Продал алкоголь ребенку — к позорному столбу!

30 июля 2010

Большое антиалкогольное совещание прошло 15 июля в Брянске. Речь на нем шла не о борьбе с пьянством, потому что, как говорил известный юморист, «это не борьба и это не результат», а об угрозе. Слишком серьезна ситуация, чтобы продолжать спокойно «бороться за чистоту», пора подметать.

Открывший совещание губернатор Брянской области Николай Денин не ошибся, сказав, что в зале не было ни одного человека, который бы не осознавал масштаба этой угрозы. Но почему не дают эффекта «принимаемые меры»? В этом и пытались разобраться на брянском форуме, в котором принял участие председатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель коменданта Московского Кремля Михаил Фирсов, Герой России, депутат Государственной Думы Андрей Бочаров, представители властных структур, предприятий, организаций и духовенства.

Губернатор Николай Денин и архимандрит ТихонПо официальным данным, численность только зарегистрированных больных алкоголизмом и алкогольными психозами в России в 2009 году превысила два миллиона человек. Вдумайтесь: столько у нас на просто увлекшихся злоупотреблением, а уже больных людей, официально обратившихся за помощью в наркологические учреждения. А сколько болеют не официально? Умножь на десять — будет точнее. Продолжительность жизни в России — одна из самых низких в мире. На Брянщине еще хуже. Правда, в последние пять лет в области удалось добиться «устойчивости»: в условиях тотального наступления алкоголя, здесь «не сдают позиций». Еще в 2007 году постановлением областной администрации — одними из первых в России — ограничили розничную продажу алкоголя в ночное время. И цифры сразу показали, что заметно — на двадцать процентов — сократилось, например, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Однако даже этот скромный шаг контрнаступления дался с огромными трудностями. Алкогольное лобби сопротивляется очень активно.

Пугают старой наивной страшилкой: ограничим продажу водки, будут пить самогон. Ну, если самогонщиков штрафовать символически, то будут. Тонны браги и самогона изымаются «в ходе операций…», а на следующий день — после уплаты без задержек штрафов — бражка снова бурлит в чанах. Васька слушает, да… пьет. Точнее: гонит и продает. Губернатор Брянщины призвал всех пожестче подходить к данному вопросу и в пример привел Костромскую область, где на законодательном уровне принято решение за продажу несовершеннолетним пива или любой другой алкогольной продукции штрафовать, того, кто продал, не смешной суммой в несколько тысяч, а миллионом рублей. Согласитесь, уже есть, о чем подумать врагам народа. И два последних слова, извините, без кавычек. Пусть привыкают. За спаивание малолетних — без суда и следствия расстрел на месте… из рогатки.

Перед выступлением архимандрита Тихона участники совещания просмотрели фильм «Чижик пыжик, где ты был?…» Ужасающие цифры… 92 процента пьющих россиян приобщились к алкоголю в возрасте до пятнадцати лет. А каждый третий — до десяти лет! И девочки у нас начинают выпивать раньше, чем мальчики. Родители сами дают ребенку выпить «для аппетита…» Архимандрит Тихон признал, что священники сегодня занимаются не совсем своим делом. Но ситуация такова, что церковь не могла не вмешаться. Как говорится, если не мы, то кто же? До точки невозврата — рукой подать.

Тридцать три процента мальчиков и двадцать процентов девочек, начиная с тринадцати лет, у нас пьют ежедневно. Это данные, которые привел главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Подчеркнем — ежедневно! Не по праздникам. Пиво, коктейли алкогольные… Родители даже не догадываются. Дети сами себе предоставлены. Спросили девочку из хорошей семьи. Она честно призналась, что каждый день выпивает три — четыре баночки коктейля. А в каждой баночке пятьдесят граммов водки и около шести порций крепкого кофе. Кто об этом знает? Пожалуй, только те, кто продает. Стакан водки и термос крепкого кофе ребенок выпивает ежедневно. Долго ли выдержит детский организм? А если и выдержит, то сколько проживет эта девочка покалеченной? Её отвели к родителям, так они сначала от возмущения чуть милицию не вызвали: «У нас абсолютно нормальный ребенок…» А потом дошло… Для них это было полным откровением.

Какие же меры помогут?

Алкоголь очень прибыльный товар. Производство его приносит огромные деньги. Можно что-то регулировать при госмонополии, но Гайдар её в свое время отменил под воздействием заботливых забугорных сил. Смертность от заботы сразу побежала в рост. Помните, был такой спирт «Рояль»? Те, кто его пил, не помнят, потому что их уже давно нет в живых. Только через три антимонопольных года пьяное тогдашнее правительство сообразило, что приближается полный конец, и запретило торговлю… в ларьках. Ну, хоть что-то… Дальше — алкогольное лобби не разрешило. Сегодня противостояние не меньше, но зато силы воли больше. 31 декабря 2009 года Правительство РФ приняло концепцию «О снижении употребления алкоголя в Российской Федерации до 2020 года». Цель такова: сократить потребление алкоголя на душу населения в два раза. Сейчас на нашу среднюю душу приходится 18 литров. То есть, даже если эти цифры будут достигнуты, угроза нации, наступающая после среднедушевых восьми литров, не исчезнет. Если же учесть, что половина алкоголя у нас производится нелегально (разливается на Кавказе, а производится на повсеместных подпольных «свечных» заводиках), то станет понятно, что алкогольный туман не скоро рассеется. Конечно, одной концепции маловато будет. Надо, как сказал брянский губернатор, всем миром повоевать со злом. Тогда получится.

Пример? Есть. Наши северные скандинавские соседи. Норвежцы, шведы, финны тоже спивались бурными темпами, но вовремя опомнились. Они ничего нового не изобрели, просто жестко контролировали соблюдение ограничений по количеству точек, по минимальной цене, по времени продажи и по возрасту. И эти меры привели к блестящим результатам. В Норвегии теперь одна точка по продаже алкоголя приходится на пятнадцать тысяч человек. Для сравнения, в нашем Подмосковье — одна точка на четыреста человек.

Теперь про слабый алкоголь. Говорят, что если его запретить, то разорится малый бизнес, который на этом процветает. Да пусть бы и разорился, если от него один вред подрастающему поколению.

У нас алкоголь сегодня продается двадцать четыре часа в сутки. Нигде в мире больше такого счастья для алкашей нет. К нам же больные финны не зря приезжают оторваться. Но самое оригинальное наше «изобредение» это то, что пиво у нас не считается алкогольным напитком. Во все мире считается, а у нас нет. До недавних пор такого же «особого» мнения придерживалась еще и братская Украина, но теперь там приняли соответствующий закон, и пиво стало алкоголем, а мы остались самыми умными.

В Ивановской области губернатор запретил на всех народных гуляниях продавать алкоголь. Меньше стало преступлений, драк и убийств. В Коврове Владимирской области устали от того, что каждый выпускной вечер сопровождался поножовщиной, убийствами и изнасилованиями. Два месяца перед выпускными экзаменами во всех школах показывали антиалкогольное кино. Торговцы «добровольно» приняли «торжественное» обещание не продавать алкоголь два дня до и два после выпускных вечеров. И впервые в ковровской истории эти вечера прошли мирно.

А «пессимисты-лоббисты» говорят, что запретительными мерами ничего не сделаешь. Еще как сделаешь. В Костроме, где вместо символических штрафов ввели миллионные, уже не продают алкоголь детям. Боятся. Малые бизнесмены стали понятливее. Кстати, как и те, кто за рулем. Раньше перебежать через «зебру» на другой край проезжей части даже в центре любого города было все равно, что перейти передовую на фронте под непрерывным артобстрелом. А теперь, когда слегка ударили по карманам особо наглых, картина другая. Все стали вежливыми и уступчивыми, и даже нежно рукой приглашают нерешительных пешеходов: прошу, мол, проследовать — не задавлю… Редкий недоумок теперь на «зебре» проскочит перед носом у пешехода. Ну, так и здесь: продал алкоголь ребенку — к позорному столбу! Вот вам и культура пития…

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---