Михаил Губин: «Выберите себе одного хорошего врача на всю жизнь»

4 марта 2010

Михаил Аркадьевич ГубинЗубная боль — особая песня? Кому она не знакома? Но вот парадокс: лечить зубы стоматологи научились практически безболезненно, а люди наши все равно не очень-то стремятся в их кабинеты. Почему? На этот и другие проблемные вопросы я прошу ответить заведующего кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии института повышения квалификации Воронежской государственной медицинской академии, доктора медицинских наук, профессора Михаила Аркадьевича ГУБИНА.

— Михаил Аркадьевич, вы повышаете квалификацию уже действующим врачам. С ними сложнее работать, чем со студентами?

— Это просто разные аудитории. Врачи имеют опыт работы, у каждого он, конечно, разный, но их не нужно знакомить с азами. Я ставлю задачу, чтобы после общения со мной им стало легче работать. И на наших семинарских занятиях, на лекциях мы всегда акцентируем внимание на тех вопросах, которые не имеют однозначного варианта решения, или на тех, при решении которых врачи должны точно знать, как поступить.

Вот есть такая болезнь — остеомиелит. Если мы не поставим в первые двое суток диагноз, челюсть в той или иной степени некротизирует. Опытный врач сразу поставит диагноз. А неопытный будет наблюдать пациента несколько дней, что может привести его к инвалидности. Недостаточно только правильно изучить симптомы болезни, важно понять, что симптоматика развернута по времени, и к каждому пациенту нужен индивидуальный подход: не надо ждать набора из пяти симптомов, чтобы поставить диагноз, надо смотреть динамику развития каждого симптома.

— Но вопросы-то доктора вам задают сложные…

— Это меня никогда не пугает, больше меня они все равно не знают. Но тут такой нюанс: они могут быть уверены в незыблемости своих знаний. И очень важно на занятиях создать такие условия, чтобы они раскрылись, высказали свои точки зрения. Повторю: нужно точно знать, что и как делать с больными. У каждого врача были проблемы. Но как они с ними справлялись, что делали — вот это мы анализируем. Единой тактики нет. Человек попал к терапевту, он пытается вылечить зуб, спасти. Но точно с таким же диагнозом попал человек к хирургу, и он обязательно удалит зуб.

— Каждый сделает свое дело.

— Что ему проще, то и сделает. Врач-ортопед смотрит со своей позиции: «Хорошо бы терапевту вылечить этот зуб, потому что мне на него потом можно будет посадить протез…» Зуб сохранили, поставили на него протез, но нагрузка возросла, он воспалился и взорвался. А пациент ведь к тому же заплатил приличные деньги. Кто виноват, кто деньги возвращать будет? Тут должен быть, как я его называю, мультидисциплинарный подход. Нужно смотреть на сложную проблему с трехсторонней позиции. Может быть, не надо мучить больного, а сразу удалить зуб и поставить имплантат.

— Сейчас взят прицел на профилактику…

— Зубы — это такой орган, за которым человек может самостоятельно следить. Самыми простыми пастами и самыми простыми щетками два раза в день чистить зубы — разве это такая уж непосильная задача? Но парадокс в том, что большинство этого не делают. Зубной налет образуется каждые двенадцать часов, его нужно снять и всё — зубы можно сберечь. Появилась маленькая дырочка в зубе — сходи к стоматологу, не доводи до большой проблемы. У нас в Воронеже стоматологическая помощь абсолютно доступна. Только сходи в поликлинику, тебя будут лечить бесплатно. Но у нас пациент особенный: пока не болит, не пойдет. Пойдет потом, когда уже будут осложнения. Он не задумывается, что сложное лечение требует больших расходов на высокотехнологичную помощь. Вот почему еще важна профилактическая, разъяснительная работа.

— И анестезия сегодня безупречная, а все равно не идут.

— Все делают не больно. Вот когда за сложное лечение придется платить из своего кошелька, тогда до осложненных форм, возможно, и перестанут себя доводить: лучше бесплатно два раза в год заглянуть на профилактический осмотр, чем платить потом не лишние свои деньги за запущенный из-за собственной лени кариес. Почему налогоплательщики должны платить за нерадивых сограждан, которые просто не хотят следить за своим здоровьем?

— Но есть люди, у которых зубы не болят. И они сверкают настоящими, а не вставными челюстями и в восемьдесят пять лет…

— Это генетически детерминировано…

— Крепкая эмаль по наследству?

— В первую очередь — да, это эмаль. У моего деда, кстати, зубы были здоровыми до глубокой старости.

— Как обеспечить всех качественными стоматологическими услугами?

— Первое — должны быть социальные стоматологические поликлиники, рассчитанные не на всю палитру стоматологических заболеваний, в них можно вести прием людей, которые не могут платить за лечение. На эти поликлиники можно выделять приличные средства. Богатый в социальную поликлинику не пойдет, он заплатит за лечение в частной клинике. И лечение осложненных форм тоже нужно вести на платной основе.

Второе — зачем, например, Воронежу, где восемь поликлиник, иметь восемь зуботехнических лабораторий? Чьи мы деньги тратим на их оснащение? Поликлинические. А не лучше ли сделать одну лабораторию, оснастить ее по последнему слову техники, отобрать туда лучших специалистов? Дело бы только выиграло. И главное — выиграли бы пациенты. Я пытался сделать так, но у меня спросили: а куда девать остальных зубных техников? Да никуда. Не надо ломать голову над этим вопросом. Об этом экспертная комиссия позаботится. Купите лучше одну самую лучшую в мире установку. А независимая комиссия быстро определит, кто работает плохо. Вернули технику топорную работу два — три раза, он уже сам должен понимать, что надо уходить, пока не выгнали. Но у нас же попробуй убери «хорошего» человека. Эти проблемы — их решение — лежат на поверхности. Все равно мы уйдем в рынок. Выдержать жесткую конкуренцию может только профессионал. Хороший ты врач, к тебе пойдут пациенты. Плохой — останешься без работы. В поликлиниках, которые не будут заниматься оказанием социальной помощи, все кабинеты нужно отдать в аренду. Тогда, кстати, не будет и левого приема. Заключили договор, доктор принимает пациентов по линии ФОМСа, платит аренду, платит налоги. Год назад я был в Чехии. Профессор Ян Пекарек возглавляет стоматологическую ассоциацию. Я у него спрашиваю, куда они дели свои поликлиники? У них была такая же, советская, система, как и у нас. Он отвечает: «Да никуда не девали. Где были, там и есть. И врачи те же работают». Но, говорю, у вас же нет государственной медицины. «Нет. Просто все кабинеты отдали в аренду…» Это решило все проблемы. И социальная защищенность, и качество услуг — все ходят в ту же поликлинику, в которую и всегда ходили. Только уровень обслуживания — современный. По бюджету лечить? Пожалуйста. Платят страховые компании. Люди борются за своих пациентов. Хочешь голливудскую улыбку — плати, поставят самые красивые пломбы.

— Над чем ученые-стоматологи сегодня ломают головы?

— Над реконструктивной хирургией лица, например. У меня в этом плане большой опыт, я когда-то жил этой работой — косметической хирургией, деньги зарабатывал — зарплата профессора ведь тоже жалкая и унизительная. Поэтому мы все много занимались косметической хирургией. И сегодня, хотя и перешел на административную работу, продолжаю оперировать, правда, уже не в тех масштабах. Проблем в стоматологии очень много. Зубы расшатываются — как удержать их подольше? Как сделать, чтобы пломба держалась всю жизнь? Масса проблем…

— Актуальных для очень большого числа населения…

— Для всего населения. Больше девяноста процентов наших граждан поражены кариесом!

— Тогда совет от профессора Губина: как беречь зубы?

— Зубы — это часть организма. Надо просто вести здоровый образ жизни. Не ленитесь чистить зубы, и они останутся целенькими. Два раза в год — на прием к стоматологу. Лучше к одному и тому же. Он ваши проблемы лучше знает. Выберите себе одного хорошего врача на всю жизнь.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---