На уровне современных требований

9 ноября 2017

Заместитель директора департамента здравоохранения Алла Щербакова подчеркнула, что в области теперь два отделения паллиативной медицинской помощи: в Сельцо — на пять коек и только что открывшееся в Выгоничах — на пятнадцать коек. В кабинетах паллиативной помощи также оказывается этот вид услуг. Всего у нас на конец прошлого года был двадцать один такой кабинет, сейчас их двадцать девять. Есть и медицинские организации, имеющие лицензии на оказание помощи по профилю «паллиативная медицина». Паллиативная медицинская помощь оказывается в Стародубе, в Севске, в Карачевском доме ребенка. В составе Брянского онкологического диспансера также есть шесть онкологических коек, на которых проводится лечение пациентов паллиативного профиля.
Важно, отметила Алла Щербакова, что финансирование выделено и для паллиативных кабинетов, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, и для паллиативных коек стационаров. Сейчас департамент разрабатывает условия учета, чтобы определить, когда эта помощь относится к паллиативной, оказываемой за счет областного бюджета, а когда к обычному приёму в рамках ОМС.
Главный внештатный специалист департамента здравоохранения по паллиативной медицинской помощи Владимир Чугунов, координирующий действия в этом направлении по всей области, представил и своего коллегу — Романа Корниенко, который тоже является главным внештатным специалистом департамента здравоохранения по паллиативной помощи, но координирует эту работу по городу Брянску. Теперь вы знаете, к кому нужно обращаться в сложных ситуациях.
Как подчеркнул Владимир Чугунов, в Выгоничской ЦРБ открылось первое отделение, в полной мере соответствующее требованиям порядков оказания медицинской паллиативной помощи взрослому населению. В Карачевском доме ребенка создано детское отделение на десять коек, а в Выгоничах — первое большое стационарное отделение для взрослых. Это отрадные факты, потому что было время, когда финансирование позволяло создавать только койки такого профиля, об отделениях только мечтали.
Кого направлять в это отделение? Сложилась, например, такая ситуация, когда больной нуждается в круглосуточном уходе, когда он должен постоянно находиться под наблюдением врача. Вот это и есть первое условие, которым нужно руководствоваться при решении вопроса о направлении больного в паллиативное отделение: когда возможности амбулаторного наблюдения исчерпаны.
В порядках указано всего-навсего несколько показаний. Их легко запомнить.
Выраженный болевой синдром, не поддающийся лечению в амбулаторных условиях, в том числе на дому. Часто это были случаи, когда таких больных укладывали на онкологические койки в Брянский областной онкологический диспансер.
Второе — тяжелое заболевание, требующее симптоматического лечения под наблюдением врача в стационарных условиях. Это как раз те больные, у которых много сопутствующих заболеваний: например, сахарный диабет, тяжелое онкологическое поражение лёгких — неоперабельный случай, поражение позвоночника и другие. Нужно учитывать, что обезболивание человек не получал долгое время.
Следующая категория больных, кому показано лечение в отделении паллиативной медицинской помощи — стомированные пациенты. Помимо того, что они получили психологический удар, их еще как минимум надо научить, как пользоваться стомой. И родственников тоже надо научить, потому что они больше нигде такое обучение не пройдут.
Но если кто-то подумал, что паллиативное отделение — это место, куда можно просто «складировать тяжелых больных», предупредил Владимир Чугунов, то он ошибается. При выписке из этого отделения врач должен принять решение и нести за него ответственность, потому что он обязан чётко изложить, почему больной в дальнейшем не нуждается в повседневном врачебном наблюдении. Это будет показание для помещения больного на сестринскую койку или же на амбулаторное лечение по месту жительства.
Как попасть больному в это отделение?
Важный совет или рекомендация: надо вести реестр больных, нуждающихся в паллиативной помощи. Те, кто нуждается в получении опиоидов, это, в основном, больные четвертой клинической группы. Второй раздел реестра — остальные больные четвертой клинической группы, которые пока не получают опиоиды, и больные неонкологического профиля, которые тоже получают обезболивание, но не опиоидами. Вот таких больных, из этой базы данных, можно смело направлять в паллиативное отделение, потому что у них уже будет статус паллиативных больных. Но важный нюанс — только комиссия принимает решение. Например, онколог может представить ВК свое заключение о необходимости направления больного на паллиативное лечение, но комиссия должна четко разобраться в ситуации и дать свое заключение.
И, конечно, первое, что нужно сделать, чтобы попасть больному в отделение паллиативной помощи: выяснить, есть ли место в этом отделении. Пока, как заверил главный врач Выгоничской ЦРБ Юрий Мизюк, места есть.
Один вопрос, на который дал подробный ответ Владимир Чугунов: разрешается ли присутствие родственников? Оно не только предполагается, а рекомендуется. В Сельцо, например, в этом плане уже созданы оптимальные условия. Там хорошо поняли сразу, что правильная работа с родственниками — половина успешной работы в целом. Родственники — ближайшие помощники медицинского персонала. И надо еще помнить, что жалобы-то пишут тоже родственники, а не больные. Поэтому будет совсем не лишним позаимствовать сельцовский положительный опыт.
В Севской ЦРБ сестринский уход существует давно и там накопили много важных знаний, которыми поделилась на совещании главный врач Севской центральной районной больницы Олеся Пулина. Два с половиной года назад там получили и лицензию на оказание паллиативной медицинской помощи. Открыли сначала две койки за счет собственных заработанных средств. В текущем году были выделены деньги, и еще пять коек были благополучно открыты за счет областного бюджета. Но если с сестринским уходом проблем нет, откровенно призналась Олеся Пулина, то на паллиативную помощь средств не хватает. И еще одна проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться: среди всех этих больных процентов двадцать составляют люди без паспортов. Понятно, что назначить наркотики человеку, у которого нет паспорта и, следовательно, нет фамилии, очень сложно. То есть юридических вопросов при оказании этой помощи оказалось больше, чем вопросов, связанных непосредственно с лечением. К этому нужно быть готовыми.
Первые шаги сделаны, условия для оказания паллиативной медицинской помощи в Выгоничской ЦРБ созданы отличные, и в дальнейшем, как резюмировала Алла Щербакова, этот вид помощи будет развиваться и распространяться по всей области.

Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---