Почему и как болит и с чем это связано?

14 сентября 2012

Инсульт — грозное заболевание. Что делается у нас в области для снижения смертности, какими профилактическими мерами можно предупредить его развитие? На этот и другие вопросы отвечает заведующий неврологическим отделением первой областной больницы, главный внештатный невролог департамента здравоохранения, Андрей Николаевич Юрченко.

А. Н. Юрченко— Андрей Николаевич, инсульт — болезнь ветеранов?

— Раньше, действительно, считалось, что инсульт — болезнь пожилых людей, но сейчас она очень плотно коснулась социально активной части населения, людей трудоспособного возраста. Инсульт резко помолодел. Поэтому профилактику нужно начинать не когда человек вышел на пенсию, а уже в тридцать лет.

— Что повлияло на омоложение?

— Сегодняшний ритм жизни совсем не такой, как раньше: прогресс, много стрессовых ситуаций, урбанизация, а физическая активность снижается. Следовательно, напряжение нарастает. Но что-то отдельно взять из контекста невозможно. Причин одновременно много. Есть факты модифицированные, есть немодифицированные. Немодифицированные — это те, которые мы не можем изменить: пол и возраст. Но мы можем изменить цифры артериального давления, повысить физическую активность, изменить рацион питания, повлиять на ряд заболеваний, которые являются основными причинами инсульта.

— Если не болит, чего зря докторов беспокоить?

— Человек, казалось бы, внешне полностью здоров, а на самом деле он может уже несколько лет ходить с повышенным артериальным давлением. Нет симптомов болезни. Ну, поболит голова — дело обычное, у кого этого не бывает, таблетку выпил — прошло. Может, переутомился, может, погода повлияла, может, съел что-то. К врачу, чтобы не упустить заболевание, нужно ходить с целью профилактики хотя бы раз в полгода, нужно проверять давление — это ведь не трудно, для этого сейчас в области созданы все условия.

— Кто ваши пациенты? С какими симптомами людям нужно идти к неврологу? Голова болит…

— Да, если болит голова, то пациент идет к нам. Врач-невролог уточняет, почему и как болит, где болит, с чем это связано: с переменой погоды, с физическими нагрузками, измеряет артериальное давление, и затем уже строится алгоритм дальнейших действий. Может быть, это какое-то заболевание крови, может быть, заболевание внутренних органов. Первые симптомы инсульта — это головная боль, нарушение речи, нарушение зрения, нарушение координации движений, слабость в руке или ноге, потеря сознания, судороги…

— Человек почувствовал такие симптомы… Он должен немедленно вызывать «скорую помощь», потому что по отношению к инсульту выражение «промедление смерти подобно» очень точно подходит?

— Конечно. Это относится не только к самому больному. Прохожий на улице, в такой ситуации тоже должен немедленно вызвать человеку, который нуждается в помощи, «скорую». Специалист оценит состояние больного и доставит его туда, где ему окажут профессиональную медицинскую помощь. Время — это жизнь. При ишемическом инсульте это имеет большое значение. Есть такое понятие — терапевтическое окно. Это три часа. За это время можно восстановить кровоток. Тогда не произойдет необратимых изменений в самом мозге. Это то время, которое позволяет доставить больного в специализированное отделение и оказать ему квалифицированную помощь.

— Ни в коем случае нельзя при таких симптомах ложиться на диван и ждать, пока само пройдёт?

— Это и есть самая большая ошибка.

— А среди ваших пациентов бывают врачи?

— Конечно. Врачи — такие же смертные, как и все… Ночные дежурства, стрессы — все это есть и у нас.

— Но они-то вызывают себе «скорую» сразу?

— Как правило, медики в таких ситуациях действуют грамотно и на несколько порядков серьезнее относятся к своему здоровью. Нужно не стесняться вызывать скорую помощь и доверять себя медикам, вооруженным современным оборудованием. Специалисты, которые первыми встречаются с данной группой пациентов, обучены и четко знают, что делать в том или ином случае.

— Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у нас на первом месте, а по вашему разделу медицины есть статистика?

— В России умирают от инсульта до четырехсот тысяч человек в год. Это очень серьезная проблема, потому что среди тех, кто выжил после инсульта, почти восемьдесят процентов — инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи и уходе.

—Из десяти человек, которым удалось выжить, восемь остаются инвалидами?

— Эти люди лежат в постели, их нужно кормить, поить, выполнять все гигиенические мероприятия — это очень серьезная нагрузка на родных и близких такого пациента. Поэтому и разработаны и действуют специальные программы, направленные на то, чтобы, во-первых, снизить заболеваемость, во-вторых, снизить смертность и, в третьих, как можно большему количеству пациентов вернуть социальную активность.

— И вернуть их на работу…

— Ну, работа — это, конечно, амбициозная задача, но нужно хотя бы вернуть таких больных к нормальной жизни в пределах своего дома или квартиры.

— А насколько сейчас медицина готова лечить инсульт?

— Сосудистая программа, которая внедряется на территории нашей области, подразумевает принципиально новый подход к лечению. Раньше, если привезли парализованного больного, он должен был три недели лежать, и его нельзя было даже шевелить. Сегодня такой подход к лечению кардинально пересмотрен. Привезли пациента, и если он в сознании и понимает обращенную к нему речь, способен выполнять какие-то инструкции, с ним начинают работать спустя несколько часов от начала заболевания. Считается, что, чем раньше начата реабилитация, тем лучше выход, тем менее будет выражен неврологический дефект.

— Как помогает вам в этом техника?

— Техника помогает нам в постановке диагноза. С ее помощью мы в кратчайшие сроки устанавливаем, что это: ишемия, кровоизлияние в мозг, опухоль, травма, какой-то воспалительный процесс. И чем раньше мы это определили, тем раньше начато правильное лечение и соответственно благоприятнее исход лечения, человек выздоравливает быстрее.

— Для лечения туберкулёза за последние тридцать лет ученые не придумали ни одной новой эффективной таблетки. Чтобы обмануть «хитрую» палочку Коха, стали использовать давно забытые ею лекарства и получили хороший эффект. А как в неврологии? Есть современные чудо-таблетки?

— Чудес не бывает. Особенно в лечении такого грозного заболевания, как инсульт. Но новые препараты, конечно, есть. Например, мы широко используем цитиколин. Тромболитическая терапия — это не новый, но использующийся на протяжении не одного десятка лет метод. Просто несколько изменился подход к его применению, совершенствуется качество препаратов, улучшаются результаты лечения. Привезли больного с инсультом, и если достоверно установлено, что причиной нарушения мозгового кровообращения стал тромб, вводится тромболитик, тромб растворяется, кровоснабжение в сосуде, снабжающем ту или иную область головного мозга, восстанавливается. Образно говоря: покапали, человек встал и пошёл.

— Ну, чем не чудо… Что у вас сегодня на вооружении?

— Компьютерные томографы, ультразвуковые аппараты экспертного класса, которые позволяют исследовать сосуды на предмет наличия в них тромбов. В палатах интенсивной терапии установлена дыхательная аппаратура, следящая аппаратура, круглосуточно измеряющая параметры жизненно важных функций: давление, частоту пульса, насыщаемость крови кислородом.

Сейчас на базе нашей больницы создается региональный сосудистый центр, в котором будут работать специально обученные врачи, средний персонал, будут задействованы логопеды, психологи, физиотерапевты… Вокруг одного пациента будут одновременно сосредоточены усилия десятка специалистов. РСЦ — структура, которая объединит несколько подразделений. Будет создано и новое неврологическое отделение — специализированное для больных с нарушениями мозгового кровообращения. И новое кардиологическое отделение — специально для пациентов с инфарктом миокарда. В эту структуру будет входить нейрохирургическое отделение, которое будет проводить операции пациентам с инсультами, рентгенохирургическое отделение будет проводить стентирующие операции, отделение лучевой диагностики также будет функционировать в круглосуточном режиме.

— Все советуют: «Берегите нервы!» Крепкие нервы — крепкое здоровье?

— Всё очень индивидуально, потому что все люди разные. Одного рецепта для всех быть не может. Сегодня уже четко определены те факторы риска, которые приводят к развитию этой патологии, и воздействие на эти факторы риска дает хорошие результаты.

В первую очередь, это модификация образа жизни. Четко доказано, что в той группе пациентов, которые активнее дают организму физические нагрузки, риск развития инфаркта и инсульта на тридцать процентов ниже, чем у тех, кто избегает физических нагрузок и ведет малоподвижный образ жизни. Нужно придерживаться рекомендаций по питанию, придерживаться диет.

— За организмом, говорят, можно следить так же, как за автомобилем… Пропустишь техобслуживание, угодишь в кювет. Это все понимают и в автосервис заезжают, как положено, точно в срок. Но вовремя ходить на профосмотры в поликлинику наш средний россиянин никак не научится.

— Если машину нещадно эксплуатировать, она долго не протянет. То же самое и здесь: если злоупотреблять алкоголем, курить и есть некачественные продукты с большим количеством вредных «присадок», компенсаторных возможностей может и не хватить, они не безграничны, наступит срыв, что приведет к развитию болезни.

— Никита Михалков, когда его спросили, сколько он спит, ответил, что пяти часов ему хватает, и скромно пояснил, что великие люди спят пять часов — например, Наполеон, Петр первый, ну и он сам, — нормальные люди спят семь часов, а больше семи часов спят больные… Как вам такая классификация?

— Взрослому человеку, для того, чтобы организм функционировал в штатном режиме, нужно шесть — восемь часов сна. Но это в среднем. Очень активным людям, может быть, достаточно и четырех часов, а кому-то надо десять часов, чтобы выспаться — все зависит от индивидуальных особенностей организма. Нельзя сказать, что для того, чтобы не болеть и долго жить, достаточно спать ровно семь часов в сутки.

Восточная медицина, например, советует все потребности организма выполнять сразу…

— Надо не игнорировать эти сигналы?

— Захотелось поесть — надо поесть, захотелось пить — утоли жажду. Почувствовал недомогание — обратись к доктору.

Владимир Волков


Комментарии

---