Елена Квитко: «Больницу нельзя «временно заморозить»

30 июля 2010

О том, решение каких финансовых задач возложено на наш территориальный фонд ОМС, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель директора БТФОМС Елена Васильевна Квитко.

Е. В. Квитко— Елена Васильевна, если вкратце, то какие это задачи?

— Брянский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, являясь государственным финансово-кредитным учреждением, при осуществлении своей деятельности — в соответствии с положением о БТФОМС — ежегодно решает ряд основных задач финансового характера: это обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС, финансовое обеспечение конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования и, начиная с 2006 года, финансовое обеспечение отдельных мероприятий национального проекта «Здоровье»…

— Проблемы финансовой обеспеченности сегодня не позволяют расслабиться руководителям наших лечебно-профилактических учреждений ни на один день: они всегда актуальны для отрасли здравоохранения, не так ли?

— На мой взгляд, вопросы финансового обеспечения являются важными для всех отраслей экономики России. А для отрасли здравоохранения они имеют, я бы сказала, особенное, первостепенное значение. Потому что именно здравоохранение призвано обеспечить сохранение и улучшение здоровья нации. Сделать это можно, оказывая пациентам больниц и поликлиник только высококвалифицированную и качественную медицинскую помощь. На это сегодня особое внимание обращает и руководство страны, и нашей области. Медицинская помощь — услуга специфическая. В связи с отсутствием достаточного финансирования она не может быть отложена на некоторое время, как, например, в строительстве. Если там не хватает финансирования, стройка на время «замораживается». Медики себе такого позволить не могут: от своевременности оказания медицинской помощи часто зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Больницу нельзя «временно заморозить»…

— Давайте перечислим, что относится к средствам обязательного медицинского страхования?

— Для территориального фонда ОМС средства обязательного медицинского страхования — это средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, которые находятся в государственной собственности и используются на финансирование территориальной программы ОМС. Основными источниками формирования этих средств являются:

  • страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения, которые с 2010 года заменили единый социальный налог. Их доля в доходах бюджета Брянского территориального фонда обязательного медицинского страхования составляет двадцать три процента;
  • страховые взносы, уплачиваемые субъектом Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, удельный вес которых в доходах бюджета БТФОМС составляет около сорока процентов;
  • межбюджетные трансферты из Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, которые в доходах бюджета БТФОМС составляют двадцать восемь процентов.

— А каков уровень финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в Брянской области?

— Прежде всего, подчеркну еще раз, что в целом в России в последние годы развитию здравоохранения, в том числе и его финансовому обеспечению, уделяется особое внимание. Расходы на здравоохранение ежегодно увеличиваются. За последние пять лет объем финансирования здравоохранения Брянской области за счет средств обязательного медицинского страхования увеличился в полтора раза и составил в 2010 году три миллиарда двести миллионов рублей. Помимо этого благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» значительно улучшилось и материально-техническое, и финансовое оснащение амбулаторно-поликлинического звена муниципального здравоохранения области. Только через Брянский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в рамках приоритетного национального проекта ежегодно направляется в муниципальные учреждения здравоохранения области около двухсот миллионов рублей, выделяемых из федерального бюджета на выплаты медицинским работникам участковой службы, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Тем не менее, несмотря на ежегодный рост расходов на здравоохранение, финансирование территориальной программы ОМС в Брянской области по сравнению с нормативами, устанавливаемыми постановлением Правительства Российской Федерации, продолжает оставаться дефицитным. Например, за 2009 год дефицит финансирования территориальной программы ОМС составил 37,9 процента. При этом надо отметить, что дефицит территориальной программы ОМС имеет не только Брянская область. Почти аналогичный уровень дефицита и у наших ближайших соседей: Орловская область — 36,8 процента, Смоленская область — 36,3 процента, Калужская область — 35,6 процента. В среднем по Российской Федерации дефицит территориальной программы обязательного медицинского страхования за прошлый год составил 28,4 процента.

— Елена Васильевна, большие ожидания у всех связаны с реализацией требований Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах…» С 2011 года повышается тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование для работодателей с 3,1 процента до 5,1 процента. Как изменится финансовое обеспечение здравоохранения в связи с этим увеличением?

— Повышение страховых взносов на два процента принесет, по оценкам Министерства здравоохранения и социального развития и Федерального фонда ОМС, в систему обязательного медицинского страхования только в ближайшие два года около 460 миллиардов рублей. Это серьезные деньги.

В настоящее время готовятся изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании и в федеральный закон о страховых взносах, в соответствии с которыми эти средства с 2011 года будут аккумулироваться в специальном резерве — фонде модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Этот резерв будет создан в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

— На какие цели будут расходоваться полученные средства?

— Эти средства пойдут на модернизацию здравоохранения во всех регионах по трем направлениям. Основная часть — 300 миллиардов рублей — предназначена для модернизации материально-технической базы медицинских учреждений. Это и капитальный ремонт, и оснащение оборудованием.

24 миллиарда рублей планируется направить на информатизацию здравоохранения. Эти средства пойдут, например, на введение электронного полиса обязательного медицинского страхования, создание телекоммуникационных систем медицинских учреждений.

136 миллиардов рублей предусмотрено израсходовать на обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. Они включают в себя такие статьи затрат, как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование. Помимо того часть из этих средств будет направлена на софинансирование медицинской помощи для неработающих пенсионеров.

При этом каждый регион должен будет разработать свою программу модернизации здравоохранения с конкретным планом действий и с учетом конкретных особенностей территорий.

Расходование этих средств будет осуществляться на основе таких программ и в соответствии с соглашениями между субъектами Российской Федерации, Минздравсоцразвития и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Виктор Вовк

Категории:


Комментарии

---