Не ждите «у моря погоды»

6 февраля 2013

Ребенок из пробирки — это решение проблемы для множества семей, которые хотят, но не могут иметь детей. По статистике, каждая седьмая — восьмая пара в России бесплодна: по данным Всемирной организации здравоохранения, такой уровень считается критическим. Но если еще несколько лет назад диагноз «бесплодие» означал фактически приговор, то сегодняшнее развитие медицины даёт шансы многим женщинам обрести материнское счастье.

Анна ПономареваУ жителей Брянска и области также появилась возможность стать папами и мамами. С момента открытия Брянского областного центра планирования семьи и репродукции более 550 таких малышей появились на свет в нашем городе. И в настоящее время несколько тысяч бесплодных пар (не только из Брянской, но и из соседних областей) находятся на учете в центре, обследуются для уточнения диагноза и проходят подготовку к лечению методами ВРТ.

Несмотря на все большее успешное распространение экстракорпорального оплодотворения, до сих пор по поводу этого метода возникает множество вопросов, сомнений и опасений. Так, например, многие из пациентов опасаются, что дети, появившиеся на свет благодаря процедуре ЭКО, не такие, как дети, зачатые традиционным путем, что они слабее, чаще болеют, рождаются инвалидами или в будущем их ожидает бесплодие.

Известно, что дети, зачатые методом экстракорпорального оплодотворения, как, впрочем, и малыши, зачатые естественным путем, могут иметь врожденные пороки. Однако, во-первых, это все-таки единичные случаи. И происходит это не чаще, чем в случаях естественного зачатия. Все грубые аномалии «отсеиваются» в самом начале эмбрионального развития.

Во-вторых, причиной рождения больного ребенка является, в первую очередь, тяжелое течение беременности и родов, а уж никак не метод зачатия и не сама процедура ЭКО. В этом плане у экстракорпорального оплодотворения, напротив, есть свои преимущества перед оплодотворением обычным. Речь идет о преимплантационной генетической диагностике эмбрионов (ПГД). Суть ее в том, что врач может провести анализ генетического материала зародыша до того, как он будет пересажен в матку своей мамы. Эта методика позволяет уменьшить риск рождения ребенка с генетической аномалией, увеличить эффективность ЭКО путем «отсева» генетически дефектных эмбрионов, выявить предрасположенность к тяжелым заболеваниям и даже определить пол будущего ребенка. К сожалению, на данный момент преимплантационная генетическая диагностика — достаточно дорогое удовольствие, и чаще этот анализ проводится по медицинским показаниям (возраст родителей, наследственность).

А что касается обычных болезней малышей, то родители, с таким трудом получившие своих любимых деток, относятся к их здоровью очень ответственно. Малыши, рожденные в результате экстракорпорального оплодотворения, болеют не чаще обычных, а, возможно, даже реже. На самом деле, единственное, чем отличается ЭКО от естественного способа зачатия, это то, что яйцеклетка встречается со сперматозоидом за пределами женского организма (так и произошло название «экстракорпоральное оплодотворение» — от латинского extra — снаружи и corpus — тело). С третьего дня эмбрион продолжает развиваться в теле своей мамы и далее всё идет обычным естественным путем.

Конечно, надо еще учесть, что причины бесплодия могут быть и наследственного характера. В такой ситуации бесплодие может проявиться и у ребенка, но это очень редкие случаи. Кстати, не так давно первая российская девочка, появившаяся на свет из пробирки, родила малыша. Некоторые же эксперты уверяют, что появившиеся на свет с помощью ЭКО дети даже опережают по развитию своих сверстников, что «дети из пробирки» — самые умные, способные и талантливые. Здесь следует отметить, что все это не благодаря генам, а больше за счет любви и заботы родителей, которые так долго ждали своих малышей, они растят их, вкладывая всю свою любовь, заботу, отдавая все силы и энергию.

Дети, рожденные в результате экстракорпорального оплодотворения, по своим физическим и умственным данным не отличаются от всех остальных детей, об этом недавно заявили представители Минздрава. Примерно то же самое говорят и в многочисленных клиниках и центрах, занимающихся ЭКО. Частота развития пороков у этих детей не выше, чем у обычных. Они, как все: нормально растут и нормально развиваются.

К сожалению, современные женщины очень поздно задумываются о детях. Разных причин отложить рождение ребенка они находят много. Сначала стремятся получить высшее образование (зачастую не одно), потом делают карьеру, обеспечивают себя всевозможными материальными благами и только после тридцати пяти лет планируют увеличить свою семью. Другие пытаются лечиться «домашними средствами», обращаются к нетрадиционной медицине. Если беременность не наступает в первый год, далеко не всего приходят в специализированные клиники, занимающиеся проблемами репродукции. В итоге мы получаем пациентку в возрасте тридцати пяти — сорока лет, залеченную, измученную долгим ожиданием и потерявшую надежду. Самое обидное, что за эти годы упущено драгоценное время, и остались не выясненными многие вопросы: не изучена овуляция, не установлен гормональный статус, не проверена проходимость маточных труб, и не обследован муж. А ведь это те основные моменты, которые позволят поставить точный диагноз и выбрать правильную тактику лечения.

Основные проблемы, мешающие женщине вовремя начать лечение, это отсутствие комплексного обследования супругов, недооценка мужского фактора, необоснованные оперативные методы лечения бесплодия, мультифакторность проблемы, позднее обращение и возраст супругов.

К сожалению, чем старше женщина, тем меньше у нее шансов для наступления беременности. Если до сорока лет возможности репродуктивной системы женщины оцениваются, образно говоря, пятилетиями, то после этого возраста уже каждый год имеет огромное значение. Так, к примеру, в сорок три года вероятность наступления беременности составляет условно четыре — восемь процентов, а шансов выносить здорового ребенка — еще меньше. Если же пациентка пришла в клинику в сорок восемь лет, то можно, конечно, предложить ей какие-то варианты лечения, но возможность положительного исхода будет очень низка.

Эффективность экстракорпорального оплодотворения не сто, а тридцать — сорок процентов. Кроме того, само наступление беременности у женщины еще не означает того, что она родит живого здорового ребенка. В среднем десять процентов беременностей теряется (причем чаще всего в начале беременности), ведь экстракорпоральное оплодотворение не спасает от внематочной, замершей беременности или выкидыша.

Самое главное, что должна понимать пациентка: ЭКО — не «волшебная палочка». Благоприятный исход экстракорпорального оплодотворения во многом зависит от состояния ее здоровья и первичных причин бесплодия. Не ждите «у моря погоды», не теряйте драгоценное время, не растрачивайте понапрасну свое здоровье и душевный комфорт, обращайтесь к специалистам, занимающимся вопросами бесплодия, приходите в Брянский областной центр планирования семьи и репродукции, пройдите полноценное обследование и действуйте решительно — обязательно воспользуйтесь возможностью стать счастливыми родителями.

Анна Пономарева,
врач-эмбриолог лаборатории
вспомогательных репродуктивных технологий
Брянского областного центра
планирования семьи и репродукции

Категории:


Комментарии

---