Николай РОМАЩЕНКО: «Никогда не поздно начинать…»

16 октября 2017

Брянская центральная районная больница отметила своё 120-летие. Она «родилась» в девятнадцатом веке. В 1897 году Брянским уездным земством были выделены деньги на строительство лечебницы на десять коек в селе Глинищево. Это было первое документальное упоминание об учреждении как о больнице. С этого момента и пошел исторический отсчет. Когда-то это был ФАП, потом он стал небольшой больницей, а сегодня это одно из передовых учреждений здравоохранения не только в области, но и в России. Мы беседуем с главным врачом Брянской ЦРБ, кандидатом медицинских наук Николаем Ромащенко.

— Николай Николаевич, вы не только «вглубь» развиваетесь — освоили самые современные высокие технологии, но и «вширь» — к вам вот недавно присоединили Жирятинскую ЦРБ. Помогают тому, кто везёт?

— Мы не стоим на месте, развиваемся активно. В Жирятинском районе больница обслуживала около шести с половиной тысяч человек. А, например, в одном нашем Супоневском поселении только официально амбулатория обслуживает более десяти тысяч человек. Всего же таких амбулаторий в нашей ЦРБ тринадцать. На такое количество населения во всем Жирятинском районе иметь целую центральную районную больницу с такими же штатами, как положено нормальной ЦРБ, нерационально. Более того, население Жирятинского района не растёт, а, к сожалению, уменьшается — демографическая обстановка напряженная. Поэтому в апреле этого года было принято решение присоединить это учреждение к нашему, теперь это просто Жирятинская больница — одно из структурных подразделений Брянской ЦРБ.

— Судя по тому, что у вас как бы просто стало на одну амбулаторию больше, нагрузка по силам.

— Включение в нашу структуру отстающего учреждения, конечно, требует немалых усилий, чтобы подтянуть ее к тому уровню, который тут уже есть. Это плюс ко всем организационным моментам еще и серьезные финансовые затраты. Тем не менее уже в следующем году, как мы рассчитываем, Жирятинская больница выйдет, как минимум, на самоокупаемость. Сегодня действует подушевое финансирование, из которого складывается определенный финансовый объем средств. Эти средства предназначены для обслуживания определенного количества населения. У нас был один расклад, в Жирятино другой. Теперь население Жирятинского района будет обслуживаться по новому раскладу.

Сейчас мы одновременно ремонтируем там сразу семь ФАПов — они были в плачевном состоянии. У нас было двадцать шесть ФАПов, теперь их стало тридцать восемь. Тринадцать амбулаторий, поликлиника, два лечебных корпуса — терапевтический и хирургический. Многопрофильное, многофункциональное медицинское учреждение, которое оказывает все виды медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичную помощь — её, кстати, среди районных больниц оказывают только у нас.

— Ещё примечательная — а, может быть, даже замечательная — особенность вашей больницы: Брянская ЦРБ — единственная в России, где на базе районной больницы действует отделение вспомогательных репродуктивных технологий, так называемое ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение.

— Это самый современный уровень развития медицины, мы обеспечиваем заказ области, но в частном порядке к нам многие едут и из других областей.

Востребованность нашего отделения вспомогательных репродуктивных технологий очень высокая, у нас расписана очередь. Могли бы расширяться, но на тех площадях, которые есть, пока некуда. Мы обслуживаем государственный заказ, в год — так ориентирует нас государство — на население в один миллион триста тысяч человек Брянщины должно быть не менее тысячи случаев гарантированных попыток, которые оплачиваются государством, и оплачиваются довольно прилично. Это как бы норма, наш ориентир, нам есть куда расти, на сегодняшний день мы далеко не справляемся с этим объёмом, хотя цифра постепенно растёт.

— Если рассуждать с точки зрения даже не простого пациента, а врача-профессионала, то возникает вопрос: как это удалось?

— В своё время это удалось сделать Николаю Михайловичу Щеглову, который тогда возглавлял коллектив больницы, а сейчас является заместителем губернатора. Галина Викторовна Щеглова перешла на работу в нашу ЦРБ из областного центра охраны здоровья семьи и репродукции, который в этом направлении достиг высоких результатов, она приобрела там бесценный опыт и смогла применить свои знания в нашем новом отделении, организованном на базе хирургического корпуса. Кто-то поначалу смотрел на это пессимистично: «Какая-то там районная больничка будет заниматься такими серьёзными вещами, как экстракорпоральное оплодотворение?» Но теперь, когда у нас всё получилось, те, кто раньше сомневались, сами направляют к нам пациентов. Мы же берем столько, сколько реально можем. Хоть и не очень большой объём такой помощи оказываем, но зато с очень хорошими качественными показателями.

— Лучше меньше, да лучше. Ведь сарафанное радио сразу разнесёт «по эфиру», если что-то не так. А у вас авторитет высокий.

— Отделение укомплектовано высококвалифицированными специалистами, оно активно развивается под руководством заслуженного врача России Галины Викторовны Щегловой. В тесной связке с этим отделением работает и отделение гинекологии, которое возглавляет уникальный специалист, заслуженный врач России Анна Викторовна Савочкина. Она освоила очень серьезный спектр операций, которые входят в список высокотехнологичных. Сыграло роль и то, что учителя наши — лидеры не только в российском здравоохранении, но и в мировом. Результаты работы впечатляющие, это видят и в департаменте здравоохранения, и в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, дают нам дополнительную приоритетную нагрузку.

— Новые технологии требуют и новой аппаратуры. Достаточно ли её?

— Стараемся своевременно обновлять оборудование. Мы никуда от финансовых проблем не денемся, они у нас такие же, как и у всех, но мы с помощью департамента здравоохранения и с помощью своих внебюджетных средств поддерживаем оснащенность на современном уровне и уверенно строим планы на будущее.

— В Брянской ЦРБ сильное хирургическое отделение, о котором знают далеко за пределами района.

— Его возглавляет заслуженный врач России, уникальный хирург Татьяна Борисовна Малашенко. У неё за плечами очень серьезная хирургическая школа. Она долгое время проработала в четвёртой городской больнице, которая славится своим уровнем хирургии.

— Как же вам удалось переманить её сюда?

— Это опять же заслуга Николая Михайловича Щеглова. Он вместе с Татьяной Борисовной работал в четвертой больнице, хорошо знал уровень её подготовки. Во многом благодаря Татьяне Борисовне нам удалось вырастить целое поколение прекрасных молодых докторов, которые, что очень важно, хотят здесь работать. Создан крепкий костяк, каждый из докторов курирует и развивает свое направление в хирургии.

Очень качественно работают отделения неврологии, кардиологии, терапевтическое отделение, развиваем такое специализированное направление, как урология. Благодаря нашему отделению анестезии и реанимации, которое возглавляет Владимир Витальевич Басенко, мы можем уверенно выполнять операции любой сложности. А контролирует всю стационарную помощь и профессионально помогает в сложных ситуациях мой заместитель по медицинской части Ольга Павловна Лемешева.

У нас все отделения на уровне. Кардиологическое отделение возглавляет Михаил Сергеевич Левченко, Елена Николаевна Балабанова возглавляет отделение терапии, педиатрическим отделением заведует Татьяна Александровна Юрасова, широкий спектр исследований выполняется в клинико-диагностической лаборатории, заведует которой Ольга Васильевна Коренькова, отделение функциональной диагностики и УЗИ возглавляет Евгений Семенович Портнов, стоматологическим отделением заведует Евгений Иванович Кузьмин.

Сегодня одна из главных задач здравоохранения — оказание первичной медико-санитарной амбулаторно-поликлинической помощи, которая у нас организована на высоком уровне под руководством заместителя главного врача по лечебной работе Надежды Вячеславовны Чебан, заведующей поликлиникой Людмилы Георгиевны Чеплянской, районного педиатра Татьяны Владиславовны Резниковой.

— Николай Николаевич, всех замечательных специалистов вы все равно не перечислите — понятно, что случайных людей в вашем коллективе нет, поэтому он, может быть, такой сплоченный и работоспособный, но, главное, люди своих докторов и медсестёр хорошо знают и идут к ним, потому что доверяют. Вам ведь еще удалось создать отличные условия не только для персонала, но и для пациентов. Говорят, практически во всех палатах есть свои туалеты…

— Да — в каждой палате. А палаты и одноместные, и двухместные, и трёхместные, и четырёхместные. Те, кто у нас лечится, всегда приятно удивлены. Мы настолько сегодня востребованы, что не всё рекламируем из того, что можем, потому что, если пойдёт бурный поток пациентов, трудно будет справиться и может пострадать качество оказываемой медицинской помощи, а мы этого допустить никак не можем, надо держать марку.

Очень хорошо развита в нашей больнице система ухода и реабилитации. Везде сейчас так: в ведущих клиниках сделают что-то выдающееся, а на «отлёжку» отправляют пациентов в районные больницы. А у нас и для оперативных вмешательств, и для реабилитации после операций созданы все условия. Мы и тяжелых больных выхаживаем сами. Нам некуда посылать их, поэтому и пришлось создавать нормальные возможности для реабилитации здесь.
— Паллиативных коек случайно еще нет?

— Пока нет, но это перспектива, которая хорошо просматривается. Она, кстати, появилась в связи с присоединением к нашей ЦРБ Жирятинской больницы. Конечно, далековато. Но сегодня острота транспортной проблемы снижается…

— И дороги получше, и автомобилизация почти поголовная… да для паллиативных больных чем меньше шуму городского, тем лучше…

— Со временем, мы надеемся, эта тема будет более активно прорабатываться на уровне Правительства РФ и будет принята программа по развитию паллиативной помощи с целом в стране. И тогда мы сможем предложить свои услуги. Сегодня паллиативные койки в области есть, но их мало, и они не на том уровне, который требуется для оказания паллиативной медицинской помощи. А мы можем уже даже говорить о создании хосписа — первого в области. Со всем комплексом услуг. Такой опыт есть в других регионах. Очень хорошо развито оказание паллиативной медицинской помощи в Белоруссии. У нас налажены контакты с белорусскими коллегами, и они готовы нам помочь. Это, правда, вопрос не сегодняшнего дня, для его решения требуется солидное финансовое обеспечение. Но когда будет соответствующая программа, можно будет приступить к реализации готового плана.
— Что еще у вас в перспективах?

— У нас практически в каждом поселении есть амбулатории. Одно из наиболее быстро и динамично развивающихся поселений — Супоневское. Оно самое крупное в области. Приписного населения около десяти тысяч, а реально обслуживаем там более пятнадцати тысяч. Здание же там приспособленное для оказания медицинской помощи, но не соответствующее нормам. У нас в планах построить на территории Супоневского поселения филиал нашей поликлиники. Когда реализуем этот план, то, как рассчитываем, и жители района телецентра прикрепятся к нам. С одной стороны, это дополнительные проблемы, но, с другой стороны, это даст больше средств. Сегодня нужно уметь хорошо считать.

— Кадров хватит?

— Нашего начальника отдела кадров Ольгу Николаевну Литвинову отличает творческий подход к своему делу, она очень опытный, разбирающийся в людях руководитель, хорошо знающий все кадровые проблемы. Не случайно же мы укомплектованы врачами на девяноста восемь процентов. С присоединением Жирятинской больницы появились вакансии, не так просто найти специалистов, даже несмотря на действующую программу «Земский доктор». Однако миллион земских подъёмных все-таки играет положительную роль: его ведь могут получить не только молодые врачи, но и опытные — в возрасте до пятидесяти лет.

— На каких условиях?

— При условии, что доктор отработает пять лет. Не менее. Но молодые врачи, поработав у нас, и не хотят никуда уходить. Нравятся наши традиции, методы и отношение к работе. Сложнее со средним персоналом, особенно фельдшерским. Тут у нас тоже большие надежды на государство. «Земский доктор» работает, теперь бы запустить и программу «Земский фельдшер». Она в пилотном варианте опробуется в Тверской области и ряде других регионов. Если и она заработает в полную силу, то улучшится доступность и качество медицинской помощи — то, к чему мы все сегодня стремимся. У фельдшера повысится не только уровень знаний, но и ответственность, он будет наделен некоторыми функциями врача. Медицинская сестра — не помощник врача, а самостоятельный медицинский работник. Многое она способна выполнять самостоятельно, а врач в любом случае сможет корректировать её работу. Он ставит задачу, медсестра выполняет её самостоятельно. Фельдшер сегодня может и наркотики назначать, и операцию минимальную провести, и оказать помощь при остром коронарном синдроме, сделать тромболизис…

— Но его же надо обучить?

— У нас хорошо развито наставничество. Профессионалы высочайшего класса, которые давно работают в больнице, передают свой опыт и фельдшерам, и медсестрам. Плюс к тому активно развивается информатизация. Электронная медицинская карта, история болезни — это уже работает, сейчас мы в проекте по запуску электронного больничного листа — именно на нашем учреждении обкатываются эти технологии, выявляются преимущества, недостатки — плюсы и минусы.

— Не все пациенты с компьютером «на ты».

— Пациент может выбирать: такого не будет, что мы с определенного момента перейдём на электронный больничный лист и бумажные технологии сразу исчезнут. Тем более, что не только не все пациенты, но и не все медицинские организации готовы сегодня работать с электронным больничным листом. Это, во-первых. А, во-вторых, эти наработки требуют тщательной шлифовки и корректировки. Больничный лист часто требует продления, требует продления лист, выданный в другой организации — эти и многие другие нюансы должны быть учтены в программах, всё должно четко работать, без сбоев. У моего заместителя по клинико-экспертной работе Елены Евгеньевны Пономаревой фронт работ, можно сказать, необъятный.

— Так у вас и радиус обслуживаемой территории — почти сто километров, заблудиться можно…

— Да, территория большая, но наша параклиническая служба работает безупречно. Заместитель главного врача по экономике Олеся Николаевна Лашкарева, патриарх экономической службы больницы Раиса Петровна Шакина, главный бухгалтер Екатерина Юрьевна Адылина, начальник хозотдела Татьяна Александровна Финогенова, юрист Александр Владимирович Шевердин — все они работают безошибочно.

— С лечением хорошо, коллектив целеустремленный, но не забыта ли при этом профилактика?

— В свое время мы стали инициаторами проведения лекционных курсов в учреждениях образования, дошкольного воспитания, наши специалисты проводят лекционную работу по разным направлениям — в сельских администрациях, на всевозможных собраниях объясняем важность и необходимость прививок, диспансеризации. Очень важно, я считаю, что в этом плане и районная администрация с нами активно сотрудничает.

— Есть стимулирование?

— Да, из внебюджетных средств. Но все наши врачи хорошо понимают: чем больше мы проведем профилактической работы, тем меньше будет запущенных случаев. Хотим сейчас запустить в школах новый проект — чтобы дети написали сочинения на тему об истории медицины Брянского района. В старших классах есть желающие связать свою жизнь с медициной. Они смогут вникнуть поглубже в тему, поискать в домашних альбомах фотографии, которые, возможно, пригодятся и для музея истории медицины Брянщины, недавно открывшегося на улице Калинина; там очень много интереснейших материалов, но пока, к сожалению, нет стенда, рассказывающего об истории нашей больницы. После юбилея планируем сделать там и свой стенд. Сто двадцать лет истории — это само по себе уже интересно. Не соприкоснувшись с этой историей, хорошим специалистом не станешь. За лучшие сочинения будут премии.

— Вот с этого и начинается ковка ценных кадров…

— Никогда не поздно начинать.

— Можно даже догадаться, куда после окончания медицинских вузов и колледжей придут работать дипломированные специалисты.

— Будем выбирать лучших.

Беседовал Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---