Сделать все так, чтобы врачу было удобно

29 июля 2014

Новые технологии, к которым уже сегодня привыкли врачи и медицинские сестры, прочно заняли в нашей жизни свое главное место, и обойтись без них уже сейчас иногда невозможно. Но это только начало большого пути, по которому очень быстро идет весь мир, и плестись в хвосте нашему, еще не так давно бывшему лучшим, здравоохранению просто неприлично. Есть ли риск остаться за «точкой невозврата» или мы еще можем «догнать и перегнать»? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники совещания, прошедшего в нашей области 23 июля, в котором приняла участие главный внештатный специалист по информационным технологиям Министерства здравоохранения РФ, президент отделения медицинской информатики Международной академии информатизации Татьяна Зарубина.

— Почему я выезжаю в регионы? — сразу объяснила Татьяна Васильевна. — Потому что своими глазами смотрю, что и как. Это помогает лучше понять проблемы, изучить имеющийся опыт и не делать принципиальных ошибок, не повторять их в других регионах.

Что у нас есть и как работает? Представитель компании-разработчика кандидат технических наук Дмитрий Лагерев подробно все расшифровал в своей краткой презентации в центре планирования семьи, в котором побывала московская гостья. Фундаментом, на котором основана информационная система, является локальная база данных медицинских учреждений. Есть единая защищенная региональная сеть с централизованным хранилищем, куда стекается вся необходимая информация. Даже при обрыве связи, что у нас случается периодически, учреждения продолжают полноценно функционировать, а при восстановлении связи синхронизация продолжается. В медучреждениях есть высокоскоростной и резервный каналы связи. Есть интеграция с порталом «Госуслуги» и порталом Минздрава. Есть отдельный портал для записи на прием. Но основой всего является, конечно, рабочее место врача. И вытекающая из этого главная задача — сделать все так, чтобы врачу было удобно. То, что удобно для программиста, часто бывает крайне неудобно для лечащего врача. Поэтому нужно все делать так, чтобы это было в привычной для врача форме. Например, в форме привычного бланка, который можно удобно заполнить и удобно смотреть в большом формате.

Бумажный документооборот у нас никуда пока не исчез, поэтому врач, набрав все, распечатывает и вклеивает бумагу в карточку. Но это пока. Для лучшего понимания перспектив, можно посмотреть, как работают, например, в Корее. В прошлом году наша делегация побывала там и увидела, что такое седьмой уровень информатизации. Там нет бумажных носителей вообще. То есть, на бумаге там ничего уже давно не пишут. У всех докторов свои гаджеты — планшеты, смартфоны, у медсестер кроме того есть огромные экраны, на которых все четко видно, они и врачи заносят информацию в систему на удаленном доступе, все в электронном виде — заказ медикаментов, выписка медикаментов, электронная амбулаторная карта, электронный кабинет пациента. Более высокий уровень есть только в семи лечебных учреждениях США, где уже имеет место быть виртуальная реальность и в некоторых случаях — искусственный интеллект. И все работает. Все назначения делаются на основе предположительных диагнозов, доктор отбирает с помощью уже своего интеллекта и опыта наиболее точный вариант из предложенных компьютером.

Близко ли мы подобрались к этой «фантастике». Не очень. Как беспристрастно оценила наш областной уровень Татьяна Зарубина, мы где-то между единицей и двойкой. Но уже хотя бы не ноль. Ведь мы же в начале пути.

Веб-портал у нас начал свою работу в 2010 году с одного медучреждения. На портале необходимо зарегистрироваться, при регистрации проверяется нахождение пациента в реестре застрахованных и после этого можно им пользоваться. Чтобы записаться на прием в ЛПУ, необходимо хотя бы раз побывать там лично, предоставить свой паспорт и полис, завести карточку. После этого можно записываться через интернет. Осуществляется прямой контакт с ЛПУ, промежуточные данные нигде не хранятся, что позволяет обеспечить защиту конфиденциальных данных от несанкционированного доступа. Это уже серьезные шаги.

Растет ли популярность? Медленно, но растет. В 2013 году восемь миллионов записей было сделано через регистратуру, 120 тысяч записались напрямую от врача, а 110 тысяч человек не ходили в семь утра в регистратуру и не стояли в очередях, записавшись на прием современным способом — через интернет. Среди этих тысяч, кстати, пожилые люди тоже есть. То есть, как говорится, было бы желание, а освоить не такие уж и страшные технологии приемлемо каждому. За прошедшие полгода 2014-го через регистратуру классическим способом прошли четыре миллиона человек, а через сайт «На прием» уже сто семнадцать тысяч. То есть к концу года будет 250 – 300 тысяч человек. Конечно, не миллион, но все будет расти в геометрической прогрессии. К этому нужно готовиться заранее, чтобы потом, когда пойдет наплыв, «по факту» не разбираться с каждой проблемой в отдельности. Пропускная способность системы должна быть адекватной, потому что люди сейчас заходят на сайт, видят, что там талонов нет — разобрали — и идут в классическую регистратуру. Поэтому восемь миллионов устойчиво держатся. А если бы темпы роста в поликлиниках были нормальными, в том числе и без тормозов со стороны остерегающихся докторов, то удобным современным способом люди пользовались бы гораздо активнее. От четырех до восьми тысяч новых пользователей на портале регистрируется каждый месяц. Если они зарегистрировались, то пользуются обычно активно. Зачем же отбивать им охоту. Надо расширять «узкие места».

Не все врачи одинаково счастливы от внедрения информационной системы. Некоторые не хотят перестраиваться. Говорят, что не видят эффекта. Но, скорее всего, не хотят видеть. Тем не менее есть сплоченная команда, которая набила много шишек за семь лет и приобрела таким образом опыт, есть хорошие контакты с медработниками, потому что появился контингент, понимающий, что это значит — подготовить документацию за несколько минут, нажав пару кнопок, есть работающая региональная медицинская информационная система, требующая, конечно, своего совершенствования. Сомневающихся же нужно, чем быстрее, тем лучше, обучить навыкам работы с ПК и показать наглядно, как можно экономить время. Может быть, и приплачивать за то, что люди сядут за компьютер. Как это делают в нашем форейторе прогресса — пятой городской поликлинике Брянска? Результат, как говорится, там налицо, а экономический эффект перекрывает затраты на материальное стимулирование. Все посчитано, никто не позволит бросать деньги на ветер.

Кроме психологических есть и технические проблемы, мешающие делу продвижения информационных технологий: во многих ЛПУ до сих пор мало компьютеров. Может быть, это «военная хитрость»? Не хотят тратиться, потому что ждут, пока Брянщина сразу скакнет на восьмой уровень и персонал будет общаться с информационной системой строго посредством своих собственных планшетов? Отличной была бы мысль, если бы ждать «большого скачка» нужно было пару месяцев. Но нам этот уровень светит, скажем так, не скоро. Продвигаться придется постепенно и пользоваться надо тем, что есть. Один компьютер на несколько врачей — это, конечно, уже отсталый уровень по сегодняшним меркам, надо каждому обеспечить автоматизированное рабочее место.

Татьяна Зарубина поинтересовалась тем, как работает система в центре репродукции, и в сопровождении главного врача центра Дмитрия Шидловского прошлась по кабинетам и операционным. В центре уже работает электронная карта, которая заводится сразу после поступления пациента — как амбулаторного, так и стационарного. У каждого доктора и у каждой медсестры свой компьютер. Как на приеме, так и в стационаре доктор работает с электронной картой. Как признается персонал, работать так значительно легче, потому что, например, часто можно использовать для внесения данных шаблон. Много других положительных моментов. Анализы можно посмотреть сразу же после их регистрации. Но что удивило больше всего Татьяну Зарубину, так это отсутствие людей в коридорах.

— А где ваши пациенты, куда они спрятались?

Это и есть, может быть, один из самых важных эффектов, к которому нужно стремиться (по крайней мере, на начальном этапе): нет очередей, потому что все расписано заранее, и пациенты приезжают в центр каждый в свое время. Никакой толчеи и ажиотажа. Все спокойно, тихо и мирно. А план приема перевыполняется. Просто все знают, что без электронной записи попасть на прием к врачу невозможно.

До полного раскрытия возможностей информационной системы обычно проходит лет пятнадцать. Но темпы ускоряются, и, видимо, мы ощутим все ее преимущества лет на десять раньше. В этом направлении наше здравоохранение уверенно движется не первый год. Как отметил на брифинге в клинико-диагностическом центре директор департамента Владимир Дорощенко, приезд к нам главного специалиста по информатизации Минздрава РФ — событие важное и не случайное, потому что информатизации здравоохранения в области уделяется очень серьезное внимание.

— Информатизация здравоохранения — процесс, на который мы с вами обречены, — сказала Татьяна Зарубина. — Хотим мы этого или нет, время требует того, чтобы этот процесс шел успешно. Если сравнивать с другими регионами, то можно отметить, что Брянская область пошла по пути, по которому пошли далеко не все. Большинство регионов РФ привлекают фирмы из других регионов: из Москвы, Казани, Петербурга. Брянск развивает свою собственную разработку — свою медицинскую информационную систему. И в этом есть масса плюсов.

Состояние дел в области на данный момент она оценила как среднероссийское. Но перспективы увидела хорошие.

— Создана команда, реально способная работать сплоченно в таком непростом деле, как информатизация здравоохранения. Департамент здравоохранения, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, медицинский информационно-аналитический центр, руководители лечебно-профилактических учреждений — когда в регионе все работают слаженно, то сомнений в том, что перспективы у региона в целом очень хорошие, не возникает.

Как это у нас водится в России — медленно запрягаем, но быстро едем. Консерватизм у большинства представителей медицинского сообщества пока велик. Зато есть целый ряд лечебных учреждений, в которых количество сделанных медицинских записей в электронные амбулаторные карты растет быстро. Детская поликлиника Советского района Брянска — 139 тысяч записей в электронном виде. Вторая городская больница — 82 тысячи таких записей. Городская поликлиника № 1 — 50 тысяч, Дятьковская ЦРБ — 49 тысяч, Брянская ЦРБ — 36 тысяч, Климовская ЦРБ — 27 тысяч, пятая городская поликлиника — 14 тысяч, Новозыбковская ЦРБ — 11 тысяч, Жирятинская ЦРБ — пять тысяч электронных записей. Но мы только начинаем эту работу. Многие врачи уже активно переносят информацию в электронную систему — во второй городской больнице, например, врач Татьяна Тараканова сделала двадцать одну тысячу таких записей. В Климовской ЦРБ врач Валентина Торбик — восемнадцать тысяч записей в электронном виде. То есть некоторые врачи сделали столько же записей, сколько сделали их целые лечебные учреждения и даже больше. Те, кто понял, что с информационными технологиями работать легче, активнее их и развивают.

Во второй городской больнице, как рассказал главный врач Александр Хлиманков, на сегодня имеется восемьдесят шесть рабочих мест врачей. И во взрослой, и в детской поликлиниках у каждого из врачей — как у участковых врачей, так и у узких специалистов — есть оснащенное рабочее место. Но и там есть целая группа врачей, которая не хочет работать с компьютерными технологиями. Их приходится подталкивать. Должна, конечно, помочь здесь система материальных стимулов. При оценке деятельности лечебного учреждения, как сказал директор департамента Владимир Дорощенко, планируется учитывать эффективность внедрения информатизации и выплачивать приличные премии учреждению в целом и лучшим врачам в частности. А самым «осторожным» и, следовательно, опаздывающим придется срочно подтянуться, чтобы случайно не остаться «на перроне».

Брянский клинико-диагностический центр, например, всегда уделял много времени информатизации и стал в области первым учреждением, давшим посыл для создания электронной амбулаторной карты. Коллектив центра был первопроходцем в этом важном деле, и все, разумеется, когда они начинали, было новым, не знакомым, все приходилось изучать и осваивать. Это воспринималось как необходимость, поэтому всем пришлось постараться. Зато сегодня, как подчеркнул главный врач БКДЦ Александр Силенок, автоматизированы абсолютно все рабочие места, вся информация заносится в компьютер, а новых специалистов, не владеющих компьютерными технологиями, на работу попросту не берут. Двадцать первый век, однако, господа!

В Минздраве России на прошлой неделе состоялось совещание по вопросу реализации в Белгородской области пилотного проекта по внедрению электронного листа нетрудоспособности. Это позволит, как предполагается, снизить нагрузку на врачей, связанную с заполнением медицинской документации, а также упростить процедуру получения данных для государственных организаций сферы здравоохранения. Почему в качестве пилотного региона была предложена Белгородская область? Потому что там уже имеется техническая база для реализации проекта и отработана значительная часть процесса выдачи электронных больничных. Все учреждения здравоохранения области включены в единую региональную информационную систему и имеют возможность распечатывать больничные листы на бланках с использованием информации из электронной медицинской карты. Суть же проекта в том, чтобы данные из единой государственной информационной системы здравоохранения автоматически направлялись в информационную базу фонда социального страхования и использовались уже в его системе. В ближайшее время должна быть разработана технологическая карта межведомственного электронного взаимодействия всех участников проекта.

Брянская область также включена сразу в несколько пилотных проектов по информатизации. И первый проект — это тоже электронный больничный лист. В Климовской ЦРБ он уже осуществляется совместно с фондом социального страхования. Если он будет успешно реализован у нас в области, а также еще в восьми других регионах страны, включая и Белгородчину, то мы скоро перейдем на электронный больничный лист, и вся бумажная рутина, отнимающая сейчас уйму времени, уйдет в прошлое, все будет делаться автоматически, целый отряд специалистов, следящих за тем, чтобы «все было правильно и все было подписано», сможет заняться чем-нибудь более полезным, потому что этого всего не будет, а деньги приболевший гражданин будет получать на свою банковскую карточку автоматически.

Вопрос, который интересует не только врачей, но и пациентов: нет ли опасности несанкционированного скачивания закрытой информации, не станет ли врачебная тайна широко доступной для хакеров? Страх такой у врачей есть. Что делать со страхом? Объяснять, что это не страшно. Любой системный администратор знает, что проблемы защиты информации на уровне ЛПУ нет.

— Без информатизации здравоохранения нового здравоохранения у нас не будет, — отметила Татьяна Зарубина. — Началось все примерно в те же сроки, что и на Западе — в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов прошлого века. Но новейшая история информатизации началась у нас совсем недавно — в 2008 году. Именно тогда был создан в Минздравсоцразвития профильный департамент — информационных технологий и связи.

В конечном итоге все нацелено на то, чтобы вся медицинская информация, где бы пациент ни находился, поступала на рабочее место врача, к которому он обратился, то есть врач со своего рабочего места должен иметь возможность получения всей медицинской информации о конкретном пациенте, а также возможность дистанционных консультаций с коллегами, в том числе с главными специалистами, с социальными работниками, медицинскими сестрами. Это общемировая парадигма, но в разных странах она реализуется с разным успехом. И вот тут проклевывается наше преимущество. При направлении необходимых ресурсов в нужное русло мы, уверена Татьяна Зарубина, догоним самые продвинутые страны за три года. А за пять лет можем их даже перегнать. С чего бы это вдруг такие скорости? А с того, что просто организация нашего здравоохранения еще в советское время была такой, что мы до сих пор существуем в определенном прокрустовом ложе, которое позволяет поддерживать на должном уровне порядок. А это очень важно — информатизация здравоохранения без порядка невозможна.

Не такая уж непосильная задача, как может показаться на первый взгляд. Конечно, седьмой и восьмой уровень это круто. Но анализ проблем в сфере информатизации европейского здравоохранения, показывает, что совсем недавно, в 2010 году, в восьмидесяти процентах общественных, частных и университетских больниц стран ЕС действовали системы электронных медицинских карт, но только четыре процента из этих лечебно-профилактических учреждений предоставляли своим пациентам онлайновый доступ к этим системам. Сотрудники более семидесяти процентов ЛПУ имеют доступ к онлайновым сервисам записи пациентов на прием, но только восемь процентов европейских больниц разрешают пациентам пользоваться данными сервисами. В электронном виде обмениваются медицинской информацией со своими коллегами из других стран ЕС лишь пять процентов ЛПУ. В целом европейский рынок информационных технологий в медицине специалисты оценивают как «растущий», но констатируют, что бюджеты медицинских учреждений остаются «компактными» и в результате уровень информатизации здравоохранения в продвинутой Европе еще не достигает тех показателей, на которые можно было бы рассчитывать.

Иногда можно расслышать такой вопрос: «А что она даст эта информатизация здравоохранения?» А она уже дает. Все отделения функциональной диагностики, медико-технологические системы, все отделения лабораторной диагностики, все отделения интенсивной терапии, следящие прикроватные компьютерные системы, масса других успешно работающих систем — это все результаты информатизации здравоохранения. И все это разрабатывалось с конца пятидесятых годов прошлого века.

Если у нас будут структурированные медицинские документы, справочники, протоколы обмена между медицинскими информационными системами, то будет и возможность объединять базы данных однопрофильных медицинских учреждений и иметь любые их срезы для проведения клинико-научных исследований и решения управленческих задач. Это и приведет к принципиально другому уровню клинической медицины и управления отраслью. Во все времена, напомнила Татьяна Зарубина, были скептики, которые уверяли, что «ничего из этого не получится». Уже получается.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---