От разрозненных голосов толку мало

27 февраля 2011

Всё чаще слышны в эфире такие словосочетания: «общественная палата рассмотрела и рекомендовала…»; «на заседании общественной палаты принято решение…»; «общественная палата предложила правительству…» Своя общественная палата есть и в нашей области. А в её структуре есть и комиссия по здравоохранению, которую с недавних пор возглавил заместитель главного врача брянского клинико-диагностического центра Владимир Владимирович Володин. Какие проблемы в поле её зрения? Что в центре внимания? Об этом наша беседа.

— Владимир Владимирович, как попадают в эту палату — не больничную?

— В общественную палату входят шестьдесят человек, двадцать достойнейших из достойных — рекомендует губернатор, потом эти двадцать рекомендуют еще двадцать человек, которых уже они считают самыми подходящими для этой работы людьми, а потом набирается третья двадцатка — это уже открытый конкурс среди общественных организаций области. Я попал в общественную палату от общественной организации «Врачи Брянской области — за радиационную безопасность», которая создана уже давно, называлась она по-разному, последним руководителем её была Галина Анатольевна Романова, заместитель главного врача нашего клинико-диагностического центра по радиационной и экологической медицине. Это уже второй созыв общественной палаты и в первый год своего участия в этой работе я был удостоен чести возглавить комиссию по здравоохранению. Полное её название звучит так: комиссия по здравоохранению, формированию здорового образа жизни, физкультуре и спорту, материнству и детству и демографической политике.

— Все самые главные направления. Какие же перед вами стоят задачи?

— Прежде всего, это то, чего сегодня не хватает: информирование врачей, а через них и населения, проживающего на загрязненных территориях, о том, как правильно бороться с последствиями аварии и какими мерами можно сохранить свое здоровье. То есть, прежде всего, это меры по социальной адаптации всего населения этих территорий. Конечно, разработан план, он согласован с главными врачами, прежде всего, юго-западных районов, есть план выездной работы. Мы уже успели съездить, в соответствии с этим планом, в Гордеевку и в Погар. Эти выезды, как правило, сочетаем с плановыми поездками в эти районы специалистов — врачей клинико-диагностического центра. И параллельно я как председатель комиссии веду там прием граждан. Кроме того, по средам ведется прием в общественной приемной на улице Октябрьской в Брянске.

— А люди знают о том, что в такую-то среду прием будет вести представитель комиссии по здравоохранению?

— Да. Информация об этом есть, в том числе она размещена и на сайте общественной палаты. Раньше это была страница внутри сайта обладминистрации, а сейчас у палаты есть свой сайт. Там можно найти расписание приема и узнать, какая комиссия когда дежурит. Информация о наших выездах в районы также там есть.

— Много посетителей собирается в приемной?

— Да, люди идут к нам. Правда, в самом начале года нашей комиссии, можно сказать, не повезло — выпало дежурство на 12 января, народ еще от празднования не отошел, а вот 19 и 26 января уже было много посетителей. В районах больше всего вопросов, связанных с лекарственным обеспечением. Чаще всего они поступают от федеральных льготников, которые высказывают недовольство тем, что тех лекарств, которые им назначают в областных консультативных учреждениях, нет на периферии. Иногда люди просто не четко представляют себе систему обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Это система предварительных заявок. Мы заказываем определенные препараты на квартал вперед. Если человек получает консультацию в областном учреждении и ему рекомендуют тот или иной препарат, который не включен в заявку, возникают определенные проблемы, которые требуют согласования с отделом лекарственного обеспечения департамента здравоохранения, а часто и с резервным фондом губернатора, если препарат вообще не входит в список, который с каждым годом, кстати, становится все уже и уже. Выделяются деньги на приобретение этого, как правило, дорогостоящего препарата из резервного фонда.

— Члены вашей комиссии оказывают здесь помощь как организаторы здравоохранения…

— Сама по себе общественная палата является как бы буфером между населением и власть имущими. Мы аккумулируем мнения и предложения граждан и доводим их до чиновников различного уровня администраций, то есть до тех, кто принимает решения. От разрозненных, если можно так сказать, выкриков из толпы толку мало. Вот чтобы эти чаяния людей не оставались «гласом вопиющего в пустыне», мы все обращения анализируем, систематизируем и готовим свои предложения.

Например, в Погаре целый ряд обращений был связан с обеспечением инвалидов средствами технической реабилитации: телескопическими костылями, ортопедической обувью, колясками… Проблема в том, что на границе 2010 и 2011 годов произошла смена ответственных за это обеспечение. Раньше, если человек даже напрямую обращался в наше брянское протезно-ортопедическое предприятие, с учетом того, что финансирование было, они рассматривали вопрос без промедления, а при наличии у инвалида на руках индивидуальной программы реабилитации он получал все, что ему необходимо. Сейчас идет сложная «перестройка», связанная со сменой ответственных. Решение об обеспечении будет принимать бюро МСЭК по месту жительства или региональное МСЭК. Для Погара это Почепское. А уже обеспечение возьмет на себя организация, которая выиграет конкурс. То есть вместо того, чтобы становиться проще и доступнее, система эта становится все сложнее и запутаннее. Но это требования, установленные на федеральном уровне. Простых людей это в некоторой степени раздражает, приходится разъяснять.

Вот, например, обратился человек по поводу замены удостоверения ликвидатора радиационной аварии. Он работал на Семипалатинском полигоне, жил в Казахстане, инвалид. Казахское удостоверение у него есть, он вышел на пенсию, переехал в Россию, чтобы заменить удостоверение, он должен получить подтверждающие документы из Казахстана. Ехать туда — дорого, он послал запрос. Люди, воспитанные в СССР, до сих пор считают нас единым государством, и они не понимают, почему из Казахстана ответ идет больше года. Он просит нас повлиять на «нерадивых» казахстанских чиновников. Нам отсюда это сделать очень сложно. Но, конечно, как только эти документы придут, мы поможем без проволочек получить человеку удостоверение.

— Трудно разговаривать с ответственными работниками?

— По-разному. Но радует то понимание, которое демонстрируют и медицинские работники и медицинские учреждения. Они своевременно и полно отвечают на все наши запросы. Обращения часто приходят и по электронной почте. Женщина из Клинцов, например, обратилась с проблемой, возникшей у ее матери с лекарственным обеспечением. Но здесь же еще возникла параллельно и социальная проблема — женщина сломала руку, ее засыпало снегом, а никто не чистил подъезды к дому… Коммунальная сфера… Не должны оставаться вне поля зрения социальных служб пожилые люди. Мы рассылаем в эти службы соответствующего содержания обращения и видим, что какие-то подвижки в этом плане есть, сознательностьрастет…

— И авторитет вашей комиссии тоже растет…

— Надеюсь на это. У нас налажено взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, с комиссией по здравоохранению, которую возглавляет Евгений Евгеньевич Ачкасов. Дважды я уже ездил в Москву, участвовал в круглых столах, где обсуждались, например, такие темы, как «образ врача в современных средствах массовой информации»…

— Это интересно…

— Да, была довольно жесткая дискуссия по поводу, скажем так, не вполне адекватной интерпретации фактов. Известно, что пресса — за редким исключением, к которым, на мой взгляд, относится и «Брянская медицинская газета» — охотится за жареными фактами. Нет сенсации — нет тиража… Один погибший — это уже как-то не трогает. Вот десять тысяч трупов — это можно почитать, на такую информацию люди поведутся. Обсуждались многочисленные «жареные» случаи. В Новосибирске якобы ребенка не спасли из-за халатности врачей и не оснащенной бригады «скорой». Ребенок погиб якобы из-за бездеятельности и врачебной ошибки. Так изложили «неравнодушные», но не профессионально сработавшие журналисты, перепечатывая «жаренку» друг у друга.

— Врачей-вредителей — расстрелять?..

— А на самом деле, как сказал выступавший на круглом столе представитель Новосибирска, кандидатуру врача скорой помощи планируют выдвинуть на присвоение звания «Человек года Новосибирска». Он приехал на машине (полностью, кстати, оснащенной полным реанимационным набором) без промедления, приехал к тяжелому ребенку — запущенному как местными медиками, так и родителями, он смог по дороге в больницу его заинтубировать, несколько раз(!) реанимировать, довез его до детской больницы и передал живого. Потом ребенок, увы, скончался в реанимации. А подано это было не как подвиг врача, который, трясясь на ухабах, спасал ребенка, а как грубое преступление.

На круглом столе обсуждались возможности проведения семинаров для журналистов, чтобы объяснять хотя бы какие-то основные моменты, чтобы не получался в погоне за жареным фактом явный бред. Зачастую интерпретация настолько вольная, что просто диву даешься. На уровне «знахарей» даются такие советы, от которых, последуй им больной, ни в какой реанимации его потом не спасешь…

— А кино?

— Это еще опаснее. Возьмем для сравнения американский сериал «Клиника». Сериал комедийный, но врачи при этом спасают жизни, ежедневно совершают подвиги, а комедийные ситуации связаны с их бытом. И наша альтернатива — сериал «Интерны»: полусумасшедший руководитель проекта, абсолютно дебильные — даже по внешнему виду — интерны… от этого у зрителей подспудно накапливается негативизм по отношению к молодым врачам. «Кто ж нас будет лечить — эти идиоты?» По этому поводу, кстати, общественной палатой было принято специальное обращение.

Обсуждали мы в столице и 83-й федеральный закон, по которому теперь бывшие муниципальные учреждения стали государственными — бюджетными. Было очень острое обсуждение. Председатель общественной палаты из Смоленска рассказала, что муниципалитеты теперь потирают руки: «…ну, слава богу, медицину от нас забрали, теперь у нас есть возможность заниматься чисто своими районными делами, а с больницами пусть разбирается область». Это очень неправильное настроение. Именно муниципалитеты должны заниматься предоставлением жилья врачам, решать проблемы обеспечения лекарственными средствами. Обеспечение аппаратурой — это возьмет на себя и департамент здравоохранения, и федеральные органы. Но быт: обеспечение жильем молодых специалистов, электроснабжение, водопровод, канализация, уборка территории, адекватное функционирование автотранспорта — эти вопросы должны решать муниципалитеты. Ведь только по разнарядке департамента не поедет человек работать туда, где его не ждут. Тут требуется взаимодействие.

— У нас только что прошли слушания по проблемам онкологии, которые инициировала как раз комиссия по здравоохранению Общественной палаты РФ, и руководил здесь этой работой названный вами председатель комиссии Евгений Ачкасов. То, что именно в Брянске прошло такое важно мероприятие, это уже и есть результат вашего взаимодействия?

— Решение о проведении слушаний принималось в Москве. Мнения его участников — многих врачей наших ЛПУ — сводится к тому, что обсуждали мы проблемы, в общем-то, решенные. Есть федеральные ассигнования, Брянская область вошла в программу онкологической помощи, губернатор выделяет средства из местного бюджета. Совещание это лишь констатировало то, что уже делается. Но важна более плотная кооперация в обсуждении темы. К нам приехали выдающиеся люди не только из Москвы, они увидели своими глазами, что делается у нас, услышали наших специалистов, рассказали о своих проблемах и путях их решения — это живой обмен опытом, новые контакты, была ведь и обширная культурная программа, удалось достичь взаимопонимания по многим вопросам, лучше рассмотреть перспективы.

А на днях к нам приезжал заместитель председателя общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению Глеб Геннадьевич Фетисов. На базе клинико-диагностического центра была проведена встреча с ним представителей Общественной палаты Брянской области. Он познакомился с теми проблемами, которые волнуют население на уровне регионов: ЖКХ, рост тарифов на коммунальные услуги, рост цен на энергоносители. Обсуждался и вопрос о необходимости повышения «веса» общественной палаты, о выделении каких-то средств на содержание аппарата — не членов общественной палаты, аппарата. Очень много уже сейчас документации, отчетов. Всем этим нужно заниматься, на это требуется много времени. Надо бы иметь какой-то минимальный штат, который бы занимался техническими вопросами. Конечно, этим людям потребуется оплата за их труд. В отличие от членов общественной палаты, для которых эта работа — общественная нагрузка, и которые не получают никакого финансового вознаграждения…

— Владимир Владимирович, у вас есть бесценный опыт руководства одним из созданных в области четырех центров здоровья — в БКДЦ… Как вы считаете — в правильном направлении движемся, есть польза от этих центров?

— Польза-то есть, но, на мой взгляд, такие эпохальные решения — по всей стране почти одновременно открылись более пятисот таких центров — должны подготавливаться пилотными проектами. В нескольких разных областях можно было опробовать несколько различных вариантов развития, обобщить этот опыт и на его основе выпустить методические рекомендации, выбрать оптимальный вариант. С учетом этого и создавать потом центры по всей стране.

— Видимо, здоровье у нас такое, что нужно его поправлять в срочном порядке…

— На тот момент — конец 2009 года — ситуация была просто кричащей, необходимо было срочно что-то делать. Государство активнее стало бороться с алкоголизацией и курением — на сигаретных пачках, например, появились уже не микроскопические, как раньше, а крупные предупреждающие надписи, центры здоровья, в свою очередь, доносят до населения подробную информацию о последствиях того же курения и алкоголизма для организма — наглядно, с результатами обследования в руках. Это уже действует.

Но официальная программа Минздрава оказалась не адаптированной к условиям Брянской области, потому что те форматы, которые использует у нас фонд ОМС и МИАЦ, не совпадали с этой программой. Она требовала постоянной доработки, усилий от наших программистов. Всё это называется «починка автомобиля на ходу».

— Но сейчас-то «процесс пошел»?

— Да. Сейчас уже работают и детские центры здоровья. И они сталкиваются с теми же проблемами, что и мы на начальном этапе. Где-то мы можем дать совет, но часто к детским центрам взрослые методики не применимы. Много проблем. Нужна консолидация усилий всех руководителей центров здоровья.

— Вы же теперь можете рассмотреть на комиссии и этот вопрос.

— А он включен в план, но мы хотим рассмотреть его в рамках работы коллегии департамента здравоохранения, которая будет посвящена анализу реализации национальных проектов именно в части организации центров здоровья.

— Здоровый образ жизни выгоден не в последнюю очередь и с экономической точки зрения, меньше будем болеть, меньше денег будем выбрасывать на ветер. О профилактике вдруг заговорили всерьез, но надолго ли?

— Все развивается по спирали. Давным-давно первый нарком здравоохранения Семашко сказал, что будущее медицины — профилактика. И вот сейчас мы пришли к выводу, что да — нужно диспансеризировать население, да — не нужно к этому подходить формально. Тем более, что сейчас этот труд оплачивается, а не является «дополнительной общественной нагрузкой». И экономически, конечно, выгоднее обнаружить у человека болезнь на ранней стадии и вылечить его, чтобы он избежал инвалидизации и очень дорогостоящего лечения.

Владимир Волков


Комментарии

---