«Потому что он руку к носу тянет…»

16 апреля 2013

На конференции врачей-оториноларингологов, прошедшей в первой областной больнице, были рассмотрены проблемы осложнений после тимпанопластики, отогенных внутричерепных осложнений и ряд других вопросов.

Гостья из Смоленска — заведующая детским ЛОР-отделением Смоленской областной больницы Ольга Егорова поделилась опытом, но, прежде всего, отметила повышенный интерес брянских врачей к научно-практической работе:

— Чтобы у нас, в Смоленске, в рабочий день в одиннадцать часов собрать такую большую аудиторию, нужно очень сильно постараться, — сказала она. — У нас это возможно только по пятницам и только после трех часов.

Но вот у нас, в Брянске, такая работа уже давно — норма жизни. Живое общение с коллегами не заменит никакая полезная литература, поэтому уговаривать никого не приходится.

С лор-патологией встречаются не только ЛОР-врачи, но и врачи общей практики, терапевты, педиатры, неврологи, нейрохирурги. А пусковым моментом для обычно становится банальное ОРЗ. В мире 92 процента людей хотя бы один раз в год переносят острое респираторное заболевание. Но чаще каждый взрослый человек болеет два — три раза в год. А школьники болеют четыре — восемь раз за год. В Смоленске, например, как призналась Ольга Анатольевна, некоторые дети в весенние дни выздоравливают только на две — три недели и вновь заболевают ОРЗ. Они вынуждены пропускать занятия в школе. Всего же в России ежегодно регистрируется сорок два миллиона ОРЗ. Это очень серьезные цифры, потому что соответственно им ведь растет и число бюллетеней, выдаваемых на период нетрудоспособности. А это уже ощутимые экономические потери.

При таких цифрах нагрузка на педиатров и терапевтов, отрабатывающих вызовы на дом, очень велика. По сорок — пятьдесят обращений в день! Сколько у них остается времени на личную жизнь — большая загадка.

Казалось бы, простой насморк — что тут беспокоиться, он и сам пройдёт через неделю, даже если его не лечить. Но не надо забывать, что любое ОРЗ может обернуться нехорошим последствием: синуситы и отиты грозят внутричерепными осложнениями, которые иногда приводят и к неблагополучным исходам. Лучше всё-таки сходить к врачу. Важно предупредить развитие осложнений, вовремя распознать угрозу: если у вас не только насморк, а, например, еще и отек верхнего или нижнего века срочно отправляйтесь к доктору.

Как и чем лечить? Легкой степени тяжести синусит или катаральный отит не надо лечить антибиотиками, для выздоровления больному достаточно местных препаратов. А вот при средней и тяжелой степени тяжести эти заболевания уже требуют антибактериальной терапии. Один нюанс, на который обратила внимание Ольга Егорова: в половине случаев назначение препаратов не оправдано, врачи часто назначают их, чтобы просто перестраховаться — обезопасить себя и успокоить родственников больных. Это, конечно, очень не правильно, потому что часто случается перебор: одному больному при одной инфекции назначается много лекарственных средств — три препарата, два препарата, а моно-препаратом лечат всего десять процентов пациентов. Особенно опасно принимать много таблеток пожилым людям: они и так уже лечатся от какого-то своего основного заболевания, принимают лекарства, да еще три препарата от ЛОР-заболевания — вполне можно залечить такую бабушку или такого дедушку до смерти.

Фониатрическая помощь — редкость для многих регионов России. У нас в области она представлена всего одним специалистом — оказывает доктор Алексей Гуревич, который работает в Брянском клинико-диагностическом центре по графику пятидневной рабочей недели. Он принимает пациентов из областного центра и из районов области, льготников, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, жителей юго-западных районов области, по направлениям — пациентов из региональных ЛПУ, а также ведет прием на платной основе. Ведётся основной фониатрический прием пациентов, профессиональная деятельность которых связана с повышенной голосовой нагрузкой: это педагоги высших, общеобразовательных и профессиональных учреждений, воспитатели, музыкальные работники, певцы, актеры, дикторы телевидения, лекторы, экскурсоводы, адвокаты — то есть все те, кто вынужден повышать голос.

Основа инструментального оборудования в ЛОР-фониатрическом кабинете — эндовидеостробоскопическая система, позволяющая архивировать и создавать базу данных. Фониатрический прием ведется с 2001 года и за это время сформировался контингент пациентов данного профиля. Прием становится более специализированным. Видеостробоскопия применяется достаточно широко, в базе данных более восьмисот человек, обследуются они регулярно. Это своего рода диспансерная группа, которая наблюдается постоянно и по каждому пациенту есть своя видео-сессия. Кстати, эти данные доступны и для других врачей. Их можно скопировать на диск или флэшку и лечащий врач пациента тоже может увидеть четкую картинку.

Какие перспективы? В ближайшее время парк оборудования фониатрического кабинета пополнится новым аппаратом ультразвуковой стимуляции мышц гортани и голосовых связок, который позволит оказывать помощь в послеоперационной реабилитации больных.

Главный аллерголог-иммунолог области, заведующая иммуно-аллергологическим отделением БКДЦ Елена Володина свое выступление на конференции посвятила аллергическому риниту. Весна может стать быстрой — «мгновенной». Это очень опасно для больных. Резкий перепад температур, дает возможность растениям быстро раскрыть поры и начать «пылить». В прошлом году, например, сильно подпортила жизнь больным распространенная в наших краях воспетая в песнях красавица — береза, которая врачами занесена в черный список как самый опасный и мощный аллерген. Она начинает «пылить» в числе первых. И так старательно работает, что дает от пяти до семи тысяч пылинок на один кубометр. А в прошлом году береза перевыполнила план и выдала на-гора двадцать одну тысячу пылинок на метр. Поэтому даже те пациенты, которые никогда не были аллергиками, стройными колоннами потянулись к врачам, которые выявляли у них тяжелые проявления аллергического ринита и бронхоспазмы. Чем опасны сезонные риниты? Тем, что они протекают быстро и мощно. Так что ловить момент заболевания пациентам нужно четко и к доктору бежать тоже быстро.

Корифей оториноларингологии Виктор Шутюк заглянул на конференцию «на огонёк» и оказалось, что с пользой для дела. Бывает, отметил Виктор Шутюк, что районные терапевты направляют пациентов в ЛОР-отделение областной больницы совсем не оправданно. Пациентка из Злынки, например, десять лет ходила с трубкой, никаких проблем у нее не было, но направили в главную больницу, чтобы после проделанного двухсоткилометрового пути врач написал одну строчку: «наблюдение ЛОР-врача по месту жительства» и отправил обратно в двухсоткилометровый путь. А из Карачева прислали пациента проверить слух, не вымыв обыкновенные серные пробки. Пишут «острый отит, нейросенсорная тугоухость». Пришлось корифею отечественной оториноларингологии Виктору Шутюку лично промывать ухо, пробка выскочила, и счастливый, окрыленный пациент полетел обратно в свой Карачев. Благо, что не так далеко, как до Злынки. Прописные истины для врачей — как для пациентов умываться по утрам, а «не умываются».

У ЛОР-врача Ольги Грибановой за плечами пятнадцатилетний опыт, сейчас она работает в Брянской ЦРБ. Она отметила в своем выступлении, что не всегда ярко выражена симтоматика отогенных менингитов. Поэтому перед тем, как класть больного на операционный стол, нужно взвесить все «за» и «против». Иногда в таких неясных случаях больного можно просто угробить. Ольга Грибанова рассказала об одном таком сложном случае. Ночью в реанимационное отделение поступила больная шестидесяти лет в состоянии алкогольного опьянения. Сознание затуманенное, контакт невозможен, температура тела — под сорок. Присутствовала ригидность затылочных мышц. Гнойных активных выделений не было, но была небольшая гнойная корочка — насколько давно она образовалась, уточнить было невозможно, потому что контакта с больной не было. Ухо воспалено — нельзя было исключить и отогенный характер. Была проведена спинно-мозговая пункция, жидкость — прозрачная, значительного увеличения количества белка не было, норма. И какой же диагноз был в итоге поставлен? Инсульт лобной доли.

Владимир Лужецкий рассказал о другом случае из клинической практики. В приемном покое, где всегда происходят самые жаркие баталии, «завис» между отделениями один пациент. Решался вопрос, куда его отправлять? Выставили диагноз «острый отогенный менингит» — якобы болело ухо. Компьютерного томографа тогда еще не было, и нейрохирурги безапелляционно отправили его в ЛОР-отделение. Единственная симптоматика — больной тянул руку к носу. И опытная медсестра, повидавшая на своем веку сотни разных больных, сразу сказала: «У него абсцесс мозга». Конечно, сразу возник вопрос «почему?» «Потому что он руку к носу тянет…» И, действительно, потом выяснилось, что это был абсцесс височной области.

Виктор Вовк

Категории:


Комментарии

---