Верить прибору — мало… нужно иметь опыт и знания

29 апреля 2019

Очередное, десятое, занятие в Школе молодого цитолога прошло в перинатальном центре Брянской городской больницы №1 под руководством доктора медицинских наук, профессора Владислава Трошина. На занятие, которое прошло в рамках программы подготовки молодых кадров по клинической цитологии, приехали молодые врачи из разных регионов страны, в том числе даже из Владивостока.

В ходе работы школы рассмотрены вопросы цитологического гинекологического скрининга, новые морфологические методы в онкологии, молодые цитологи подробно разобрались в том, как устанавливать цитологический диагноз предопухолевых и опухолевых поражений шейки матки, организовывать цитологические исследования, как применять новые иммуноморфологические и молекулярно-генетические методы.
До этого было два выездных занятия — в Санкт-Петербурге и в Москве, одно занятие прошло под статусом международного — в нём принимали участие коллеги из Международной академии цитологии, штаб-квартира которой находится в Чикаго.
Чем привлекает молодых специалистов школа? Тем, что они получают на занятиях самую свежую информацию по самым актуальным вопросам. А почему, собственно, «прицел» на молодежь? Потому что она определяет будущее. Владислав Трошин подчеркнул, что, от того, насколько успешно старшее поколение ученых сможет подготовить своих молодых коллег, зависит развитие здравоохранения.
Главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике департамента здравоохранения Брянской области, заведующий отделением дозиметрических и цитогенетических исследований Брянского клинико-диагностического центра Николай Ривкинд отметил в своем выступлении, что в лабораторной диагностике есть разделы, где результат очень зависит от знаний и опыта специалиста, который проводит исследования, и цитология, несомненно, относится к этим разделам лабораторной диагностики.
С развитием технологий в последнее время активно стали создавать оборудование, которое помогает автоматизировать процессы диагностики, и, если говорить о цитологии, то, в частности, это оборудование, позволяющее автоматизировать пробоподготовку — оно улучшает качество препаратов, которые потом исследуются. Но вот, когда говорят об оборудовании, которое позиционируется как автоматические приборы для анализов, то не забывают на полном серьёзе отметить, что в эти приборы «встроен искусственный интеллект, позволяющий поставить цитологический диагноз». Предлагаются уже и российские приборы «с искусственным интеллектом» для исследований, например, жидкостной цитологии шейки матки. Но есть ли на самом деле он — интеллект — в этих «умных приборах»? Большой вопрос. Даже само выражение «искусственный интеллект», как сказал Николай Ривкинд, звучит очень странно, потому что интеллект — это чисто человеческое, и если мы говорим об интеллекте, мы говорим о человеке. Искусственного же интеллекта, строго напомнил Николай Борисович, не бывает. Если бы он был, тогда и человек, получается, должен бы быть искусственным. То есть, каким бы продвинутым не оказался аппарат, это может быть только какой-то набор программ.
По-моему, лучше и не объяснишь сомневающимся. Но важно другое: если с этим продвинутым оборудованием начинает работать специалист, не имеющий большого собственного опыта и знаний в этой области, очень запросто он может допускать ошибки. Это возможно и в других направлениях диагностики, когда новые (молодые и не очень) специалисты сильно верят тому, что говорит прибор. Они настолько уверены, что не терпят никаких возражений: «Это же показал прибор, значит, так оно и есть!» На самом же деле огромное количество примеров доказывает, что не совсем и не всегда можно доверяться технике. Во многом именно поэтому и нельзя переоценить ту работу, которую проводит Школа молодого цитолога. Молодые специалисты расширяют спектр своих знаний и приобретают передовой опыт, а это как раз и необходимо для того, чтобы можно было уверенно работать в такой непростой, но очень интересной области лабораторной диагностики.
Руководитель перинатального центра, заместитель главного врача первой городской больницы города Брянска по акушерству и гинекологии Александр Кулаченко, во-первых, отметил, что для перинатального центра очень престижно, что для проведения такого важного мероприятия был выбран именно он. Но в этом, с другой стороны, и нет ничего удивительного — это у нас в области одно из самых современных медицинских учреждений, оснащенное самым современным оборудованием и применяющее самые передовые технологии, по показателям работы наш перинатальный центр уже успел за два года своего существования войти в десятку лучших в стране, что стало возможным благодаря грамотной кадровой политике, правильному подбору и расстановке кадров, хорошему обучению на центральных базах страны и, что тоже немаловажно, а, может быть, первостепенно важно — благодаря хорошей обучаемости персонала, а также отличному взаимодействию акушерской и неонатальной служб. За четыре месяца, прошедших с начала текущего года, младенческая смертность здесь составила цифру «ноль». При этом нужно ещё никогда не забывать, с какими младенцами специалисты перинатального центра имеют дело: всех детей, родившихся с весом 500–700 граммов, здесь успешно выхаживают. И ещё один нюанс: все доктора молоды, значит, можно уверенно смотреть в перспективу.
Врач акушер-гинеколог Елена Аверина рассказала о дифференцированном подходе к диагностике и тактике ведения пациенток с заболеваниями шейки матки. Она отметила, что рак шейки матки — одно из самых распространенных злокачественных заболеваний у женщин. Пятьсот тридцать тысяч новых случаев рака шейки матки регистрируется в мире ежегодно, а более двухсот семидесяти тысяч женщин умирают от него. Причина — отсутствие скрининговых программ, отсутствие стандартизации в диагностике, отсутствие современных методов диагностики, поздняя обращаемость женщин за медицинской помощью и отсутствие эффективной профилактики. Конечно, нужно активно поработать, чтобы эти «отсутствия» перестали быть проблемами. У нас в России пока еще нет календаря вакцинации против этого смертельного заболевания, но, видимо, он должен появиться в скором времени, потому что в продвинутых странах Европы девочек уже активно вакцинируют.
В своем видео-обращении к участникам конференции директор Национального центра клинической и морфологический диагностики (Санкт-Петербург) Сергей Воробьёв признался, что одним из «любимых» направлений деятельности национального морфологического центра являются исследования патологий щитовидной железы: в течение календарного года в нём проводится более тридцати тысяч исследований операционных материалов биопсий и больше пяти с половиной тысяч операционных материалов щитовидной железы. При необходимости осуществляются иммунно-гистохимические и молекулярно-генетические исследования, позволяющие провести послеоперационную дифференциальную диагностику.
Около полутора тысяч исследований проводятся консультативно по материалам цитологических исследований из самых разных регионов России. То есть у специалистов Национального центра клинической и морфологический диагностики есть возможность оценить качество этих региональных исследований. Сергей Воробьёв с сожалением отметил, что оно «не очень высоко». В половине случаев вносятся существенные коррективы, а во многих случаях приходится писать другие заключения. Как вам такая статистика? Не грех бы поучиться в школе и не очень молодым специалистам. Ассоциация клинических цитологов России проводит занятия регулярно. Занятия очень интересные и полезные.

Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---