Понять свою миссию в профессии

3 апреля 2014

Финал межрегионального конкурса «Лучший преподаватель медицинского общеобразовательного учреждения — 2014» прошел в Брянском базовом медицинском колледже. Это полезное мероприятие четко продемонстрировало, что в наших медицинских учреждениях работают прекрасные педагоги, талантливые профессионалы, творческие, энергичные и неравнодушные люди, и их опыт можно смело распространять по всей стране.

Конкурс стартовал в ноябре, заявки на участие в нем были поданы из шести медицинских учебных заведений Ельца, Липецка, Калуги, Новозыбкова и Брянска. Первый тур включал в себя оценку заявки и портфолио всех участниц. Лидерами сразу стали Светлана Алексеева из Брянского базового колледжа, Мария Толстикова из Липецкого медицинского колледжа, Зоя Васильева из Калужского базового медицинского колледжа и Наталья Титова из Новозыбковского медицинского колледжа. Второй тур прошел в декабре, и участницы конкурса представили на суд жюри учебно-методические разработки и видео-фрагменты своих занятий. И после этого тура Светлана Алексеева не уступила своего лидерства.

И вот финал, вызвавший повышенный интерес, в переполненном зале. Председатель оргкомитета конкурса, директор Брянского базового медицинского колледжа, кандидат педагогических наук, отличник здравоохранения Марина Афанаскина пожелала всем финалисткам успеха, жюри, возглавляемое начальником отдела по кадровой работе департамента здравоохранения Брянской области Ольгой Татариновой, заняло свои места — на старт!

Первый этап — «Моё педагогическое кредо». Критерии оценки: умение соотносить современные тенденции в образовании со своей профессиональной деятельностью; общая и профессиональная эрудиция; режиссерские и актерские умения; культура публичного выступления. Блеснуть талантом предстояло за пять коротких минут.

«Соотношение современных тенденций» у калужанки Зои Васильевой свелось к изложению краткой автобиографии и двум предложениям в конце: «…Итак, моё педагогическое кредо: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь… Надеюсь, я вас в этом убедила». Загадочный «режиссерский ход». В чём убедила? Это осталось за кадром. Но зато удалось уложиться в регламент — вместо пяти минут оказалось достаточно двух.

У преподавателя Брянского базового медицинского колледжа Натальи Жарковой все получилось гораздо четче: «Разбуди душу, взволнуй сердце, научи руки» — и расшифровка: «…стараюсь разбудить душу через этико-деонтологические принципы, чтобы взволновать сердце, учу студентов сочувствовать и сопереживать, находить индивидуальный подход к каждому пациенту, а руки учу, чтобы они не подвели в профессиональной деятельности…» Это уже понятно, как таблица умножения. «Настоящий педагог — тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания студента и вместе с ним совершить восхождение» — замечательно. Именно этого не хватает сегодня очень многим.

Коллега Натальи Жарковой из этого же колледжа Светлана Алексеева выступала под третьим номером. Она провизор по образованию, как сама признается, стала преподавателем по воле счастливого случая. Свою задачу видит в том, чтобы «донести любовь к аптечному делу до студентов». И, видимо, это ей удаётся, студентки её любят и уважают:

— Светлана Николаевна, — говорит со сцены одна из них, — я хорошо запомнила ваш совет: «Когда в аптеке посетитель раздражает своими вопросами, медлительностью, ненужными предложениями о том, что и как нужно сделать, надо представить, что этот посетитель — самый дорогой и близкий мне человек». Я попробовала на практике в аптеке, как это работает, и просто восхитилась: захотелось помочь и пожалеть такого чересчур активного посетителя.

Не только аптечным работникам, однако, не мешало бы взять этот мудрый совет Светланы Алексеевой на вооружение, но и очень многим сестричкам наших больниц и поликлиник.

Следующая финалистка — Мария Осипова, преподаватель психологии Липецкого медицинского колледжа. Тоже вначале штрихи биографии: параллельно с преподаванием она работала в бюро медико-социальных экспертиз, но вскоре произошел крен в сторону преподавания и это стало делом жизни. Мария практикует деловые игры и тренинги: «Студенты учат меня, а я учу их и становлюсь членом их команды, их рулевым, что позволяет максимально точно ориентировать образовательный процесс». Мне показалось, что это наиболее современная тенденция, Мария Осипова работает в самом современном ритме. Она еще руководит волонтерским отрядом студентов, является членом областного молодежного парламента, что, как она говорит, помогает лучше понять проблемы молодежи и свою миссию в профессии. «А в прошлом году я стала мамой…» — призналась Мария и на глаза её под бурные аплодисменты чувствительной аудитории вдруг навернулись слёзы радости. Уже на следующем этапе конкурса она так же честно призналась, что центром её увлечений в последнее время стала семья, в целом, и её сын — в частности… и опять глаза оказались на мокром месте. Конечно, преподавателю психологии надо бы «подучиться малость» управлять собственными эмоциями: «Я спокойна… я всегда спокойна…» Хотя перед такой мощной аудиторией и большими объективами телекамер ведущих телеканалов попробуй не растеряйся. Уже только за смелость всем финалисткам надо бы по шоколадной медали за отвагу дать.

Под пятым номером выступала преподаватель техникума имени Н.М. Амосова Ольга Гапеева, когда-то, кстати, получившая красный диплом именно в этом учреждении, а потом уже в БГУ: «И вот педагог получился отличный из девочки, с виду, самой обычной…»

Три кита, на которых строится её педагогическая деятельность: практико-ориентированный подход — на практических занятиях в симуляционном кабинете студенты изучают простейшие медицинские услуги по уходу за детьми, решают проблемные ситуационные задачи. А потом эти знания совершенствуются на базах ЛПУ. Далее — информационные компьютерные технологии, без которых сегодня уже шагу ступить нельзя. Студенты могут воспользоваться методическими рекомендациями дистанционно, могут, например, отработать пропущенное занятие. Технологии мульти-медиа позволяют объединить в себе текст, графику, видео, звук и делают процесс обучения более эффективным.

Шестая финалистка Елена Пинчукова преподает русский язык и литературу в Новозыбковском медицинском колледже, уже в пятом поколении продолжает традиции своей семьи. И мама её, и бабушка преподавали русский язык и литературу. Словами самого читаемого в двадцать первом веке русского писателя Чехова Елена подчеркнула имеющий место быть современный тренд: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти: стрясётся беда, бедность, болезни, потери… и никто не услышит его, как теперь он не видит и не слышит других».

Второй этап конкурса — компьютерное тестирование по педагогике и психологии. Каждой участнице было предложено по двадцать заданий в тестовой форме. На сто процентов правильные ответы дала только Светлана Алексеева, чем значительно укрепила свое лидерство.

Миру увлечений был посвящен следующий этап конкурса. Он оказался очень интересным и разнообразным у всех финалисток, они показали себя во всей красе, но краше и глубже других спектр, на мой взгляд, был у Елены Пинчуковой. Особенно понравилось непреложное золотое правило её семьи: ни дня без ежедневного совместного чтения. Мы же сегодня, утонув в информационной насыщенности, уже почти забыли, как это важно. По словам Цицерона, которого процитировала Елена: «Человек, который имеет сад и библиотеку, имеет всё». И в конце своего хорошо продуманного «номера» она спела вечную «Виноградную косточку» Булата Окуджавы, получив в качестве оценки крики «браво». Новозыбковским студентам, несомненно, повезло, что у них есть такой преподаватель. Во всяком случае, с принципами этики и деонтологии, которые сегодня не на втором плане, у них благодаря тонкому проникновению в неокрепшие души важных заповедей шедевров литературы всё должно быть на уровне.

И вот момент истины: победила в финале и заслуженно заняла первое место Светлана Алексеева. Призерами стали: Мария Осипова и Елена Пинчукова.

— Судя по вашим аплодисментам, по блеску ваших глаз, — сказала председатель жюри Ольга Татаринова, обращаясь к многочисленным болельщикам, — вы не просто были зрителями, вы были участниками.

Действительно, зал был не равнодушен к происходящему. Особенно дружно поддерживали «своих» — родные стены, однако: восторженный визг в унисон в некоторых эпизодах вполне мог бы заглушить шум реактивного самолета на взлете.

Проректор БГУ имени академика И.Г. Петровского, кандидат педагогических наук, профессор Людмила Зятева отметила высокий творческий накал и высокий уровень организации конкурса:

— Девять экспертов-профессионалов работали в заочных двух турах, неподкупный компьютер оценивал тестирование — уровень объективности, который всегда, во всех конкурсах, вызывает некоторые сомнения, в этом финале был высоким и абсолютно точным. То действо, которое мы увидели сегодня, выше всяких похвал.

А вы еще думали, куда пойти учиться.

Владимир Волков


Комментарии

---