Сегодня, несмотря на век высоких технологий, бесплодие для многих семейных пар продолжает оставаться серьезной проблемой. В Брянске вот уже четыре года работает областной центр планирования семьи и репродукции, врачи которого успешно решают проблемы бесплодия. К ним обращаются не только жители нашего региона, но и других городов. Что же делать, если, несмотря на все усилия, желанная беременность не наступает? Этот вопрос я задаю врачу акушеру-гинекологу центра планирования семьи Светлане Кашеваровой.
— Светлана Ивановна, ваш центр специализируется исключительно на лечении бесплодных пар или к вам могут обратиться все, кто следит за своим здоровьем? Насколько сложно к вам попасть?
— К нам могут также обратиться женщины с невынашиванием беременности, с нарушением менструального цикла, женщины в климактерическом периоде, а также с воспалительными заболеваниями. В основном, сюда приходят по направлению. Накануне пациентки должны первично обследоваться по месту жительства, сдать необходимые анализы, только потом они направляются к нам. В таком случае они проходят в большинстве своем обследования бесплатно. Если же женщина хочет самостоятельно — без направления — прийти в наш центр, то она проходит обследование на платной основе. Также услуги центра платные и для иногородних.
Мы лечим бесплодие и невынашивание консервативными методами и, кроме того, высокими репродуктивными технологиями. Результаты по лечению консервативными методами выше, до 50 процентов женщин беременеют с помощью метод ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение).
— И сколько же «детей из пробирки» уже играют в наших песочницах?
— За четыре года существования центра на свет появились 500 малышей. В этом году уже 25 моих пациенток, которые лечились консервативно, родили детей. Об этом радостном факте они мне сразу же сообщали по телефону.
— Какие заболевания можно запустить, если не ходить регулярно к доктору?
— Трудно сказать, какими заболеваниями переболели бесплодные пары или один из супругов. Бывает, выявляется иммунологическая несовместимость, мы стараемся их лечить. Ну, а если вдруг не получается, если попадается сложная женщина, у нас есть хорошие контакты с НИИ имени Кулакова, мы всегда можем получить консультацию в центральной клинической больнице в Москве, обращаемся на кафедру в Смоленскую медакадемию. Бывают о очень сложные случаи, которые нам не под силу, таких женщин отправляем в Москву.
— Поступает ли сейчас в центр новая аппаратура, какие уникальные технологии вы используете в работе?
— В центре есть новые гистроскопы, с их помощью можно делать операции без наркоза. В дневном стационаре мы проводим диагностические лечебные процедуры и небольшие эндоскопические операции типа гистроскопии, выявляем полипы… Уже оплатили новую аппаратуру для дневного стационара, на которой будем делать снимки матки и труб для того, чтобы выявить их проходимость, выявлять патологии матки. Имеется небольшая новая рентгеновская установка. Теперь нет необходимости посылать женщин в областную больницу, будем проводить обследование самостоятельно. Отделение лаборатории тоже получило новую аппаратуру, к примеру, спермоанализатор, новые инкубаторы.
К нам постоянно обращаются бесплодные пары, мы лечим бесплодный брак и выявляем причину. Главной причиной может быть мужской фактор, может быть женский, а могут быть сочетанные факторы. Мужчины обследуются и лечатся у врача-андролога или уролога Э.В. Шевченко, и параллельно их жены обследуются, лечатся у врача-гинеколога. И если не получается вылечить бесплодие консервативными методами, тогда прибегаем к высокотехнологичной медпомощи. У нас есть стационарзамещающая помощь, в течение дня они находятся здесь. Вся процедура ЭКО состоит в том, что сначала мы проводим стимуляцию, овуляцию, затем делается пункция, совмещают сперматозоид с яйцеклеткой, получают эмбрион. Потом переносят его в область матки. Все это происходит в течение месяца.
— Известно всем, что у вас успешно лечатся женщины, а что можно обследовать мужчине?
— Мужчине обязательно делают спермограмму, еще ему необходимо обследоваться на инфекции, ну, и пройти дополнительно специальные методы диагностики, если это назначают врачи.
— Правильно ли говорят о том, что у людей, которым больше сорока, могут родиться нездоровые дети? Так ли это?
— Правильно говорят. Конечно, нездоровые дети могут родиться и у женщин более раннего возраста, но степень риска, конечно, выше у тех, кому за сорок. Таким парам нужно пройти обследование, потому что после 35 лет повышается риск зарождения ребенка с генетической врожденной патологией. У нас своего генетика нет. Необходимо, чтобы такие пары обследовались в медико-генетической консультации в областном клинико-диагностическом центре. Там делают генетическое обследование, хромосомный набор, дают заключение о том, есть ли риск рождения ребенка с патологией или его все же нет. Есть женщины, у которых происходят выкидыши или замершая беременность, все это относится к риску развития какой-то генетической патологии. Их обязательно нужно обследовать. Им выносят заключение, если там все благополучно, то мы помогаем таким пациентам.
У молодых женщин бесплодие — довольно редкое явление, к нам идут, в основном, после 27 лет. Центр посещают и 40-летние женщины, а после его открытия стали обращаться за помощью даже те женщины, кому за 40. Среди них встречаются и такие, кто ни разу не рожал, у кого были операции или какие-то проблемы.
— С какого возраста девушка, женщина должна обращаться к гинекологу, чтобы не запустить какие-то болезни. Какие болезни можно запустить?
— Девочка должна обращаться к гинекологу как можно раньше. Мамам следует регулярно следить за тем, как ребенок развивается, как у него развиваются вторичные половые признаки. Раньше врачи посещали детские сады, смотрели и набирали группу риска. К примеру, девочку с ожирением брали под наблюдение. Нужно следить, своевременно ли идет менструальный цикл, если есть сбои, своевременно обращаться к доктору. Обычно менструальный цикл начинается в 13—14 лет, но такой ребенок не пойдет к гинекологу. А когда девочка начинает жить половой жизнью, конечно, раз в полгода нужно обращаться к гинекологу, потому что могут быть инфекции, воспаления. Все это ведет к тому, что потом и случается невынашивание беременности или бесплодный брак. А с весемнадцати лет нужно регулярно ходить к гинекологу.
— Выявлено заболевание. Что дальше? Направление в больницу или здесь, на месте, можно получить необходимую медицинскую помощь?
— Все зависит от того, какое там заболевание, возможно ли его вылечить консервативно и амбулаторно. Если выявляются какие-то серьезные заболевания: пороки развития женских половых органов, полипы, эндометриоз… — сейчас много всяких заболеваний, которых мы раньше не встречали — такие пациенты подлежат стационарному лечению.
— Из-за чего бесплодных пар не становится меньше: мало кушают и много пьют? Есть какие-то рекомендации, как избежать бесплодия или это заболевание исключительно наследственное?
— Я работаю больше сорока лет гинекологом, всегда были проблемы бесплодия, невынашивания, нарушения менструального цикла, но такого наплыва не было никогда, не было раньше и таких «современных» мужских проблем. Я считаю, что виноваты социальные факторы. Раннее начало половой жизни приводит к тому, что рано начинаются воспалительные процессы. Раньше проводилась санпросветительская работа по школам, теперь этого нет. Если девушка рано начала жить половой жизнью, после двадцати лет она часто приходит уже с бесплодием, то есть уже перенесла воспаление. Беспорядочные связи, частая смена половых партнеров. Об алкоголе или наркотиках даже говорить нечего. Все это усугубляет отрицательные процессы.
— Сколько детей может появиться у женщины, которая раньше не могла родить и одного?
— По нашим технологиям можно пересаживать один — два эмбриона. Но по желанию женщины можно и до трех, хотя сейчас это не рекомендуется. Троих детей не рекомендуют также вынашивать все наши приказы, потому что дети бывают маловесными, проблемными. Можно перенести два эмбриона, они будут благополучно развиваться, и в итоге рождаются совершенно нормальные дети. К появлению на свет тройни надо подходить более индивидуально, но если женщина настаивает, почему бы и нет?
— Как вы относитесь к суррогатному материнству?
— Уже пришел приказ о том, что у нас узаконено суррогатное материнство, но мы пока с этой «темой» не работаем. Это очень большой объем работы, подбор женщин, финансовая и юридическая сторона… Пока мы с суррогатным материнством не сталкивались. Но в перспективе, конечно, будет и у нас такая работа, раз эти приказы есть.
— Отличается ли по состоянию здоровья ребенок, рожденный по ЭКО, от появившегося на свет естественным путем?
— Не отличается. Двадцать пять лет назад по ЭКО в Москве родилась нормальная девочка. Впоследствии она самостоятельно забеременела и родила ребенка.
Каждая пациентка индивидуальна, с каждой занимаешься, хочешь, чтобы забеременела. Были случаи, когда женщину внесли уже в специальную программу, а она вдруг сама забеременела. Наши пациентки рожают в роддомах, те, кто из района, стараются рожать в областном роддоме. Женщине после ЭКО не обязательно делать кесарево сечение, она может рожать самостоятельно. Бывает, рожают, а потом еще приходят на повторное ЭКО.