Михаил Иванов: «Когда мы вместе, мы что-то значим»

3 марта 2010

Михаил ИвановДепутаты Государственной Думы единогласно поддержали концепцию правительственного законопроекта «Об обращении лекарственных средств». Как отметила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, документ предусматривает создание «совершенно иной структуры, детализирующей каждый этап и последовательность обращения медикаментов». В связи с этим очень своевременно при комиссии по вопросам здравоохранения и формирования здорового образа жизни Общественного совета ЦФО была создана и уже начала действовать рабочая группа по совершенствованию лекарственного обеспечения населения субъектов Центрального федерального округа. Какие задачи она перед собой ставит и в каком направлении пойдет совершенствование? На эту тему наша беседа с руководителем группы, генеральным директором ГУП «Брянскфармация» Михаилом Михайловичем Ивановым.

— Михаил Михайлович, лекарства — тема, касающаяся практически каждого. С чего нужно бы начать? Какие проблемы требуют первоочередного решения?

— Основная задача — консолидация усилий в борьбе с контрафактом. Всем известно, что государственные предприятия на фармрынке присутствуют в каждом регионе — в том или ином формате. Где-то государственные аптеки занимают доминирующее положение на фармацевтическом рынке, где-то — нет, а где-то они находятся в аморфном состоянии. Но если взять Центральный федеральный округ в целом, то на большинстве территорий местные власти поддерживают свои государственные предприятия, что помогает им развиваться.

— Где-то поддерживают, а где-то делают вид, что поддерживают.

— О том, активно они развиваются или нет, можно, наверное, судить по наличию конкурентной базы у дистрибьюторов. Компании (за очень редким исключением) не имеют контрактов с производителями. Все контракты заключены с дистрибьюторами, занимающими доминирующее положение на фармрынке. И когда принималось решение о создании рабочей группы по совершенствованию лекарственного обеспечения населения ЦФО, учитывалось то, что каждая область в настоящее время начинает объединять свои структуры, которые в девяностых годах были отданы на откуп муниципалитетам.

Возьмем для примера Брянскую область, в ней существовало около тридцати отдельных предприятий. Каждое из них работало самостоятельно, связь между собой эти предприятия никак не поддерживали. В 2005 году мы попытались ситуацию как-то всколыхнуть, создали фармацевтическую ассоциацию для того, чтобы хотя бы просто начать общаться. Организация общественная, никакого юридического влияния на тех, кто в нее входит, она не имеет. Это как бы консультативный орган, но он может защищать коллективные интересы. Примерно, как профсоюз. И когда мы смогли общими усилиями войти в систему ДЛО, стало понятно, что когда мы вместе, мы что-то значим. После этого практически все муниципальные предприятия — значительная их часть — объединились в Брянскую фармацевтическую ассоциацию.

— В Брянской области реорганизация прошла успешно. Что дальше? Объединение на уровне центра России?

— Мы не ставим такой цели. В объединении всех в какое-то единое предприятие нет необходимости. Задача — объединиться на уровне общения. Но это даст нам возможность, например, выступать единым пулом при закупе медикаментов у производителей. Мы уже становимся им интересны. Сама по себе каждая область в отдельности не может быть серьезным конкурентом. А все вместе мы можем сразу закупать большие объемы лекарственных средств.

И другой важнейший момент: если мы все работаем непосредственно с производителем, то откуда тогда возьмется в наших аптеках фальсификат? Эта проблема автоматически снимается с повестки дня. Его не будет. Ведь на сегодняшний день у нас около двухсот поставщиков, и отследить всех, когда основной критерий — цена препарата, практически невозможно. Кто-нибудь что-нибудь подкинет. И найти крайнего очень сложно. Разумеется, дистрибьютор останется на нашем рынке, но если он хотя бы один раз поставит в общий пул фальсифицированную позицию, дальше он просто совсем ничего поставлять уже не будет. Мы примем соответствующее решение.

Для того чтобы каждая область придерживалась общей политики, была написана программа «БФ-маркет» — это электронная площадка, которая позволяет без участия человека просматривать цены тех компаний, которые мы допускаем на нашу территорию. Мы сможем снизить цены и убрать фальсификат. Сможем отслеживать тех недобросовестных поставщиков, которые в этой структуре могут работать. А следующим этапом развития будет участие пула в торгах ЦФО и в федеральных торгах. Мы собираемся стать игроком номер один как в розничном секторе, так и в дистрибьюторском секторе Российской Федерации. Кто и в каких торгах из наших областей будет участвовать, мы на общем собрании сможем это определять.

— Как ваша группа по совершенствованию лекарственного обеспечения населения будет эту работу координировать?

— На первом этапе это будет активная работа с исполнительными и законодательными органами власти субъектов федерации, аппаратом полпреда Президента РФ в Центральном федеральном округе, депутатским корпусом Государственной Думы. Мы будем вести ту разъяснительную работу, которая позволит решить главную задачу — обеспечить население качественными медикаментами и убрать тех посредников, которые завышают цены. Безопасность страны в плане лекарственного обеспечения не менее важна, чем другие ее направления — например, продовольственная безопасность.

— Видимо, не случайно вы возглавили эту группу — положительный опыт, как говорится, налицо. В брянских аптеках сегодня нет ни одного отсроченного рецепта, хотя еще буквально пару лет назад их было около десяти тысяч. Или взять для примера логистический склад «Брянскфармации»… Можно рекомендовать эту систему всем?

— Вопрос сложный. И ответ на него не может быть однозначным. В половине областей есть уполномоченные логистические склады, в другой половине — нет. Где-то поставщик, выигравший конкурс, поставляет медикаменты непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение. Хорошо это или плохо? Если поставщик местный — у него проблем нет. У него всё налажено — логистика, транспорт, рабочие места. Но если игрок иногородний — а в большинстве случаев на территории приходят иногородние игроки, — то ему приходится все создавать самому: искать, кому привезти, как привезти, на чем привезти, найти возможность проверить качество медикаментов — без этого нельзя сегодня обойтись. (В ГУП «Брянскфармация» каждая таблетка проходит проверку на качество — этим занимается центр контроля качества). То есть этому игроку придется на себя взвалить довольно большой объем затратной работы. С нашей точки зрения, если нет нормальной логистической цепочки, то создавать ее заново всего лишь для одних торгов — очень дорогое удовольствие. Намного более дорогое, чем наличие логистического оператора.

В нашем случае поставщик знает, что у нас есть логистический оператор, и у него отпадает необходимость что-то возить куда-то. Его задача — загрузить машину и привезти свою продукцию на один склад. И все. Больше у него никакой головной боли нет. Давайте для примера возьмем Москву. Нужно поставить медикаменты по заявкам каждого ЛПУ в течение двадцати четырех часов. Бывают такие ситуации. Но ЛПУ может заказывать таблетки и по одной пачке в день в течение месяца. А поставщик, выигравший конкурс, иногородний. Каким образом он будет эту пачку каждый раз доставлять? Это только одна сторона проблемы. А другая — стоимость лекарства. Естественно, эта пачка сразу взлетит в цене. Если же есть свой логистический склад, то достаточно всего лишь поставить медикаменты туда и ждать денег.

Но чтобы разобраться, что выгодно, нужно провести мониторинг по каждой позиции. И сейчас Росздравнадзор и Минздравсоцразвития проводят такой мониторинг. Ответ на этот вопрос будет скоро получен. Но, с нашей точки зрения, склады обязательно должны быть, потому что это наработанный логистический оператор на территориях. И кроме того, без таких складов существует возможность не допускать некоторых игроков на конкурсные торги. А это чревато ограничением конкуренции.

— Кто вошел в состав вашей рабочей группы?

— Главы всех семнадцати регионов сами решали, на каком уровне участвовать в нашей рабочей группе. Это разные люди. Два региона у нас представлены заместителями губернаторов, некоторые — директорами департаментов здравоохранения или их заместителями. Один регион — руководителем контрольно-аналитической лаборатории по качеству. Есть директора фармпредприятий. Есть представители бизнеса, производителей лекарственных средств, врачебного сообщества.

— Вы говорили о лекарственной безопасности. Но её нельзя обеспечить, если не развивать свое производство лекарственных средств. Какие здесь просматриваются перспективы?

— Существует программа, поддержанная Президентом РФ, об импортозамещении. В 94-й Федеральный закон включена поправка о том, что российские производители и иностранные производители, зарегистрированные на территории Российской Федерации, участвуя в тендере, имеют преференции в размере пятнадцати процентов. Это ощутимая поблажка для тех, кто работает в России. Нужно учитывать недавний наш печальный опыт — в России было свое производство, но не было своих субстанций. Фармацевтическая безопасность была доведена практически до нуля, не было ничего своего. Сейчас же начинают создаваться новые производства на территории Российской Федерации. Даже крупные зарубежные компании приходят в Россию. Скептики говорят, что это как бы все равно не российское. Но реальность такова, что сегодня в мире работают транснациональные компании. Если завод зарегистрирован здесь, а еще лучше, если он пришел со своим ноу-хау — это польза для России. Это наши рабочие места, это возможность для научной работы нашим ученым. Поэтому привлечение иностранного капитала на нашу территорию можно только приветствовать.

— Норматив финансовых затрат на одного человека у нас равен одной тысяче рублей — это мало? И еще: замена льгот денежными средствами — это сильно вредно для фармацевтов?

— Начнем с того, что в системе дополнительного лекарственного обеспечения не действует страховой принцип. Существуют льготники, они все в системе, государство выделяет серьезные деньги. Болеют не все, кто-то получает медикаменты, а кто-то не получает. Кто не получает — льгота для него не работает. А льготник плюс ко всему получает еще и дорогостоящие медикаменты. Если ему требуется лечение за сто тысяч, он его получает — работает страховой принцип. Здоровый платит за больного. Cегодня же тот, кто вышел из системы, все равно получил льготные деньги. Общая сумма уменьшается, а норматив остаётся прежним. На дорогостоящее лечение больному уже не хватает денег. Вот поэтому образуется дефицит финансовых средств. Мое мнение, как, думаю, и мнение большинства работающих в данной системе: надо запретить выход из системы. Нужно чтобы все получали медикаменты. Или все получали деньги. Нельзя делить. Существующая система изначально была несовершенна.

— Тоже пища для размышления депутатскому корпусу — надо принимать законодательное решение?

— Нужно вносить поправки в закон о лекарственном страховании. Человек, заключивший договор со страховой компанией, выплачивает какую-то сумму денег из своей заработной платы. Страховая компания, которая берется его обслуживать, и будет платить в случае болезни. Не нужно делить людей: льготник он или инвалид — не важно. Все население страны имеет право обеспечиваться медикаментами. Но страховая компания, экономящая собственные деньги, будет строго следить за обоснованностью выписки рецепта. Врач, выписывающий дорогостоящий медикамент, должен очень серьезно это обосновать. Нельзя будет выписать препарат только потому, что просто так захотел больной. Врачи станут лечить больных лучшими препаратами, а страховая компания будет ограничивать возможности свернуть куда-то в сторону от стандарта лечения. Это идеальная система, по которой работают развитые страны. У нас же пока идет распределение. Оно не всегда правильное. Понятно же, что не может чиновник проконтролировать правильность выписки, если у него нет заинтересованности. А заинтересованность может появиться только в том случае, когда контролируют страховые компании, которые получают за это часть дохода.

Владимир Волков

Категории: ,


Комментарии

---