«Выбрал профессию — решай сам»

5 июля 2020

Вирус вирусом, пандемия пандемией, а учиться надо. Потому что кадры активно развивающейся медицине страны нужны в еще большем количестве, в том числе и в среднем звене. И что характерно, отмечает этот отрадный факт директор Брянского базового медицинского колледжа Марина АФАНАСКИНА, в это сложное время желающих получить медицинское образование в нашей области стало заметно больше. Как идёт учебный процесс, на какие специальности колледж примет студентов в новом учебном году?

— Марина Степановна, в суете противовирусной борьбы как-то осталась в тени юбилейная дата — колледжу ведь в этом году исполняется 90 лет, он у нас долгожитель, за эти десятилетия выпустил в свет целую армию хорошо подготовленных специалистов, многие из которых стали профессионалами высокого класса. Когда будете отмечать?
— Действительно, в этом году у нас юбилей, но документально не обозначена конкретная дата основания учебного заведения…
— Есть «почва» для раскопок в архивах — для исторических исследований?
— Да. Пока нам архивная справка даёт данные о том, что наше учебное заведение образовалось в 1930 году — это точно, но вот о том, в каком месяце, пока неизвестно. Поэтому мы можем праздновать и в апреле, и в октябре, и в декабре — целый год. Коронавирус внёс коррективы в наши планы, и мы, конечно, будем исходить из складывающейся обстановки. События развиваются непредсказуемо, торопиться не будем, но обязательно свой большой юбилей отметим — вспомним о наших выпускниках разных лет, о преподавателях, работавших в разные периоды в нашем учебном заведении. Ко Дню Победы мы разместили на нашем сайте информацию об участниках войны — выпускниках и преподавателях колледжа, о каждом — отдельная статья.
Планировали провести торжественное мероприятие с концертом, хотели пригласить выпускников, но пока режим повышенной готовности такой возможности не даёт. Может быть, к октябрю-ноябрю всё «прояснится», и тогда станет понятно, в каком формате действовать.
— Но поздравить вас в любом случае сможет каждый — если не в актовом зале, то в электронном послании; даже президент страны привычно проводит сегодня планерки в интерактивном режиме, и от этого, кажется, эффекта даже больше.
— Сейчас активно идут разработки прививок от новой инфекции, как, кстати, и от многих других, и, возможно, осенью, как обещают, пройдёт вакцинация, тогда люди смогут почувствовать себя в безопасности.
— А попадут разработчики вакцины осенью туда, куда целятся летом — вирус хитрый, он мутирует.
— Думаю, это учитывают, и вакцина, уверена, получится правильная. Я как педиатр всегда за прививки — с самого рождения и до самого зрелого возраста. Исторический опыт показал, что с помощью вакцинации можно победить опасные инфекции, а если чуть-чуть ослабить эту работу, уменьшить количество привитых людей, идёт рост заболеваемости. Так было, например, с дифтерией, корью…
— Понятно: если директор за прививки, то и весь дружный коллектив вряд ли будет против?
— Активно проводим работу по вакцинации — всегда, но, конечно, бывают и «отказники».
— Никого не заставляете?
— Нет. Не заставляем, но убеждаем и объясняем, что медицинские работники должны лучше всех понимать, что для человека полезно, а что опасно не только для его жизни, но для окружающих — родственников, друзей, которые могут пострадать.
— Марина Степановна, несмотря на сложную ситуацию, колледж готов принять новых студентов…
— Колледж продолжает работу в дистанционном режиме и так же в дистанционном режиме мы ведём приёмную кампанию 2020 года. Это главная особенность — вся работа ведётся дистанционно: приём документов, консультирование… Подлинники документов можно предоставить в образовательную организацию в течение учебного года, когда будут сняты ограничительные меры. Медицинские справки тоже можно предоставить в течение учебного года. Нет необходимости в срочном порядке бежать в поликлиники на обследования в летний период, это можно сделать позже. Все абитуриенты наблюдаются в поликлиниках, хорошо осведомлены о своих проблемах и должны знать: главное — не должно быть ограничений по состоянию здоровья для профессиональной деятельности. Детям-инвалидам дают консультации в лечебных учреждениях о том, какие профессии им не противопоказаны. У нас, например, был такой случай — девочка с нарушением слуха после окончания железнодорожного техникума: получила диплом, но когда пришла работать, ей сказали, что она не может работать по специальности. Тогда она пришла к нам учиться на «лабораторную диагностику», успешно окончила колледж и теперь работает по новой специальности.
— Экзамены в средних общеобразовательных заведениях не проводятся. Как выбрать лучших?
— К нам приходят со средним баллом аттестата. Только по некоторым специальностям абитуриенты проходят дополнительные испытания: «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело». Предусмотрено психологическое тестирование. Оно тоже будет проходить в онлайн-режиме. Ежегодно мы приобретаем программу, разработанную специально для медицинских организаций, которая достаточно подробно и точно определяет способности абитуриентов и склонности их к той или иной специальности. В выводах после тестирования может быть написано, что у данного абитуриента, к примеру, приверженность к «лечебному делу» составляет 9,7 балла. Максимально — десять. А к специальности «сестринское дело» душа лежит всего на 6,5 балла. Понятно, что этому будущему нашему студенту ближе. Определяются способности памяти, логического мышления, склонность к научной деятельности, к практическим манипуляциям. Проведенный нами анализ показал, что такое тестирование достаточно полно характеризует студента. Эти «плюсы» и «минусы» помогают нам эффективнее работать с нашими студентами, развивать их способности.
— Но это только для самых медицинских специальностей, а для других?
— Для специальностей «лабораторная диагностика», «фармация», «стоматология» психологическое тестирование правилами приёма не предусмотрено. Однако мы все равно проводим его, но только уже в сентябре, чтобы просто лучше знать наших студентов, знать, как лучше с ними работать.
В этом году осуществляем приём по всем направлениям подготовки, которые есть в учебном заведении: «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», «фармация», «лабораторная диагностика», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая». На «стоматологию ортопедическую» правилами приёма предусмотрено проведение экзамена по рисунку либо лепке. У нас это рисунок. Мы продумали, как провести это испытание дистанционно, какие дать задания. Абитуриенты рисуют челюсти, зубы и отсылают свои работы нам. Когда не было коронавируса, приглашали к себе художников, учителей рисования — они проводили дополнительные занятия, чтобы подготовить абитуриентов к этому испытанию, но в этом году будем оценивать способности будущих стоматологов в режиме онлайн, они должны самостоятельно справиться с заданиями.
— Мало получить диплом, надо ещё суметь устроиться?
— Тенденция такова, что потребность в кадрах в среднем звене медицины возрастает. Поэтому у нас увеличен план бюджетного приёма. В прошлом году он составлял сто человек, а в этом — сто семьдесят пять. Увеличился почти в два раза. Это значит, что возможности учиться на бюджетной основе для наших абитуриентов возросли. В прошлом году средний балл при поступлении на бюджетные специальности был 4,4. Мы берём не весь аттестат, а, как определено правилами приёма, только пять основных предметов: русский язык, математика, физика, химия и биология. Для чего это? Для того, чтобы все наши абитуриенты находились в абсолютно равных условиях.
Для учебы на договорной основе достаточно было среднего балла 4,2. Хотела бы отметить, что на договорной основе у нас студенты учатся очень хорошо, подтверждают свои высокие школьные баллы. По нашим правилам, при наличии бюджетных вакантных мест мы можем перевести студентов с платного обучения на бесплатное. Это хороший стимул добиваться самых высоких результатов в учёбе.
— И плюс стипендия…
— Студенты, обучающиеся на договорной основе, тоже могут получать стипендию. Профсоюзную, например. У нас учреждена стипендия имени Кобякова, выпускника 1936 года, Героя Советского Союза. Студенты, обучающиеся на договорной основе по специальности «фармация», получают правительственные стипендии.
— Есть возможность проявить себя и раскрыть таланты…
— Делаем всё возможное, чтобы в медицину шли люди, которые хотят работать в ней по призванию. Не случайные, не по настоянию родителей.
— А как теперь в общежитии — мест будет меньше?
— Сейчас там никто не проживает, потому что обучение дистанционное. С учетом развития дальнейшей ситуации будем рассматривать и этот вопрос. Студентов в комнатах будет не столько, сколько было до коронавируса, это, видимо, заставит нас ограничить и количество студентов, которым будет предоставлено общежитие.
— А, может быть, уже привыкли к «удалёнке», и так удобнее?
— Нет, это совсем неудобно. Это вынужденная мера. Для студентов и для преподавателей это создаёт большие сложности в освоении программы. Своими локальными актами мы внесли изменения в образовательный процесс, и часть практических занятий этого года, выпавших на апрель — май, перенесли на следующий учебный год, а теоретическую часть со следующего года на эти самые месяцы дистанционной учёбы.
— Ваши студенты отважно работали в коронавирусных госпиталях, на практике смогли почувствовать профессию в самый сложный период.
— Когда встала эта задача — коронавирусным центрам нужны были санитары, медицинские сестры… — наши выпускники сразу проявили готовность работать в них. Причем, очень важный момент — их в этом желании поддержали родители. Правда, справедливости ради, надо сказать, что некоторые хоть и были готовы работать, но именно от родителей не получили поддержки, а некоторые не готовы были идти работать в опасных условиях. Но сколько требовалось добровольцев, мы набрали, и эту помощь смогли оказать. Студенты-фельдшеры и сейчас работают санитарами. Один из них рассказал свою историю. «Я хочу пойти работать в центр, но боюсь, что папа мне не разрешит…» А папа сказал так: «Ты взрослый человек, ты выбрал эту профессию — решай сам».
— Не испугался?
— Нет. Они же все нам звонят, мы всегда на связи. Говорят, что это для них очень хорошая школа, сами себя смогли проверить на прочность, проверить правильность своего решения стать медицинскими работниками.
— Какие специальности самые популярные? Наверное, «фармация» — знаю, что многие пришли работать, например, в государственную аптечную сеть «Брянскфармация» именно с вашим дипломом.
— Фармацевтов мы готовим уже более двадцати лет. Казалось бы, насытили рынок. Но по-прежнему наши выпускники успешно устраиваются по специальности. Они работают и в Брянской области, и в других регионах. Кстати, по этой специальности у нас учатся много белорусов. Особенно из Гомеля и других соседних областей.
— Всегда и везде, во все времена, хватало больных зубов для стоматологов, а самих стоматологов не всегда и не везде…
— Когда-то у нас было несколько выпусков зубных врачей, но сейчас это в колледже новая специальность — стоматология профилактическая с 2012 года, а стоматологов-ортопедов готовим всего пять лет, однако база и по специальностям, которым девяносто лет — сестринское, лечебное, акушерское дело, — и по специальностям новым самое современное. О том, что качество подготовки высокое, говорят не только отзывы руководителей медицинских учреждений, в которых работают наши выпускники, но и победы студентов колледжа в самых престижных конкурсах. Мы, например, принимали участие во Всероссийской олимпиаде по стоматологии, и наш студент Артур Погосян занял второе призовое место. Большое достижение. Наши выпускники потому и хорошо востребованы, что готовы сразу на практике работать качественно.
— Потом некоторые сразу идут в высшие учебные заведения, становятся знаменитыми «земляками». Интересно, прослеживаете вы судьбы своих выпускников? Не теряете их из поля зрения?
— В этом году восемь человек собираются поступать в медицинские институты, многие выпускники работают старшими медицинскими сестрами, главными медицинскими сестрами, главными врачами: Константин Евгеньевич Воронцов — главный врач первой городской больницы, Людмила Леонидовна Федотова — главный врач областного кожвендиспансера, Виталий Валерьевич Мосин — заместитель директора департамента здравоохранения Брянской области.
— Бой с коронавирусом продолжается на всех «фронтах», а среднее звено медицины в этой «войне» играет важнейшую роль. Есть какой-то особый план подготовки кадров?
— Мы провели обучение средних медицинских работников. Программа подготовки прошла рецензирование через портал непрерывного медицинского образования, 2322 средних медицинских работника Брянской области проучены на безвозмездной основе и готовы спасать больных в коронавирусных центрах, стационарах, поликлиниках и в реанимационных отделениях. Это наш вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией.

Беседовал
Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---