«Просто очень люблю свою профессию…»

6 марта 2020

Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина № 102 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» за большой вклад в развитие здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» присвоено главной медицинской сестре ГАУЗ «Брянская городская больница №2»
Ирине Федоровне Куликовой.

Прежде чем стать главной медицинской сестрой, нужно пройти большой боевой путь и накопить большой опыт. У Ирины Фёдоровны с этим полный порядок — опыт и знания она сейчас уже передает молодым кадрам не только в своей больнице, но и в медицинском колледже, а медицинский путь её насыщен значимыми событиями. Есть и опыт работы операционной медицинской сестрой, и сестрой-анестезисткой — в операционной, на переднем крае борьбы за жизнь пациентов, провела немало лет. Это даже при большом желании не у каждой медсестры получается — плюс к тому, что работа очень напряженная, она еще и очень ответственная, но зато, если получается, она позволяет проявиться самым лучшим человеческим качествам.
Закончила она Брянское медицинское училище №1 в 1986 году, сейчас это Брянский базовый медицинский колледж — и в то время, и сейчас очень престижное учебное заведение с очень сильным педагогическим составом. Рассказывая о себе, Ирина Фёдоровна старается не упустить имена своих наставников, которые дали ей путёвку в медицинскую жизнь. Галина Дмитриевна Приходько, например, дала много знаний и по уходу, и по обследованию пациентов, и по постановке диагноза, что важно и ценно — тогда, в то время еще советской медицины, было очень много практических занятий. Студентки ходили на практику в лечебные учреждения, и у них даже были самостоятельные ночные дежурства — уже можно было доверять, такой был уровень подготовки. И первые уколы, и раздача таблеток — раньше их было очень много, потому что медицина была бесплатная — давали больным ровно столько, сколько было необходимо для полного выздоровления, и именно то, что действовало.
Кажется, совсем недавно это было, а с начала её трудовой деятельности прошло уже тридцать четыре года. Начинала в Комаричской центральной районной больнице. Когда пришла туда работать палатной медсестрой в хирургическое отделение, уже умела делать и внутривенные, и внутримышечные инъекции. В ЦРБ надо уметь общаться со всеми пациентами — большими и маленькими, пожилыми и молодыми, страдающими самыми разными заболеваниями.
— Там же были и детки, — вспоминает Ирина Фёдоровна, — и я им, сама еще совсем молодая «сестричка», могла сделать «комариный укольчик», от которого они и заплакать не успевали. Конечно, они меня за это уважали, а мне было очень приятно от того, что умею «работать не больно».
Особенно ей нравилось делать больным перевязки. Признаётся, что всегда хотела в хирургию — и когда уже училась, и когда потом работала, и даже раньше — с детства. Вот только один проверочный тест для начинающих: практически никому не нравится запах мази Вишневского, а она его почему-то просто обожала с ранних лет, когда приходила в больницу. И потом, когда уже ходили на практику, она всегда с удовольствием дышала этими больничными лекарственными ароматами. Поэтому тем, кто собирается поступать в медицинские учебные заведения, можно проверить себя: если вы, девушки, не отворачиваетесь от «медицинских духов» и не затыкаете себе нос при перевязке пальчика, то среднее звено медицины — это ваше. А если чувствуете, что не ваше, то и не поступайте — рано или поздно обнаружите, что заблудились, и поменяете профессию — и для вас потеря времени, и для государства потеря денег, затраченных на обучение.
Заведующим отделением в Комаричах был Александр Сергеевич Барков. Он и давал начинающей медсестре первые уроки практического мастерства. Заметил, что она буквально схватывает всё на лету, никогда не отмахивается от тяжелой работы и старается всё сделать правильно. Это у неё в крови: если берётся за дело, всегда сделает его хорошо.
Вскоре ее перевели на должность операционной медсестры — а это уже настоящее признание, потому что в медицине операционные медицинские сестры — элита. Ей всегда везло с наставниками, что особенно важно для молодых кадров. Её как бы окружила теплом и заботой Клавдия Сергеевна Лапина — старшая операционная медсестра ЦРБ. Сколько полезных советов она дала — не перечислишь, но она все их помнит до сих пор.
Вообще, Ирина Фёдоровна считает, что те, кто прошел школу центральной районной больницы в непростые девяностые годы прошлого века, получили такие знания и опыт, которые не получишь в аудитории на лекции, и даже на практике. В районной больнице тогда нужно было уметь делать всё: там была и своя хирургия, и своя травматология, но реанимации как таковой не было, и за пациентами ухаживали в отдельной палате сами. Тот опыт ей очень пригодился.
Там, в Комаричах, она вышла замуж. Муж сам комаричский, но работал мастером производственного обучения в девятом училище Брянска — что на улице Королёва. И, конечно, он утянул её, «как ниточку за иголочкой», за собой в областной центр. Ей так нравилось работать в ЦРБ, что уезжать не хотелось, но любовь была настоящая, она тянула как магнит, и друг без друга молодожены себя не представляли, и она, конечно, переехала в Брянск.
Стала осваиваться сначала в первой медсанчасти, а потом, когда узнала, что на Новостройке строится больница, и там работает заведующим отделением Александр Сергеевич Барков, перешла в свою стихию — в операционную. Александр Сергеевич хорошо знал её деловые качества и, долго не раздумывая, пригласил её работать медсестрой в операционном блоке. Она обрадовалась такому стечению обстоятельств — работать в операционной всегда очень нравилось. Многие пробуют, и через пару недель убегают, у неё же всё получилось по классическому сценарию: пришла, освоила в совершенстве эту профессию и больше уже никуда не собиралась.
Но иногда нас на жизненном пути подстерегает форс-мажор: только она втянулась в интереснейшее дело, как по рукам пошла аллергия: применялся раньше для мытья рук такой состав, от которого было больше вреда, чем пользы. Это сейчас применяются гипоаллергенные средства, а тогда ей пришлось из-за этого освоить другую, но не менее важную специальность — стала сестрой-анастезисткой, и проработала в этой должности семь лет. Из операционной никуда переходить не пришлось. Работа тоже очень сложная и очень ответственная, наркоз — дело серьёзное.
Врач-хирург, операционная медсестра, врач-анестезиолог, сестра-анестезистка — в операционной это как бы единое целое. Бригада всегда готова действовать в любых условиях, даже в экстренных случаях нельзя расслабиться ни на секунду. Однажды, вспоминает Ирина Фёдоровна, поступил пациент в ножевым ранением в сердце. Раньше таких случаев в практике не было, она уверенно думала, что раз в сердце, то смерть. А тут человек с дыркой в главном органе еще был жив. Молодой парень. Местный. Когда его — практически безнадежного — вернули буквально с того света, это была настоящая общая победа.
Анестезистка ведь не только в операционной работает, есть еще реанимация, а таким пациентам всегда требуется правильный уход — мало сделать уникальную операцию, нужно еще не ошибиться потом — кропотливо, день за днём и врачи, и медицинские сестры ставят тяжелых пациентов на ноги. Каждый уверенно делает своё дело, и все вместе решают одну задачу — борются за жизнь. Вместе бригада работает много лет, сестры буквально предугадывают, что нужно врачу в данный момент операции, четкое взаимодействие — это то, без чего невозможно обойтись, а потом, ухаживая за больным, нужно в буквальном смысле уметь чувствовать его, уметь настраиваться на его состояние — для него часто, когда он балансирует на грани жизни и смерти, медицинская сестра становится истиной в последней инстанции, и у неё нет права на ошибку.
В анестезиологии ей тоже повезло с наставниками: заведующим отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии тогда был Александр Анатольевич Хлиманков, старшей сестрой-анестезисткой была Любовь Петровна Александрова. Это настоящие профессионалы, очень уважаемые в коллективе люди. Ирина Фёдоровна многому научилась именно от своих наставников. Но надо сказать еще об одном важном и необходимом качестве — большом желании полученные знания усваивать и применять. У неё это всегда получалось отлично, потому что ко всем прочим условиям была еще большая влюбленность в это дело. И даже — без высокопарного слога, а по существу — гордость за свою профессию. Еще на заре своей медицинской жизни, еще в Комаричах, пришла она в парикмахерскую, а мастер сразу задаёт вопрос-ответ:
— Вы работаете в больнице?
— А как вы догадались?
— Да от волос же пахнет лекарствами…
И она была буквально счастлива от слов этого наблюдательного парикмахера.
— Да! — гордо посмотрев на себя в зеркало, сказала юная Ирина, — я работаю в центральной районной больнице!
На перекрестках судьбы бывают непредвиденные повороты. Она стала медицинским работником, как это часто и бывает, случайно. Мечтала совсем о другом: хотела выучиться на педагога начальных классов. Но мама сказала, что из Комаричей ехать до учёбы слишком далеко: нужно было сначала добраться до Брянска, потом сделать пересадку и ехать в Трубчевск, где было педагогическое училище. Легче до Москвы доехать. И она даже растерялась: что же делать? И тут как раз, как специально, зашла соседка, мамина подруга, поспевшая к окончанию разговора о будущей профессии. Она работала медсестрой в ЦРБ, в приёмном отделении — Валентина Михайловна Павленко. И вот сегодня, через столько лет, Ирина Фёдоровна чётко помнит её слова — как судьбоносное напутствие:
— Лида, пусть дочка твоя идёт в медицину, тяжелее шприца ничего поднимать не придётся…
Когда в реанимации приходилось поднимать тела по сто двадцать килограммов, она частенько шутила: «Ну, тётя Валя… тяжелее шприца…»
Тем не менее первая мечта сбылась: преподавателем она стала, и передаёт сегодня свои знания студентам Брянского базового медицинского колледжа.
Конечно, совсем не случайно назначили её главной медицинской сестрой. Александр Хлиманков уже был главным врачом второй городской больницы, а он ведь видел её в деле — в операционной, видел её отношение к работе, её коммуникабельность — это для руководителя любого уровня, можно сказать, обязательное условие — и вот она на этой должности руководит сестринским персоналом больницы уже десять лет.
Два главных в больнице — главный врач, который в ответе за всё, и главная медсестра, которая в ответе… за что? За работу всего среднего медперсонала, за работу санитарок и уборщиц. За питание пациентов… А еще за организацию конкурсов. За проведение семинарских занятий, за учёбу персонала (в больнице на сегодняшний день работают двадцать две медицинские сестры с высшим образованием, ежегодно более ста медработников повышают квалификацию на базе техникума имени академика Н.М. Амосова и Брянского базового медицинского колледжа)… Все под конролем. Но у неё есть команда — это старшие медицинские сестры. Их в больнице всего двадцать девять — целый взвод. Без них, признаётся Ирина Фёдоровна, ничего бы не сделала…
Одна из главных составляющих успеха в любом коллективе — это кадры, которые, как известно, решают всё. Во второй городской больнице к этому вопросу строгий подход. Кадры берут не вслепую, чтобы случайно не «купить кота в мешке», обязательно беседуют, потом в отделении идёт разговор со старшими медсестрами, и потом не выпускают новичков из виду — хорошо развито наставничество.
Приходят в больницу и прямо со «школьной скамьи» — сразу после получения дипломов. Хорошо подготовленных специалистов берут охотно. В прошлом году таких молодых кадров было человек десять — из Брянского медико-социального техникума, Брянского базового медицинского колледжа и из Новозыбковского медицинского колледжа. Они прошли инструктажи, за каждым был закреплен наставник, вместе они делают первые шаги и выясняют, где и в чём нужно подтянуть практические навыки. Но сразу все молодые медсестры начинают уверенно работать самостоятельно, потому что в наших средних медицинских заведениях сегодня готовят классных специалистов, которых охотно приглашают на работу в различные медицинские организации.
Много внимания уделяется этике и деонтологии. Это тоже её тема. Здесь, в коллективе второй городской больницы, эти два слова — не пустой звук. Есть целый сектор, который разрабатывает алгоритмы действий, проводятся профилактические беседы не только с пациентами, но и с персоналом — сотрудники ведь и между собой должны общаться вежливо и уважительно. Нет такого панибратства, как «тёть Мань — тёть Маш», все обращаются друг к другу по имени и отчеству. За пределами учреждения — пожалуйста: можно как хочется, а в больничных палатах и коридорах — только по правилам.
Не мог не затронуть китайский коронавирус, вселяющий теперь панику и в сердца ранее равнодушных к нему расслабленных жителей европейских стран. Цифры и факты меняются каждый день, за ними не угонишься, хотя в самом Китае прогресс налицо — число выздоравливающих растет. Интересно, как в больнице №2? Готовы действовать по обстоятельствам: все инструкции и приказы изучены, разработаны мероприятия на экстренный случай, если такой вдруг возникнет, есть необходимые средства индивидуальной защиты, есть инфекционный кабинет, приёмное отделение, все снабжены необходимым снаряжением и оборудованием. Даже если поступит распоряжение куда-то выехать и оказать медицинскую помощь, это сделают незамедлительно. Есть специальные боксы, где пострадавшего пациента, если такой будет, можно гарантированно изолировать от окружающих. Имеются и маски, которые рекомендуется использовать при коронавирусе: есть обычные медицинские маски, есть специальные респираторы, есть костюмы инфекциониста на случай особой опасности.
Как у неё дома? Там она тоже главная? Мужу и сыну очень благодарна за то, что в течение многих лет они её поддерживают. Поэтому она смогла посвятить некоторое время учёбе — закончила Смоленскую медицинскую академию, у неё высшее сестринское образование. Сессия два раза в год, но она всегда уезжала со спокойной душой, потому что знала — дома порядок. Муж работал раньше в милиции, теперь в полиции, на пенсии, но продолжает работать, сын закончил железнодорожный техникум, потом получил высшее образование по своей специальности — он энергетик. Следовательно, про медицинскую династию можно не говорить: получается, что к медицине в семье никто никакого отношения не имеет, и только сама Ирина Фёдоровна лично следит за здоровьем своих домочадцев? Это правильно, но не совсем. Потому что у неё подрастает внучка. Она еще совсем маленькая, всего три года, но…
— Вот вчера делала нам всем уколы против коронавируса, — рассказывает Ирина Фёдоровна. — А я параллельно «прочитала краткий курс анатомии»: показывала ей, где у человека желудок, где сердце, где печень и почки — это она сама интересовалась, и слушала очень внимательно. Может, вырастет хорошим любознательным человеком и будет следить за своим здоровьем. А возможно — кто же знает пути господни — пойдёт по бабушкиным стопам.
А как сама Ирина Фёдоровна следит за состоянием своего здоровья? Какой подаёт личный пример? Современный ритм требует большого напряжения: постоянные нагрузки — и физические, и психоэмоциональные — и при этом у руководителя еще и высокая ответственность за коллектив: двадцать девять старших медсестер и 445 средних медицинских работников. Чтобы не выгореть, нужно уметь переключаться.
— Есть у вас в домашнем арсенале спортивных снарядов скандинавские палки?
— Нет, палок у меня пока нет, но я очень люблю плавание — хожу регулярно в бассейн.
— Так это же ещё лучше: говорят, что плавание очень полезно для долголетия. И мышцы работают, и суставы отдыхают… А летом на пляжи не ходите?
— Летом — ездим всей семьёй на озеро в Белые Берега. Там и природа чудесная, и чисто.
— Ирина Фёдоровна, присвоение высокого звания накануне праздника — прекрасный подарок. Раскройте главный секрет успеха?
— Не знаю, секрет ли это: просто очень люблю свою профессию.

Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---