческая смертность. Каковы эти показатели на 2012 год? На начало 2012 года оценка младенческой смертности будет проводиться с учетом новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Поэтому можно предположить рост показателя младенческой смертности. Но если мы его удержим на уровне до 8,0, как подчеркнул Владимир Дорощенко, это будет хорошо. А в дальнейшем этот показатель планируется снизить до европейского уровня — 5,0.

Модернизация службы родовспоможения будет идти по следующим основным направлениям: завершение строительства роддома в Клинцах; ввод в строй в 2012 году консультативно-поликлинического отделения перинатального центра в областной больнице № 1; внедрение современных организационных технологий — трехуровневая система; создание пяти межрайонных акушерских стационаров и перевод женской консультации МУЗ «Клинцовская ЦРБ» в состав МУЗ «Клинцовский родильный дом». К 2012 году мы должны прийти к тому, что у нас в области будет родильное отделение третьего уровня — это областная больница № 1, родильные отделения второго уровня (с количеством родов свыше пятисот) — в Новозыбкове, Клинцах и, возможно, в Жуковке, а также первый и второй роддома города Брянска. Сохранятся (при достаточном количестве медицинских работников и врачей акушеров-гинекологов) родильные отделения первого уровня (количество родов — до пятисот). Директор департамента считает целесообразным также в перспективе создать родильные отделения второго уровня в Почепе и в Навле. Но для этого опять же данным учреждениям нужно соответствовать требованиям по кадровому потенциалу.

Большое внимание будет уделяться в перспективе и приближению медицинской помощи к сельскому населению, будут открываться новые офисы врачей общей практики. За прошедшие два года открыто уже шестнадцать офисов врачей общей практики, к 2012 году их должно быть как минимум пятьдесят один. Все предложения на этот счет уже внесены в программу модернизации. Обеспечение необходимым оборудованием будет осуществляться за счет областного бюджета. Объемы оказания медпомощи в данных подразделениях в перспективе будут только расти, количество офисов врачей общей практики должно приблизиться к трем сотням.

Также первостепенное внимание будет уделяться модернизации информатизации в системе здравоохранения. Электронные регистратуры, интернет-регистратуры, электронная очередь, электронная карта пациента, персонифицированные регистры, единая система оказания скорой неотложной медицинской помощи, телемедицинские консультативные центры, единый центр консолидации управления информатизацией — всё это самые ближайшие перспективы. На финансирование этих мероприятий в 2011 году потребуется 192 миллиона рублей, в 2012 — 165 миллионов рублей.

Потребность финансирования обеспечения стандартов оказания медицинской помощи составляет в год более одного миллиарда рублей. Перейти сразу на стандарты будет очень сложно. Владимир Дорощенко высказал слова благодарности в адрес руководителей БТФОМСа, специалисты которого сумели за очень непродолжительное время подготовить большое количество стандартов оказания медицинской помощи и произвести финансовые расчеты. Проведена очень серьезная работа. В настоящее время имеется четыре стандарта по кардиологическому профилю для лечения 1350 человек — потребность на эти цели составляет пятьдесят один миллион рублей; по онкологическому профилю — семнадцать медико-экономических стандартов для лечения более одной тысячи пациентов — потребность составляет полмиллиарда рублей; по службе родовспоможения — три стандарта для лечения пятидесяти двух пациентов (потребность — более трех миллионов рублей); по травмам — два медико-экономических стандарта (80 пациентов, более двадцати трех миллионов рублей); неврология — шесть медико-экономических стандартов, 1427 пациентов, 234 миллиона рублей; неонатология — два стандарта, 280 пациентов, 204 миллиона рублей. Но это только первый этап, на котором будут отработаны технологии, проанализирована эффективность работы. Сначала стандарт будут внедряться в крупных ЛПУ, затем планируется переходить на них в межрайонных центрах — в том числе по травмам, но неврологии, по родовспоможению. А в дальнейшем найдут применение и другие медико-экономические стандарты. Министр здравоохранения Татьяна Голикова ставит задачу в ближайшие несколько лет полностью перейти на стандарты оказания медицинской помощи в ЛПУ.

Об отраслевой системе оплаты труда и о подходах к экономному бюджетированию на заседании коллегии рассказала заместитель директора департамента Людмила Кашенинникова.

Количество функционирующих круглосуточных коек на сегодняшний день у нас в области — 11495. За три года — с 2007 года — сокращено 2400 коек, все эти объемы медицинской помощи были перенесены в амбулаторный сектор. Увеличилось количество амбулаторных посещений, количество мест в дневных стационарах сегодня — 2700. В этом году начали работать стационары на дому, за 2010 год открыто 182 места. Учитывая востребованность, этот вид медицинской помощи получит свое дальнейшее развитие.

Интересная цифра: 66 процентов неэффективных расходов приносит нашей медицине прочий медперсонал. Поэтому Людмила Евгеньевна призвала руководителей ЛПУ внимательно изучить штатное расписание, пересмотреть функциональные обязанности, установить фактическую нагрузку на каждого «прочего» работника и часть функций по обслуживанию учреждения передать другим сторонним организациям, как это, кстати, повсеместно давно и успешно делается во всех продвинутых странах Европы. Департамент здравоохранения, со своей стороны, обещает постоянно контролировать процесс сведения к нулю неэффективных расходов в лечебно-профилактических учреждениях.

С первого января 2011 года планируется перевести на одноканальное финансирование через систему ОМС все статьи расходов по содержанию зданий и сооружений, услугам связи, транспортным, коммунальным услугам, арендной плате, приобретению оборудования. Также с первого января планируется поэтапно вводить нормативно-подушевой принцип оплаты медицинской помощи в условиях частичного фондодержания. Оплата медицинской помощи по душевым нормативам будет производиться за амбулаторно-поликлиническую помощь и за помощь, оказанную в дневных стационарах. Финансирование, которое будет поступать из страховых медицинских организаций по подушевому нормативу в соответствии с численностью населения, будет аккумулироваться на субсчетах участкового терапевта, с этого субсчета будет происходить возмещение расходов самой участковой службы, узких специалистов, поликлинической службы и за оказанную медицинскую помощь в дневных стационарах. Участковый врач, получив дополнительные права, будет сам выбирать: оказывать эту услугу самому или приобретать её у других врачей. Если он сам будет оказывать помощь, он будет полностью и отвечать за данного пациента и за качество оказания медицинской помощи. Этот метод подразумевает увеличение амбулаторно-поликлинических посещений в целях профилактики, оптимизацию посещений узких специалистов и оптимизацию поликлинических исследований.

Людмила Крашенинникова подробно рассказала и нюансах введения отраслевой системы оплаты труда и ее преимуществах и недостатках. Отраслевая система оплаты труда с первого сентября введена у нас в государственных учреждениях здравоохранения. А в муниципальных учреждениях она будет введена в октябре — ноябре этого года. Целью введения отраслевой системы оплаты труда является обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от уровня его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Причем, без ограничений её максимального размера.

Может ли руководитель лечебно-профилактического учреждения не иметь медицинского образования? Вопрос, конечно, интересный. Казалось бы, ответ очевиден: нет, не может. Однако. Сейчас меняется форма хозяйствования, поэтому руководители ЛПУ должны быть не только отличными врачами, но еще и отличными менеджерами. Каждый рубль должен использоваться эффективно. Поэтому, как разъяснила Людмила Крашенинникова, должность руководителя медицинского учреждения сегодня может занять и эффективный менеджер, имеющий не медицинское высшее образование и опыт работы в данной сфере не менее пяти лет.

Директор департамента Владимир Дорощенко напомнил руководителям ЛПУ, что коэффициенты по заработной плате необходимо согласовывать с руководством департамента и попросил эти согласования осуществлять своевременно. Кстати, не всем они будут согласованы. Некоторым руководителям будет дан мотивированный — «вежливый» — отказ. Когда количество жалоб превышает все допустимые нормативы, когда лечебно-профилактическое учреждение находится в числе худших, то, конечно, их руководителям нужно сделать одно из двух: либо навести порядок в своих ЛПУ, либо уйти в отставку. Раньше искали, кто бы согласился быть главным врачом, теперь этой проблемы не существует. Если на должности руководителей не будет хватать врачей, эти должности смогут занять менеджеры.

C докладом по второму вопросу — о контроле и обеспечении качества инъекционных и инфузионных растворов, изготовляемых в аптечных учреждениях, — на коллегии выступила заместитель директора департамента здравоохранения, начальник отдела организации фармацевтической деятельности Лариса Борщевская. Она отметила, что как в Российской Федерации, так и в Брянской области к 2010 году сложилась такая ситуация, когда под одним и тем же названием промышленными предприятиями и аптеками выпускались лекарственные препараты для парентерального введения различной степени качества, что нарушает права пациентов на получение эффективных и безопасных лекарственных средств. Нарушения при изготовлении инфузионных и инъекционных растворов в аптечных условиях — это факторы риска возникновения у больных побочных реакций, что представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни. В тоже время потенциал российских предприятий, имеющих соответствующее техническое оснащение, систему обеспечения качества лекарственных средств и выпускающих аналогичную продукцию, позволяет в необходимом объеме обеспечить лечебно-профилактические учреждения инфузионными и инъекционными растворами.

В соответствии с решением коллегии Росздравнадзора от 29 апреля 2010 года в целях обеспечения населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами департаментом здравоохранения проведены мероприятия, направленные на поэтапную замену инфузионных и инъекционных растворов аптечного изготовления препаратами промышленного производства. Проведен анализ применения учреждениями здравоохранения области инфузионных и инъекционных растворов аптечного изготовления, анализ среднемесячной потребности и номенклатуры применяемых стерильных растворов. Номенклатура растворов проанализирована с учетом требований стандартов оказания медицинской помощи.

Ряд лечебно-профилактических учреждений области полностью перешли на использование инфузионных и инъекционных растворов промышленного производства: это областная психиатрическая больница № 1, областной кожвендиспансер, областной наркодиспансер, Брасовская, Клетнянская, Комаричская, Мглинская, Навлинская, Рогнединская, Севская, Стародубская, Суражская, Трубчевская ЦРБ и другие.

До первого сентября этого года аптечными учреждениями на момент проведения анализа осуществлялось изготовление 27 наименований инфузионных и инъекционных растворов (из зарегистрированных для промышленного производства). Из этих 27 лекарственных форм отсутствовали предложения на поставки соответствующей продукции промышленного производства по 13 позициям. Кроме того, аптечными учреждениями изготавливалось с использованием фармацевтических субстанций, включённых в Государственный реестр, 29 наименований незарегистрированных прочих стерильных лекарственных форм, применяемых для инфузий и инъекций. При этом из 29 наименований использование 16 наименований не предусмотрено действующими стандартами оказания медицинской помощи.

Сравнительный анализ цен на инфузионные и инъекционные растворы аптечного изготовления и промышленного производства показал, что в большинстве лечебно-профилактических учреждений, имеющих в своём составе аптеку, стоимость затрат на приобретение продукции промышленного производства выше затрат на изготовление аптекой (с учётом стоимости субстанций вспомогательного материала, расходов на заработную плату, коммунальные услуги, санитарную обработку, амортизацию оборудования). Экономия денежных средств при изготовлении растворов аптеками ЛПУ в зависимости от объёмов их использования в месяц составляла от 25 до 500 тысяч рублей. При приобретении учреждениями здравоохранения инфузионных и инъекционных растворов, изготовленных другими аптечными учреждениями, по ряду позиций цены на лекарственные формы аптечного изготовления не значительно ниже цен, а в отдельных случаях и выше, чем на препараты промышленного производства. Следовательно, цена промышленной продукции не является сдерживающим фактором для ее использования в лечебно-профилактических учреждениях.

По результатам проведенного анализа департаментом здравоохранения в мае этого года было направлено информационное письмо в лечебно-профилактические и аптечные учреждения, определяющее мероприятия по замене растворов. По итогам проведенных рабочих совещаний рекомендовано прекратить изготовление растворов, дублирующих соответствующую продукцию промышленных предприятий.

Заместитель генерального директора ГУП «Брянскфармация» Полина Семенова рассказала на коллегии о том, как, в частности, осуществляется контроль и обеспечение качества инъекционных и инфузионных растворов, изготавливаемых в аптечных учреждениях этого предприятия. «Брянскфармация» в своем составе имеет двадцать восемь аптек, имеющих право на производство лекарственных средств. Десять аптек до первого сентября изготавливали инъекционные и инфузионные растворы по требованиям лечебно-профилактических учреждений. Отбирались пробы для полного химического и бактериологического анализа. Отрицательных результатов в 2009 и в 2010 годах не было. С первого сентября изготовление ЛС, имеющих аналоги промышленного производства, приостановлено. Как отметила Полина Семенова, аптечное производство — это производство убыточное, на сегодняшний день производственные отделы не приносят прибыли. Для того, чтобы приблизить их хотя бы к порогу рентабельности, нагрузка на производство должна возрасти в полтора-два раза. Добиться этого можно за счет увеличения производства лекарственных средств, отсутствующих на рынке, по требованиям ЛПУ. И все это в руках врачей. Они выписывают рецепты.

Дефицит лекарственных средств для детей — особенно первого года жизни — очень серьезная проблема. Иногда единственным выходом является изготовление лекарств в аптеках по рецептурной прописи. Но сейчас, когда производственных аптек становится все меньше, родителям больных детей все чаще приходится дробить таблетки, предназначенные для взрослых, чтобы получить нужную дозировку лекарства. Но при этом точность дозирования, конечно, нарушается, а эффективность фармакотерапии теряется.

Хорошее лекарство, конечно, невозможно приготовить из ингредиентов сомнительного качества. Поставщики субстанций для «Брянскфармации» прошли проверку временем, аптеки им доверяют, но тем не менее они заключают договора на проверку с центром контроля качества.

Конечно, свое аптечное производство в некоторых случаях очень полезно, но директор департамента напомнил еще раз, что нашему здравоохранению необходимо выполнять решение Росздравнадзора и с 2011 года переходить на использование инфузионных растворов только промышленного производства. Кстати, зарубежный опыт показывает, что там, в продвинутых странах, никто в аптеках производством лекарств не занимается и никаких порошков не готовит.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---