«И дай место врачу, ибо и его создал Господь…»

29 июня 2010

Какими были взаимоотношения Русской Православной Церкви и здравоохранения на Руси? Как они развивались в течение тысячелетия? Какое внимание этим взаимоотношениям уделяется сегодня? Об этом в своей публикации рассказывает заведующая Отделом взаимодействий с медицинскими учреждениями Брянской Епархии, преподаватель Брянского базового медицинского колледжа Татьяна Александровна Волкова.

Настоящий гимн медицине содержит тридцать восьмая глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 1-14).

Авторитет врача в период раннего христианства был чрезвычайно высок. С первых веков и до настоящего времени почитаются в Православной Церкви имена Святого Апостола и Евангелиста Луки, которого Первоверховный Апостол Павел называл «врач возлюбленный», Святого великомученика и целителя Пантелеимона, Святых бессребреников-врачей Космы и Дамиана и многих других. Отличительной чертой всех Святых врачей было то, что помощь они оказывали бескорыстно.

Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов) писал так: «Первые семена медицинских познаний внесены были в Россию из Греции с принятием христианской религии, а первыми распространителями медицины у нас были монахи, преимущественно с Афонской горы».

Основой взаимоотношений Православной Церкви и медицины стали смирение, покаяние и глубокое почитание врача. Об этом свидетельствует, например, то, что и за тысячу лет не забыто имя врача, лечившего в Х веке князя Владимира Киевского. Звали его Иван Смера-половчанин.

Церковный устав Равноапостольного князя Владимира (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «лечцов» (врачей) — людьми церковными, подведомственными Епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до ХVIII века.

Большое значение в развитии монастырской медицины имел Киево-Печерский монастырь, основанный в ХI веке. Из летописи известно, что Преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, «имел дар чудотворных исцелений… сам служил болящим и исцелял их своею молитвою… давал больным в качестве лекарства зелень… недужные вкусив ея, делались здоровыми, какою бы болезнию не были одержимы».

Одним из самых знаменитых врачей того времени был монах Киево-Печерской Лавры Агапит, ученик Преподобного Антония, прозванный «врачом безмездным» (денег за лечение он не брал). Он лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью, и был очень известен среди всех слоев населения Древнего Киева. Свое прозвище Агапит получил после того, как отказался от «щедрых даров» черниговского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Когда князь Владимир заболел, он обратился за помощью к врачу-иностранцу, однако, «несмотря на его старания, болезнь усиливалась». Тогда обратились в Печерский монастырь к Преподобному Агапиту. Тот послал князю лечебный отвар. В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился. Отказ Преподобного Агапита принять дары произвел такое впечатление на князя, что главным делом его жизни после выздоровления стала благотворительность.

Монастырские больницы становились госпиталями во время военных действий и осад городов, карантинными больницами — при эпидемиях. Фактически на Руси не было ни одного монастыря без «госпитальных палат», и для оказания «скорейшей помощи страждущим… врач всегда должен был находиться в недужном месте», т. е. находиться в монастыре безотлучно. На него возлагались обязанности лечить не только живущих в монастыре, но и приходящих на молитву, которых следовало «…в случае нужды помещать в недужном храме». Это привело к тому, что до XVI века в России медицинскую деятельность в «общегосударственном масштабе» осуществляли, главным образом, представители монастырской медицины. Это был период расцвета древнерусской монастырской медицины, с центром в Киеве. В то же время медицина развивалась и в миру, ее изучали представительницы знатных родов с намерением оказывать помощь ближним, привлекались иностранные специалисты.

В период татаро-монгольского ига именно Русская Православная Церковь, имевшая к концу ХШ века около 100 монастырей, стала единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей — убогих, престарелых, нищих — и фактически полностью взяла на себя благотворительные и медицинские функции.

Значение Церкви в благотворительной и лечебной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать благотворительность храмов и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для них мужские и женские Богадельни под руководством священников и целовальников (государевых людей), а также содержать эти учреждения за счет пожертвований. Данная тенденция в развитии благотворительности обусловлена, по всей видимости, тем, что к середине XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности отрицательно. Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены Богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих.

Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсеместного устройства по губерниям в монастырях «гошпиталей», то есть приютов.

В XIX веке появляются женские общины, представляющие переходные формы от мирской жизни к монашеской. В течение XIX столетия было основано около 100 общин, образованных преимущественно при приходских храмах в виде Богаделен, существование которых обеспечивалось подаянием прихожан. Большинство из этих общин было впоследствии преобразовано в монастыри, в которых большое внимание уделялось делам милосердия и благотворительности.

С середины XIX века развивается новая для России форма благотворительности — сестринское милосердие. Еще в 1844 году в Санкт-Петербурге была создана первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых. Пример сестринского милосердия в Крымской войне побудил к созданию Российского общества попечения о раненых и больных воинах в мае 1867 года. Через двенадцать лет его преобразовали в Российское общество Красного Креста. Подвиг сестер милосердия Никольской и Кресто-Воздвиженской общин вызвал волну объединения в подобные общины христианок-доброхоток во многих губерниях России. К началу первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, к середине 1917 года было примерно тридцать тысяч сестер милосердия, двадцать тысяч из которых вышли из епархиальных общин.

Немалый вклад в развитие благотворительности внесла Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864—1918). Вся жизнь этой удивительной женщины прошла в заботе о бедных и больных. Одно ее присутствие исцеляло несчастных и обращало окаменевшие сердца к Богу. На сегодняшний день известно около восьмидесяти учреждений, созданных ею, и тех, где она состояла почетной попечительницей (не только по всей территории Российской Империи, но и за границей). Сразу же по приезде в Россию Великая княгиня с усердием занялась благотворительной деятельностью, прежде всего, в своем имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, где были построены школа, приют, родильный дом, деревянное здание которого сохранилось до сих пор. Но основная деятельность Великой княгини «кипела» в Москве, где 17 января 1892 года было организовано «Елизаветинское» благотворительное общество. Были открыты первые ясли на пятнадцать детей грудного возраста. За двадцать пять лет работы общество приняло участие в судьбе свыше девяти тысяч детей, а также выплачивало пособия матерям-вдовам.

Преподобномученица Елизавета Федоровна создала новую общину сестер милосердия при Российском обществе Красного Креста и в Санкт-Петербурге, которая получила название «Елизаветинская». На освящении общины 9 декабря 1896 года молебен с водосвятием совершил Праведный отец Иоанн Кронштадтский. Елизаветинская община сестер милосердия оказывала скорую и стационарную помощь больным, устраивала их в свободные лечебницы и проводила сложные операции.

В 1904 году, во время Русско-японской войны, Великая княгиня Елизавета Федоровна создала комитет для благотворительной помощи Русской Армии и оказалась во главе большого патриотического движения. Она организовала женский труд для помощи солдатам в залах Кремлевского дворца, сформировала несколько санитарных поездов, устроила госпитали для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте, комплектовала и отправляла на фронт походные храмы с иконами и всем необходимым для Богослужения. Для раненых воинов Великая княгиня создала на побережье Черного моря, в городе Новороссийске, «санаторию».

После трагической гибели супруга, 14 февраля 1905 года состоялось Высочайшее назначение Великой княгини Елизаветы Федоровны председателем Императорского Православного Палестинского общества вместо Великого князя Сергея Александровича. Общество устроило обширные странноприимные дома в Святом Граде. Благодаря председательству Великой княгини Елизаветы Федоровны, к 1914 году русские владения составляли уже более двадцати территорий, одиннадцать храмов (шесть — в Иерусалиме), семнадцать гостиниц (восемь — в Иерусалиме), семь монастырей (два — в Иерусалиме). Действовала сеть русских школ (более ста) и учительских семинарий в районах Иерусалима и Галилеи. Великую княгиню Елизавету Федоровну еще при жизни особо почитали на Святой Земле.

Смерть горячо любимого супруга явилась окончанием мирского делания Великой княгини и одновременно началом великого подвига милосердия на церковной ниве.

В 1908 году она приобрела на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Марфо-Мариинская обитель не была монастырем в строгом понимании этого слова, хотя устав и распорядок дня были монастырскими. Это был именно миссионерско-благотворительный центр. Сестры работали безвозмездно, не отворачивались от людей некрещеных или принадлежавших другим религиозным конфессиям. Для оказания помощи не имело значения, был ли человек богатым или опустившимся на самое дно.

Великая княгиня добивалась регулярной высококвалифицированной всесторонней поддержки больного. Духовная помощь, включая исповедь, соборование, причастие, сочеталась с профессиональным обслуживанием врачами и сестрами милосердия с медицинским образованием. Непременным условием патронажа на дому была также социальная защита: устройство в лечебницу, Богадельню, на работу, помощь одеждой, лекарствами, деньгами, продуктами. Особое внимание уделялось детям. Ни один подопечный не был брошен на произвол судьбы, все сложнейшие ситуации доводились до конца. Великая княгиня вместе с сестрами шла в самые глубины Хитрова рынка, к людям отчаявшимся, никогда не слышавшим ласкового слова и потерявшим человеческий облик. С любовью и смирением она собственным примером показывала истинное служение в Духе Христовом.

Марфо-Мариинская обитель была последней из созданных в Москве общин сестер милосердия. Она стала как бы венцом всей благотворительной деятельности не только в жизни Великой княгини, но и для всей Русской Православной Церкви. И не случайно, когда в сентябре 1917 года Временное правительство закрыло все общественные организации, которым покровительствовали члены Царской фамилии, Марфо-Мариинскую обитель не тронули. В 1918 году Великая княгиня Елизавета была арестована, за ней последовала сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева). В ночь на 5 (18) июля 1918 года Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были убиты большевиками: сброшены в шахту Новая Селимская, в восемнадцати километрах от Алапаевска, вместе с другими членами царской семьи.

После 1917 года благотворительная деятельность была объявлена свойственной лишь буржуазному обществу. Такое отношение к милосердию вело к забвению социального служения Русской Православной Церкви, хотя Церковь и стремилась продолжать благотворительную деятельность по заповедям Божиим, в полном соответствии со своими многовековыми традициями. В ноябре 1917 года были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Церковь пыталась продолжать дело благотворительности во время голода в Поволжье, в начале двадцатых годов. Святейший Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Но в 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 году общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 годах). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. В течение семи десятилетий все религиозные организации и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно лишены возможности заниматься делами милосердия. Только в конце восьмидесятых годов государство признало необходимость предоставления права гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества.

Безусловно, современные условия общественного развития открывают перед Русской Православной Церковью большие возможности и перспективы для выработки новых форм активной социальной деятельности. В 1996 году впервые было подписано соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви. В епархиях организуются общества православных врачей, открываются храмы и молельные комнаты при больницах, медицинских университетах.

В 2007 году в Белгороде прошел первый Всероссийский съезд православных врачей, в рамках которого была проведена учредительная конференция Общества православных врачей России (ОПВР). В октябре 2009 года в Воронеже прошёл второй Всероссийский съезд православных врачей, в работе которого приняли участие более тысячи человек из 59 епархий. По благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта автор этих строк была делегатом съезда от Брянской Епархии. Обращение к съезду со словами напутствия и приветствия направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, с приветствиями к делегатам обратились губернатор Воронежской области А. В. Гордеев, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, приветствия в адрес съезда направили полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко и министр здравоохранения и социального развития

Т. А. Голикова. На торжественной церемонии выступили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, главный терапевт Российской Федерации, академик РАМН А. Г. Чучалин; на пленарном заседании был представлен доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), сопредседателя Церковно-общественного совета по антиалкогольной угрозе. Если говорить о главной теме, то она была обозначена в докладе Владыки Сергия: связь духовности и профессиональной деятельности врачей, а также вопросы взаимодействия в лечении духовных и телесных болезней нашего времени.

На Брянской земле в настоящее время происходит возрождение сотрудничества Православной Церкви и медицинских учреждений, создан епархиальный отдел взаимодействий с медицинскими учреждениями. Устанавливаются связи между приходами и больницами, священники постоянно посещают стационары. Устроен домовый храм во имя Святителя-исповедника Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского, в отделенческой больнице ст. Брянск II, молитвенные комнаты в Дятьковской центральной районной больнице, в детском отделении областного кожно-венерологического диспансера, строится часовня во имя Святого Великомученика и целителя Пантелеимона на территории Брянской городской больницы № 1. Благочинный Брянского градского округа священник Сергий Рысин совместно с сотрудниками общественной Российской организации «Фонд поддержки семьи и детства» проводит беседы в женских консультациях с целью предотвращения абортов. В результате удается спасти 10—12 детей в год. Медицинские работники, желающие получить духовное образование, имеют возможность обучаться в Брянском духовном училище.

С позиций православного вероучения, невозможно полноценное исцеление больного вне излечения всей тройственной природы человека: духовной, душевной и телесной. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определено как состояние полного духовного, социального и физического благополучия. Следовательно, только при сотрудничестве Церкви, врачей и органов власти можно добиться улучшения состояния здоровья граждан.

Т. А. Волкова,
заведующая Отделом взаимодействий Брянской Епархии
с медицинскими учреждениями,
преподаватель Брянского базового медицинского колледжа

Категории:


Комментарии

---