Дорастить до пятого дня…

5 декабря 2012

Сегодня Брянский областной центр планирования семьи и репродукции — один из лучших в России. Под руководством главного врача центра Дмитрия Шидловского коллектив добивается высокой результативности в своей, такой нужной очень многим людям, работе, «на вооружении» у медиков — новейшее оборудование и самые современные технологии. Как они используются? Об этом наша беседа с врачом-эмбриологом лаборатории вспомогательных репродуктивных технологий Анной Пономаревой.

Врач Анна Пономарева— Анна Олимповна, ваш центр планирования семьи уделяет серьезное внимание не только женскому здоровью, но и мужскому — это ведь очень важно, чтобы и с мужской стороны тоже «все было в порядке», не так ли?

— Да, конечно. Сегодня большое внимание уделяется, например, лечению мужского бесплодия. Решить эту проблему помогает используемый нами метод ICSI — интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида в яйцеклетку. Сейчас эта процедура успешно применяется практически во всех клиниках репродукции человека. При ее выполнении выбор мужской клетки для оплодотворения делает не природа (как в ЭКО), а человек, и здесь важно не ошибиться, поскольку от качества вносимого в ооцит сперматозоида будет зависеть будущее эмбриона. К сожалению, до сих пор остается открытым вопрос: как правильно осуществить этот выбор? В нашей лаборатории применяется пошаговый отбор сперматозоида, основанный на результатах новых всемирно признанных научных исследований. При этом мы учитываем морфологические характеристики, рецепторную зрелость и жизнеспособность мужских гамет. Такой подход в последнее время дает хорошие результаты.

— Откуда берутся знания? Ваши специалисты проходят специальное обучение?

— Наш центр всегда поддерживал и поддерживает связи с ведущими специалистами в области репродуктологии. Мы приглашаем лучших профессионалов в этой области к себе, они консультируют наших врачей, оказывают помощь в освоении новых методик. Стараемся участвовать в семинарах и конференциях, проводимых в нашей стране. Конечно же, достойный источник информации по нашим вопросам — это научные и научно-практические издания. Но есть мечта: побывать в ведущих европейских центрах.

— Сколько семейных пар прошло процедуру ЭКО в центре? Каков их возраст?

— За последний год работы в нашем центре прошли лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения более двухсот семейных пар. Средний возраст женщин, а мы больше ориентируемся на них, в этом году составляет тридцать два — тридцать четыре года. К сожалению, многие из наших пациенток начинают всерьез заниматься лечением бесплодия только тогда, когда их возраст становится серьезным препятствием, и шансы на успех у них поэтому существенно снижены. Если у женщин до тридцати лет положительный результат может быть достигнут в тридцати — сорока процентах случаев, то после тридцати пяти лет эта цифра падает до четырех процентов.

— Как долго вы наблюдаете за развитием и делением эмбриона, через какое время можете перенести его в организм матери?

— День забора яйцеклеток называется «день 0». Наблюдение за эмбрионами продолжается три или пять дней. В нашем центре этот вопрос решается индивидуально. Если на третий день после оплодотворения можно уверенно выбрать два хороших эмбриона, то перенос будет в этот день. Если же эмбрионов высокого качества много, то перенос назначается на пятый день после оплодотворения — выбрать «лучший» эмбрион на этой стадии развития гораздо проще, больше критериев. А бывают ситуации, когда не понятно, дорастет ли кто-нибудь до пятого дня, сохранив хорошие темпы развития и характеристики. В этом случае мы предлагаем «двойной» перенос.

— А до этого, где и сколько времени хранится эмбрион? Как определяется его качество?

— Все это время эмбрионы находятся в специальных инкубаторах, где поддерживается постоянная температура — тридцать семь градусов, высокая влажность. Туда подается стерильная газовая смесь. Для каждого дня развития эмбриона есть свои критерии оценки качества. Если в первый день мы оцениваем зиготу (оплодотворенную яйцеклетку) по семи разным параметрам, в третий день — по пяти, то на пятый день оцениваем бластоцисту по трем критериям.

— Какую аппаратуру используете? Насколько она современна и необходима в работе?

— Конечно, эмбриологический этап любой программы ВРТ невозможно осуществить без специальной высокоточной и, главное, надежной аппаратуры. Все манипуляции с нашими «пациентами» проводятся только под микроскопом. Это основное «орудие труда» эмбриолога. В нашей лаборатории есть несколько микроскопов разных видов: стереомикроскопы, инвертированные, световые с фазовым контрастом. Все они от производителей и марок, рекомендуемых для экстракорпорального оплодотворения ведущими мировыми клиниками.

Другая особенность наших «подопечных» высокая чувствительность к окружающим их условиям: температуре, влажности, составу среды. Для этого мы содержим целый арсенал различных инкубаторов. У нас стоят немецкие CO2-инкубаторы. Мы используем их для различных подготовительных работ. А новые высоконадежные — мультигазовые —установлены специально для культивирования эмбрионов.

— У многих женщин, родивших с помощью ЭКО, случаются двойни. От чего зависит многоплодная беременность?

— В настоящее время до пятидесяти процентов многоплодных беременностей возникает после экстракорпорального оплодотворения, а также после стимуляции овуляции, когда из яичника выходит сразу несколько яйцеклеток. Поэтому в России рост количества многоплодных беременностей регистрируется преимущественно в городах, где работают клинические лабораторные центры по лечению бесплодия. Это зависит, в первую очередь, от числа перенесенных в программе ЭКО эмбрионов. Для достижения положительного результата принято «подсаживать» два, а в некоторых случаях, при наличии на то показаний или настойчивой просьбы будущей мамы, — три эмбриона. Если все успешно имплантируются, то беременность будет многоплодной. Кроме того эмбрион, полученный in vitro, более «склонен» к дальнейшему делению и образованию двух или даже трех плодов. В отдельных случаях в этом «виновата» и наследственность, особенно с материнской стороны.

К сожалению, при многоплодной беременности чаще, чем при одноплодной, возникают различные осложнения. Среди них: анемия, гестозы, преждевременные роды, преждевременная отслойка плаценты, аномалии положения и предлежания плода, плацентарная недостаточность, задержка развития, врожденные пороки развития. При многоплодной беременности у женщин наблюдается удвоенная нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что может приводить к нарушению ее функции. Можно сказать, что многоплодная беременность является беременностью повышенного риска.

Врачи с особым вниманием относятся к таким пациенткам. Да и от женщин требуется своевременное прохождение обследований и строгое соблюдение всех назначений. Часто для сохранения беременности приходится длительно лечиться в родильном доме. Поэтому, несмотря на то, что многие будущие родители с радостью воспринимают известие о двойнях и тройнях, медиками это оценивается как довольно серьезная проблема. Для снижения частоты многоплодных беременностей в настоящее время мы стремимся к уменьшению числа переносимых при экстракорпоральном оплодотворении эмбрионов до двух или даже одного.

— Сколько времени занимает работа с эмбрионом? Наверное, тут не обойтись без четкого графика?

— Часто врачу-эмбриологу приходится работать в лаборатории «ненормированный» рабочий день. Кроме того, в репродуктологии нет выходных. Это связано с тем, что стадии развития эмбрионов «часов не наблюдают», и заниматься необходимыми манипуляциями приходится в самое разное время.

— Анна Олимповна, меня просили у вас поинтересоваться: могут ли выносить ребенка женщины, у которых удалены маточные трубы?

— Могут, конечно. Основное предназначение маточных труб — участие в оплодотворении яйцеклетки и доставке эмбриона в матку, где он получает все для своего развития. Если матка в порядке, а яичники в состоянии поддержать беременность гормонами, то женщина может выносить беременность.

— Еще один обсуждаемый вопрос: есть ли у вас в центре доноры спермы и яйцеклеток?

— Мы проводим программы с использованием донорской спермы. Донорством ооцитов только планируем заниматься.

— Конечно, тут играют роль многие факторы, но все-таки, отчего зависит успех в вашей работе?

— Задача эмбриологов — обеспечение проведения эмбриологического этапа программы ВРТ. Во-первых, для достижения успеха необходима бесперебойная правильная работа всех приборов в эмбриологии. Поэтому именно с контроля функционирования оборудования начинается каждое утро эмбриолога в нашей клинике. Во-вторых, успех в экстракорпоральном оплодотворении определяется строгим соблюдением всех деталей, поэтому любой этап работы эмбриолога должен быть тщательно взвешен, продуман и заранее подготовлен. Подготовка к эмбриологической процедуре зачастую занимает гораздо больше времени, чем ее выполнение, и, конечно, это имеет колоссальное значение.

Каждый день эмбриолог подготавливает питательные среды и инструменты, которые потребуются для работы в дальнейшем. Наконец, эмбриологи работают с половыми клетками, участвуют в заборе яйцеклеток, обрабатывают сперму, оценивают эмбрионы разных дней развития, меняют им питательную среду, выбирают эмбрионы хорошего качества для переноса, а также для заморозки — из оставшихся после подсадки. Специалисты-эмбриологи выбирают тип оплодотворения и осуществляют его. Это может быть классическое ЭКО, ИКСИ, ЭКО+ИКСИ или ИМСИ, ПИКСИ. Кроме того, все, что происходит в стенах лаборатории, должно отражаться в документах для дальнейшего анализа, выбора правильной тактики и усовершенствования многих процедур.

Ольга Приваленко

Категории:


Комментарии

---