Не выучить не получится

7 марта 2016

Сегодня роль фельдшера, медицинской сестры возрастает, они получают больше самостоятельности, соответственно растет и ответственность. Готова ли медицинская сестра, придя в лечебное учреждение, сразу приступить к работе с пациентом или ей требуется еще какая-то длительная адаптация? На этот и другие вопросы отвечает директор Брянского базового медицинского колледжа, кандидат педагогических наук Марина Афанаскина.

— Марина Степановна, работа на опережение — это обязательное условие, для вас это как бы норма жизни?

— Конечно. Учебные программы постоянно совершенствуются. В процессе учебной деятельности мы формируем не только конкретные профессиональные навыки у будущих медицинских работников, но и готовим их к освоению новых знаний. Они должны не только постоянно получать новые знания, но и уметь применять их, то есть приобретать новые функциональные умения. Это обеспечивает профессиональную мобильность, конкурентоспособность и отвечает современным запросам рынка труда и общества. Главные задачи для нас — формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, удовлетворение потребностей населения в оказании медицинской помощи, запросов работодателей Брянской области в обеспечении специалистами медицинского и фармацевтического звена.

— Каких специалистов вы готовите?

— Мы готовим специалистов по семи направлениям: сестринское дело, лечебное дело, акушерское дело, фармация, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая. Это основные направления. На сегодняшний день у нас обучается 1291 студент. В прошлом году выпустили более сорока фельдшеров, более восьмидесяти специалистов по сестринскому делу, более девяноста акушерок, около тридцати медицинских лабораторных техников, группу профилактических стоматологов и группу фармацевтов. А 2016 году будет небольшой выпуск по лечебному делу — 38 человек, по сестринскому делу — 39, получат дипломы стоматологи профилактические и фармацевты.

— Можно поподробнее про фельдшеров? Что они могут? Они сегодня очень востребованы, не планируете готовить их больше?

— Мы уже учли это. В связи с тем, что врачей в области недостаточно, некоторые врачебные функции перекладываются на специалистов лечебного дела — фельдшеров. Сама профессия фельдшера многофункциональна: фельдшер выполняет обязанности и медицинской сестры, и врача, он занимается и лечебной, и диагностической деятельностью. Объектами профессиональной деятельности фельдшеров являются не только пациенты, но и здоровое население: дети, люди пожилого возраста — население всего возрастного спектра.

Выделяют шесть основных видов деятельности фельдшеров. В соответствии с этими видами деятельности в федеральных государственных образовательных стандартах выделено шесть профессиональных модулей, по которым и осуществляется подготовка.

Диагностическая деятельность: диагностика острых и хронических заболеваний, диагностика комплексного состояния здоровья ребенка, беременных и других групп населения.

_Лечебная деятельность _— фельдшер определяет и выполняет программу лечения: обследует пациента, назначает лечение и выполняет его. Фельдшер должен быть хорошим психологом, уметь оказывать психологическую помощь не только всем группам населения — от ребенка до пожилых людей, но и тем, кто их окружает.

Третий вид — неотложная помощь на догоспитальном этапе: диагностика неотложных состояний, лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи до того, как пациента поместят в лечебное учреждение, определение показаний к госпитализации, проведение транспортировки пациентов в стационар — в том числе и в чрезвычайных ситуациях. Фельдшер самостоятельно работает и в скорой помощи, и на ФАПе.

Четвертый вид — профилактическая деятельность. Организация диспансерного наблюдения населения — от рождения до зрелого возраста, проведение санитарных и эпидемиологических мероприятий и иммунопрофилактика.

Следующий вид — медико-социальная деятельность, медицинская и психосоциональная реабилитация пациентов, нуждающихся в ней: инвалиды, одинокие, участники военных действий, социальные группы населения. Любой пациент уязвим психологически, он требует к себе внимания. Фельдшер оказывает и паллиативную помощь, поддерживает качество жизни пациентов с неизлечимыми заболеваниями, с тяжелыми, угрожающими жизни, состояниями, с тяжело протекающими заболеваниями.

И последний вид — организационно-аналитическая деятельность. Фельдшер должен уметь мыслить, планировать и анализировать, уметь работать в команде.

— Широкий круг компетенций. И сколько лет требуется студенту, чтобы овладеть ими?

— Подготовка фельдшеров осуществляется у нас на базе одиннадцати классов, учатся они четыре года, а объем учебной программы составляет шесть тысяч четыреста двадцать шесть часов. Из них восемьдесят пять процентов — это практика. Практика доклиническая, практика в лечебных учреждениях, производственная практика. Для того чтобы научить фельдшера выполнять все эти виды деятельности и освоить все профилактические модули, у нас создана материально-техническая база, сорок три кабинета, из которых двадцать один — симуляционные или с элементами выполнения манипуляций.

— С первого курса практика…

— Причем, у нас оснащено каждое рабочее место студента: процедурный столик, фантомы, приборы — все, что необходимо ему для практических действий, которыми необходимо овладеть за время обучения. Лекции читаются на потоке, семинары проводятся с половинками группы — пятнадцатью студентами, а практические занятия — с десятью студентами. Преподаватель отрабатывает с каждым студентом все медицинские услуги — от сложных до простейших. Есть свой ФАП, терапевтический кабинет, процедурный кабинет, кабинет личной гигиены. В кабинете десять процедурных столов, десять фантомов одних, десять фантомов других, десять приборов, десять капельниц. Они получают навыки и в доклинических кабинетах, и в лечебных учреждениях, где у нас тоже есть учебные кабинеты. В первой городской больнице, в детской больнице, в инфекционной больнице, в доме для инвалидов и престарелых.

— Преподавательский состав с большим опытом…

— У нас в колледже пятьдесят восемь штатных преподавателей, двадцать шесть из них — почти половина — имеют высшее медицинское или фармацевтическое образование: врачи, провизоры, которые работают в лечебных учреждениях совместителями, на врачебных курсах повышают квалификацию, сдают сертификационные экзамены. Кроме того они обучаются и как преподаватели, проходят аттестацию. В этом году у нас работали преподаватели, профессора Брянского государственного университета. Кадры наши с большим стажем работы, пять кандидатов наук, четыре заслуженных работника здравоохранения и образования. Но есть и молодые специалисты — это очень важно для того, чтобы смена поколений проходила плавно и безболезненно.

У нас работают и совместители: высококвалифицированные профессионалы — врачи и средние медицинские работники лечебных учреждений, их более ста. Врачи всех больниц областного центра ведут практические занятия непосредственно в лечебных учреждениях. И мы постоянно мониторим качество подготовки наших студентов. Представители лечебных учреждений принимают участие в разработке рабочих программ. Преподаватели принимают участие в комплексной аттестации. Чаще всего она проводится на базе лечебных учреждений, где студент показывает теоретические знания и свои практические навыки. Раньше было отдельно — терапия, педиатрия, хирургия, а сейчас профессиональные модули. Диагностический модуль, например, включает в себя диагностику детей, беременных, пожилых людей с разными заболеваниями.

— Много говорится о том, что работникам среднего звена нужно предоставлять больше возможностей для самостоятельной работы. Что имеется в виду?

— На ФАПах, в скорой помощи фельдшеры уже давно имеют такую возможность. Но в этом году возникла потребность распределять фельдшеров и в поликлиники — для работы на врачебных участках, для оказания первичной медико-санитарной помощи. С этой целью мы отобрали наиболее подготовленных сильных студентов с хорошими базовыми знаниями, которые готовы выполнять такую работу. Пока всего четыре студента. Специально для них разработали программу в объеме ста сорока четырех часов по первичному приему пациентов на участке. В нее включена подготовка по поликлиническому приему пациентов с заболеваниями органов кровообращения, пищеварения, дыхания.

— Это уже выход на новый уровень. Очень ответственный шаг. А кто из медицинских работников наших учреждений здравоохранения будет работать с этими продвинутыми студентами-первопроходцами?

— Наш колледж — это высокоорганизованная, мобильная, компетентная, успешно функционирующая организация, которая оперативно реагирует на изменение ожиданий, потребностей и запросов потребителей рынка образовательных услуг — лечебных учреждений и населения. Возникла потребность подготовить фельдшеров по особой программе, и мы уже осуществляем этот проект. Конечно, для студента общение с медиками непосредственно в поликлиниках и больницах — важнейший, ключевой момент становления себя как профессионала. Даже когда наш выпускник уже пришел работать в медицинскую организацию, с ним всегда рядом должен быть опытный наставник. Это и с практической, и с психологический точки зрения очень важно.

Занятия у нас будет проводит заведующая отделением Брянской городской поликлиники № 9 Таисия Владимировна Левченко. Она успешно работает с нашими студентами, дает им возможность познакомиться со всеми этапами работы в поликлинике, с компьютерной программой. В двух больших компьютерных классах, там сорок два компьютера, студенты имеют возможность получить хорошую базовую подготовку, но им важно, придя в поликлинику, сразу включиться в рабочий процесс.

Как вести прием пациентов с заболеваниями эндокринной системы? Ответ на этот вопрос студенты получат из уст методического руководителя по этому направлению, заведующей отделением Брянской областной больницы № 1, главного внештатного специалиста департамента здравоохранения Галины Ярославны Оглоблиной.

Важнейшее направление — раннее выявление онкологических больных, методическим руководителем у нас будет Сергей Александрович Кулаков, врач-онколог Брянского областного онкологического диспансера. В рамках этой программы студенты получат дополнительные знания по обследованию, раннему выявлению пациентов с наиболее часто встречающимися патологиями.

— Куда пойдут работать подготовленные по продвинутой программе фельдшеры?

— Большая потребность в четвертой городской поликлинике. Там не хватает врачей первичного звена. Нагрузки у них двойные. Один из путей решения кадровой проблемы — принять на работу на врачебные участки фельдшеров. Мы провели собрание с выпускниками, отобрали, как я уже говорила, студентов с высоким уровнем знаний, готовых работать в этом направлении. Они уже имеют хорошую базовую подготовку по профессиональным модулям — специалиста ведь за один месяц не подготовишь, четыре года эти студенты хорошо учились, это выпускная группа. А в период прохождения производственной практики они будут конкретно заниматься наиболее востребованными направлениями.

— Это все в порядке эксперимента? На период дефицита врачей или на долгую перспективу?

— В области разработана и действует программа привлечения врачей в лечебные учреждения на те участки, где ощущается дефицит кадров. Предусмотрены и меры социальной поддержки, и денежные выплаты, и обеспечение жильем… Но фельдшер вполне компетентен взять на себя часть врачебных функций. Мы готовы, если будет необходимо, работать в этом направлении более активно.

— И перестраивать учебный процесс особо не пришлось…

— Подготовка медицинских работников осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые регулярно обновляются. Мы готовим фельдшера, который выполняет функции и диагностические, и лечебные, и профилактические… Он будет работать самостоятельно, а в случае необходимости всегда есть возможность консультироваться с врачами поликлиники.

— Это, по-моему, нормально. Врачи ведь тоже в сложных случаях собирают консилиум. А выпиской рецептов и справок тоже будет заниматься фельдшер?

— Если он работает на ФАПе, он и выписывает, и отпускает лекарства…

— А если работает в поликлинике, на вызовы к больным он будет ездить?

— Да. И самостоятельно диагностировать. Мы их учим сейчас тому, на что нужно обращать внимание, чтобы правильно и своевременно, на самом раннем этапе, диагностировать и не пропустить патологию.

— Преподавателям придется овладевать новыми знаниями или достаточно того уровня, которым они обладают?

— Наши преподаватели тоже постоянно учатся. Департамент здравоохранения принимает решения, регламентирующие деятельность лечебных учреждений по охране здоровья, по маршрутизации пациентов. Вот, например, январский приказ об изменении порядка осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни в лечебных учреждениях, вот приказ о внесении изменений в приказ департамента здравоохранения «Об организации оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями», о совершенствовании оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом. Мы эти приказы подробно изучаем и руководствуемся ими в своей профессиональной деятельности, знакомим с их требованиями студентов и слушателей.

— Сложилось мнение, что выпускница приходит в учреждение и сразу как бы не готова вступить в бой — не может работать самостоятельно, что ее надо переучивать…

— Наши выпускники приходят в лечебно-профилактические учреждения и сразу работают. Они подготовлены к этой деятельности. Они в период обучения, на производственной практике, уже самостоятельно работают — в процедурных кабинетах, осуществляют все манипуляции…

— А нерадивых студентов разве не бывает?

— Тех студентов, которые не способны освоить программу подготовки, мы отчисляем. За год — шестьдесят студентов.

— Каждый год?

— Каждый год.

— Слабое звено удаляете?

— Удаляем. Медицинский работник отвечает за жизнь пациента. Плохой специалист — риск для чьей-то жизни. Поэтому плохих специалистов в медицине быть не должно. Мы отчисляем тех, кто не может, не способен, не хочет учиться. Есть и такие, кто самостоятельно осознают, что медицина — не их призвание, и уходят.

— Одно дело — романтика белого халата, а другое — большие нагрузки и очень высокая ответственность…

— Каждую тему студент должен выучить и получить оценку за свои знания. Каждую тему без исключения, без поблажек. Это касается и профессиональных модулей, и общеспециальных дисциплин. Пропустила занятие — все равно отработает тему, отработает манипуляции в полном объеме и обязательно ответит.

— Четыре первопроходца рады, что будут работать на врачебных участках?

— Они готовы работать, хотят работать, а это очень важно: когда человек работает и получает от своей работы удовольствие, он будет работать качественно.

— В медицине иначе и не должно быть: если не в радость, то нечего и поступать.

— Мы проводим профориентацию, встречаемся с выпускниками — собираем полные залы. И там мы говорим родителям: «Прислушивайтесь к мнению своих детей. Если ваш сын или дочь хочет стать инженером или экономистом, дизайнером или фермером, если они не хотят связывать свою жизнь с медициной, не подталкивайте их, не навязывайте им свое решение». Потом возникают такие казусы: девочка, которую заставили поступать в медицинский колледж, подходит к преподавателю и просит: «Поставьте, пожалуйста, мне двойку, чтобы меня отчислили… я все равно уйду!»

Случайные студенты до выпускного курса не доходят. Руководители учреждений здравоохранения знают, что качество подготовки наших специалистов очень высокое, поэтому наши выпускники нарасхват. Их с удовольствием забирает Москва, они первыми проходят сертификацию. Наши выпускницы служат и в медицинских подразделениях ФСБ, еще в период учебы они проходят тестирование. Мы регулярно проводим мониторинг: врачи оценивают уровень подготовки молодых специалистов, высказывают свои предложения по совершенствованию учебного процесса, советуют, на что обратить внимание. Отзывы о наших выпускниках только хорошие. Многие, кстати, потом поступают в медицинские вузы.

— На первый курс или отличникам льготы?

— Только на первый. Никаких льгот. В медицине нет сокращенных программ подготовки. Но они учатся легко и успешно. У них отличные базовые знания, полученные в колледже. Они сами признаются, что после нашего колледжа им учиться легко, благодарят за ту дисциплину, к которой мы их приучили. Они четко знают, что к каждому занятию нужно приходить подготовленным, что нужно учить все. Знают, что не выучить не получится.

Принимают участие и побеждают в международных, всероссийских и областных конкурсах. Пять наших студентов, например, получают премию Правительства РФ.

— Дефицит кадров среднему звену не грозит?

— Считается, что в области медицинскими кадрами среднего звена учреждения здравоохранения обеспечены в достатке. У нас более высокие показатели, чем в среднем по России. Три учебных заведения осуществляют подготовку по всем специальностям. Практику студенты проходят в тех учреждениях, в которые пойдут работать. Девяносто процентов наших выпускников трудоустраиваются по специальности.

— Почти все…

— Это высокий процент.

— А как в Европе фельдшеров учат?

— У них нет фельдшеров. Там работают медицинские сестры. Наши медицинские сестры, получившие дипломы в Брянском базовом медицинском колледже, тоже работают в европейских клиниках.

— Там легче, там на одного врача, кажется, четыре медсестры приходится…

— У нас уровень неплохой — 3,5. Хороший показатель. Но дорожная карта развития здравоохранения до 2020 года предусматривает достижение европейского показателя. Врачей пока не хватает, но в перспективе их, определенно, станет больше, следовательно, и медицинских сестер потребуется больше. За больным, которому хирург виртуозно сделал сложнейшую операцию, требуется еще и качественный послеоперационный уход, иначе и его труд, и труд всех медицинских работников, которые оказывали тяжелому больному помощь, пойдет насмарку. Вот вам и роль медицинской сестры.

Беседовал
Владимир Волков.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---