Каждый пятый — в программе…

20 августа 2012

но восемьдесят процентов выбирают деньги

Программа дополнительного лекарственного обеспечения действует в России с 2005 года. Но за прошедшие семь лет она претерпела ряд существенных изменений. Какие это изменения? Какие проблемы в реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) возникают и насколько успешно они решаются в области?

Начиная с 2006 года, льготным категориям граждан предоставлена возможность выбора — получить денежную компенсацию или льготы в натуральном виде. Это привело к массовому выходу льготников из программы, что повлекло за собой значительное уменьшение финансирования, безудержный рост числа необеспеченных рецептов (десятки тысяч) и огромное число жалоб. Ежегодно количество льготников, сохраняющих за собой право на набор социальных услуг (на бесплатное лекарственное обеспечение), продолжает уменьшаться. В этом году ситуация такова, что в программе остается только каждый пятый, а восемьдесят процентов выбирают деньги. Наша область не является исключением, такая же картина и по всей России.

Как правило, право на получение лекарственных препаратов сохраняют пациенты, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими лечения дорогостоящими препаратами. Это, прежде всего, сахарный и несахарный диабет, онкология, бронхиальная астма, психические расстройства, ревматоидный артрит, хроническая почечная недостаточность.

Пациенты с сахарным диабетом получают кроме сахароснижающих препаратов еще и препараты для лечения сердечно-сосудистых, неврологических и глазных патологий. Самым затратным является лечение ревматологических заболеваний. Стоимость одной упаковки препаратов (ритуксимаб и инфликсимаб), предназначенных для лечения этих патологий, превышает тридцать тысяч рублей.

Несмотря на то, что обеспечение наиболее дорогостоящими препаратами выведено в отдельную программу, ряд пациентов по программе ОНЛС получают лекарственные препараты на суммы, превышающие миллион рублей. В основном, это пациенты, страдающие опухолями мозга (получают препарат темозоламид), раком легких (препарат гефитиниб) и ревматологическими заболеваниями (препараты инфликсимаб и ритуксимаб). Законодательно установленный норматив финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, в 2010 году составлял 531 рубль, в 2012 году он увеличен до 604 рублей. Однако этих средств не всегда достаточно для обеспечения таких пациентов столь дорогостящими препаратами.

В 2008 году в программе льготного лекарственного обеспечения произошли значительные перемены. Льготники наиболее затратных для бюджета семи нозологий (миелолейкоз, гемофилия, рассеянный склероз, болезнь Гоше, гипофизарный нанизм, муковисцидоз, а также пациенты после трансплантации органов и тканей) выведены в отдельную группу — так называемую подпрограмму «Семь нозологий» (ВЗН). Осуществление закупок лекарственных препаратов для этих категорий льготников производится из федерального бюджета, а сами закупки осуществляются посредством аукционов Министерством здравоохранения. Полномочия по реализации лекарственного обеспечения других категорий льготников были переданы регионам (подпрограмма «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами — ОНЛС»). Организационные мероприятия, проведенные департаментом здравоохранения Брянской области (очная защита заявок, ведение персонифицированных баз данных, учет заключенных государственных контрактов, учет поставок и остатков препаратов, создание резерва медикаментов, полноценное участие главных внештатных специалистов департамента здравоохранения в формировании потребности) позволили на территории области значительно улучшить лекарственное обеспечение льготных категорий и свести к нулю количество отсроченных рецептов. В результате, значительно сократилось количество жалоб и обращений.

Казалось бы, проблемы закончились. Но так не бывает. Всегда остаются вопросы, требующие решения, и не все они могут быть решены на уровне регионов. Так, например, обеспечение пациентов дорогостоящими препаратами, стоимость которых превышает десятки тысяч рублей, неизбежно ухудшает лекарственное обеспечение остальных льготников. Получается замкнутый круг. Выходов из него два: это либо значительное увеличение финансового норматива, либо переход к работе на принципах лекарственного страхования. Но добиваться положительных результатов можно и в существующей системе. Можно сравнить ситуацию с лекарственным обеспечением в нашей области, которая была в начале 2008 года, и то, что мы имеем в 2009 — 2012 годах. Это, как говорится, две большие разницы. Тогда это был сплошной поток жалоб (количество их измерялось тысячами), сегодня — единичные жалобы, и связаны они, по большей части, с желанием пациента получать конкретное торговое наименование препарата. Часть из этих обращений, действительно, обоснованы — это связано с индивидуальной непереносимостью препаратов. Решать эту проблему удается заключением договоров (до ста тысяч рублей), то есть закупкой препаратов без проведения процедуры торгов.

Еще одна заметная проблема в обеспечении льготников лекарствами — отказники. К сожалению, региональное отделение ПФР часто «идет навстречу» таким пациентам. Человек отказался от льготы, спокойно получает деньги, но когда ему стало хуже и понадобились дорогие лекарства, он идет в пенсионный фонд, пишет там заявление и его сразу же возвращают в программу. На мой взгляд, это не только неправильно, но и недопустимо. Таким «способом» только в этом году Брянским отделением ПФР уже «возвращено в льготу» более трехсот человек.

Одним из приоритетных направлений в реализации программ льготного лекарственного обеспечения было и остается увеличение доли российских препаратов. Наиболее показательной является ситуация с обеспечением больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также пациентов после трансплантации органов и тканей (программа семи нозологий). Закупка препаратов осуществляется Минздравом. Эта программа стартовала в 2008 году, и единственным отечественным препаратом, поставлявшимся в её рамках был «Растан», предназначенный для лечения пациентов с гипофизарным нанизмом. Его доля в общем объеме поставок была незначительна. На территорию области в 2009 году по программе семи нозологий было поставлено препаратов на сумму 369,5 млн. рублей, препарата «Растан» было поставлено на сумму 2,5 млн. рублей (всего 0,7 процента). В настоящий момент ситуация изменилась коренным образом. В 2012 году в
Брянскую область поставлены такие препараты отечественного производства, как «Коагил-VII», «Растан», «Ронбетал», «Инфибета», «Велкейд». Доля этих препаратов составила более 37 процентов. Всего поставлено препаратов на сумму 351,5 млн. рублей, в том числе российских — на 96,1 млн. рублей.

При закупках препаратов для федеральных льготников по программе ОНЛС доля российских препаратов остается у нас одной из самых высоких в России. В 2009 году по программе ОНЛС поставлено препаратов на сумму 311 млн. рублей, из них препаратов российского производства — на 56,8 млн. рублей (18 процентов), в 2012 (по состоянию на конец мая) из общих поставок на сумму 144 млн. рублей отечественных препаратов поставлено на 33 млн. рублей, что составляет уже 23 процента.

Среди закупаемых препаратов импортного производства наиболее затратными являются инсулины, противоопухолевые препараты, препараты для лечения ревматологических больных, а также препараты для лечения пациентов с бронхиальной астмой. Лидирующие позиции здесь занимают инсулины.

В увеличении доли российских препаратов значительную роль сыграл Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», позволяющий осуществлять закупки препаратов только в международных непатентованных наименованиях. Благодаря этому позиции российских производителей на рынке льготного лекарственного обеспечения выглядят сегодня уже не так скромно, как раньше. Идущая на смену девяноста четвертому закону федеральная контрактная система, наверняка, изменит ситуацию. Каким образом — увидим уже в ближайшем будущем.

Лариса Борщевская,
заместитель директора
департамента здравоохранения

Категории:


Комментарии

---