А где ваш рецепт?..

12 марта 2010

Работник аптеки — зачастую первый человек, выслушивающий жалобы пациента на плохое самочувствие. Покупатель, вооруженный «знаниями», полученными из рекламного ролика, от коллег или соседа, приходит в аптеку с уже готовым убеждением, он уже заранее знает, какое лекарство ему поможет.

Во многих случаях речь идет о заболеваниях, застигающих врасплох активных людей — простуда, грипп, острая диарея, или о хронических «болячках», причиняющих пациенту серьезные и постоянные неудобства. И в том, и другом случае у посетителя аптеки возникает насущная необходимость избавиться от неприятных симптомов быстро, без хлопот и без вреда для здоровья.

Некоторые покупатели настойчиво требуют выдать им лекарство, информацию о котором они почерпнули из «сарафанного радио» — на слух, названия самого лекарства иногда даже не помнят и пытаются распознать его по рекламному слогу, подключая к игре в «угадайку» первостольника аптеки. Что делать в таком случае: выполнять желание покупателя, перебирать на память все названия препаратов или доказывать клиенту, что он не прав?

Несмотря на желание покупателя побыстрее получить желаемое средство и уйти, провизор все-таки постарается выяснить, для кого покупается препарат, какие симптомы заболевания имеются у пациента, какие лекарства он принимает постоянно, есть ли хронические заболевания, уточнит возраст, наличие аллергии на ЛС. На основе ответов пациента делается вывод о дальнейших рациональных действиях: на основе имеющихся симптомов подобрать необходимый препарат безрецептурного отпуска или обратиться к врачу.

Роль безрецептурных препаратов в современной фармакотерапии трудно переоценить: по уровню востребованности у населения они занимают стабильно лидирующую позицию. Безрецептурные или OTC-препараты представляют собой группу ЛС, отпускаемых в аптеках без рецепта врача и принимаемых обычно пациентами самостоятельно без врачебного контроля, в рамках ответственного самолечения.

Считается, что специфика OTC-препаратов состоит в том, что они предназначены для устранения симптомов не опасных заболеваний и принимаются в тех клинических ситуациях, когда эти симптомы очевидны, узнаваемы и не всегда требуют наблюдения врача — головная и зубная боль, изжога, кашель, насморк, запор, понос и т. п. Основными их критериями являются эффективность, а также отсутствие возможных серьезных побочных эффектов, доказанных не только клиническими исследованиями, но и многолетним опытом использования в медицинской практике.

Dura lex, sed lex — суров закон, но это закон. Это латинское изречение точно характеризует ситуацию с правовым регулированием в сфере аптечных продаж. С одной стороны, препараты являются товаром, поэтому и производители ЛС и реализующие этот товар организации, в том числе и аптечные, заинтересованы в росте продаж, а значит и в увеличении потребительского спроса. Однако лекарства это не обычный товар, поэтому в сфере аптечных продаж обычные маркетинговые приемы, направленные на увеличение спроса, зачастую неприемлемы, поскольку не совместимы с медицинской этикой, главный принцип которой «Не навреди!» Особенно, когда дело касается рецептурных препаратов (Rx-препаратов), ведь большинство потребителей ЛС не обладают медицинскими знаниями, чтобы самостоятельно выбрать для себя оптимальные средства лечения с учетом своего состояния здоровья, механизма действия препаратов, вероятности развития побочных эффектов, лекарственного взаимодействия и многих других факторов. А, как известно, бесконтрольное применение ЛС может принести пациенту больше вреда, чем пользы.

Именно поэтому конечный потребитель — пациент — практически отстранен от прямого участия в формировании спроса на необходимый ему товар, и любое стимулирование продаж Rx-препаратов запрещено. Решение о назначении больному того или иного Rx-препарата принимает врач и только врач.

Выписанные по рецепту врача ЛС отпускаются только в аптеках и аптечных пунктах. Причем рецепты должны быть оформлены в установленном порядке: на рецептурных бланках соответствующих форм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 года № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

В соответствии с действующими законами около 70% всех препаратов должны отпускаться из аптек только по рецепту. Так должно быть! Строгий порядок рецептурного отпуска Rx-препаратов не нов, он был установлен давно, реально функционировал и никто его законодательно не отменял.

В последнее же время стало обычным явлением, когда пациенты приносят в аптеку вместо правильно оформленного рецепта рекомендации врача консультирующей поликлиники или просто список Rx-препаратов, написанный даже не на листке, а на клочке бумаги, с ошибками, без дозировки и указания способа применения. Речь не идет о неблагонадежных гражданах, стремящихся любой ценой приобрести ЛС, включенные в особые списки, с такими «рецептами» приходят обычные пациенты, которые решили приобрести Rx-препарат, которым уже лечились когда-то по назначению врача.

Иногда с просьбами отпустить рецептурный препарат без рецепта обращаются хронические больные или очень занятые люди — им некогда сидеть в очередях в поликлинике. Аргументы могут быть самые разные, но закон суров — продавать рецептурный товар без рецепта никак нельзя. Этим можно оказать не только больному «медвежью услугу», но и навлечь на себя лично и на свою аптеку штрафные санкции. Отказ посетителю вызывает негативную реакцию с его стороны, получается, что мы теряем не только объем реализации, но одновременно лишаемся лояльности пациента и таким образом работаем на понижение имиджа своей аптеки (не оказали лекарственную помощь) в будущем. Безвыходная ситуация? Нет, ее можно изменить, но только совместными усилиями врачей и провизоров. Обязанность всех специалистов в настоящий момент заключается в том, чтобы рецепт стал элементом определенной культуры и профессионального долга.

Прошлый год ознаменовался для государственных аптек всплеском интереса контролирующих органов: проверялось ценообразование, соблюдение условий хранения лекарственных средств, исполнение законодательства в части наличия минимального ассортимента ЛС (который, по нашему убеждению, безнадежно устарел и нуждается в кардинальном пересмотре). Нашу аптеку можно проверить в любое время, мы работаем открыто и прозрачно, но надо откровенно сказать, что ситуация с отпуском Rx-препаратов по-прежнему волнует аптечных работников, так как основанием для отпуска этих препаратов является рецепт. И только рецепт. Нет рецепта, нет основания. Без понимания этой проблемы врачами ситуация перейдет в разряд невыполнимых для аптечных работников задач. Напомню еще раз: суров закон, но это закон, и мы обязаны выполнять его требования!

Людмила Карамушко,
заведующая аптекой № 1 ГУП «Брянскфармация»,
заслуженный работник здравоохранения РФ

Категории:


Комментарии

  1. Все верно ! Только никто не поднимает этот вопрос,крайний всегда последний ,а последний-это фармацевт на отпуске лекарств у первого стола.

    — Валентина · 9 04 2010 - 21:13 · #

---