Должна быть единой стратегия

1 февраля 2020

Руководитель регионального проекта «Здоровое будущее» Михаил Иванов провёл совещание, в котором приняли участие представители департамента здравоохранения, депутаты областной думы, главные врачи учреждений здравоохранения, руководители государственной аптечной сети «Брянскфармация». Речь шла об улучшении качества медицинского обслуживания, обеспечении необходимыми лекарственными средствами населения и подготовке квалифицированных медицинских кадров для больниц и поликлиник области.

Михаил Иванов зачитал письмо председателя комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрия Морозова, в котором говорится о том, что обеспечение граждан качественными лекарственными препаратами, а медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами чрезвычайно важно для сохранения и укрепления здоровья населения. С целью разработки системных мер, направленных на решение существующих в данной сфере проблем, было принято решение о проведении мониторинга, результаты которого будут представлены в Государственную Думу в рамках правительственного часа с участием министра здравоохранения РФ, тема его будет посвящена дефициту кадров в здравоохранении и обеспечению лекарствами граждан РФ.
— Проблема нехватки врачебных кадров остро стоит не только перед Брянской областью, но и перед всей страной, — сказал Михаил Иванов. — Очень важно, что в нашем регионе помимо федеральной программы «Земский доктор» действует региональная программа по приобретению жилья врачам. Благодаря такой поддержке в скором времени обстановка с медицинскими кадрами в регионе, не сомневаюсь, улучшится. Но необходимы и другие меры поддержки, особенно для молодых специалистов. Поэтому все предложения будут учтены, и в дальнейшем они войдут в разработку системных мер по решению актуальных проблем здравоохранения.
Раньше мы запрягали очень медленно, а ехали еще медленнее. Теперь, похоже, взяли с места в карьер. Еще и первый новогодний месяц не закончился, а события не дают скучать даже самым спокойным нашим гражданам и тем более — ответственным.
Заместитель директора департамента здравоохранения Лариса Борщевская обозначила те проблемы, которые ждут своего решения. Наша область продолжает испытывать дефицит медицинских кадров. Действует программа обеспечения кадрами медицинских учреждений и выделен целый миллиард рублей на закупку для медицинских работников квартир, за позапрошлый и прошлый годы у нас закуплено 219 квартир. Проблемными районами остаются Гордеевский, Злынковский, Севский, Красногорский — на этих территориях нет первичного строительства, а закупать можно только первичное жильё.
Со стороны областного правительства и департамента здравоохранения делается всё необходимое, чтобы привлечь кадры. У нас появился первый в стране предуниверсарий, где проходят обучение будущие врачи, выпускники получают целевые направления для поступления в медицинские вузы. Тем не менее остро не хватает врачей — неонатологов, ревматологов, кардиологов, узких специалистов, врачей в участковой службе.
Лекарственное обеспечение жителей области осуществляется по нескольким направлениям: за счет федерального бюджета — люди, имеющие группы инвалидности, получают лекарства по программе ОНЛС; по региональной программе получают лекарства пациенты, у которых диагностированы социально значимые заболевания. Но наибольших затрат требует обеспечение лекарствами пациентов, страдающих орфанными заболеваниями. Такие цифры: прибыло шесть новых больных, на обеспечение необходимыми лекарственными средствами каждого из них нужно около пятидесяти пяти миллионов в год. Всего же в списке девятнадцать таких больных. Следовательно, и деньги на их лечение требуются баснословные.
Особое внимание в этом году будет уделяться первичному звену здравоохранения. А в этом звене, как правило, приём у врача не обходится без выписки рецепта на получение лекарств. Поэтому от того, как будет работать первичное звено, зависит и то, как будет выглядеть наше здравоохранение в целом. Более восьмидесяти процентов жалоб приходят именно от пациентов этого звена. Чтобы их было меньше, а лучше и вовсе не было, нужно больше внимания уделять пациентам — значительно больше. Нужно бы хотя бы вывесить в «уголках пациентов» списки — кому и что положено. Не забывать разъяснить об этом и на приёме: пятнадцать секунд, и пациент вооружен необходимой информацией. Хотя всё висит на сайте, но далеко не все туда заходят. Больной ждёт полезного совета от своего врача.
Опытом работы по лекарственному обеспечению населения поделилась на совещании заместитель генерального директора государственной аптечной сети «Брянскфармация» Полина Семёнова.
В каждом районе области предприятие имеет аптеку или аптечный пункт, которые отпускают лекарства льготникам: и региональным, и федеральным.
Очень много нареканий приходится выслушивать первостольникам: люди жалуются на то, что им якобы не то отпускают. Но факт есть факт — почти все, кто приобретает лекарства, совершенно не владеют информацией о том, что действуют фармацевты строго в рамках законодательства. Приходится это объяснять человеку, уже стоящему у аптечного окошечка, тратить много нервов — иногда ведь попадаются очень настойчивые покупатели.
Часто врачи выписывают такие препараты, которые уже исключены из формулярного перечня. Или такие таблетки, которые применяются только для профилактики, а не для лечения. Вот с таким рецептами и приходят люди в аптеку, не подозревая, что доктора, выдавшие их, уже спровоцировали конфликтную ситуацию.
Почему так получается? Врачи же не умышлено так поступают. По незнанию. Они не имеют доступа к тем перечням и остаткам товаров, которые есть в аптеках.
Все районы подтверждают, что выписка лекарств в электронном формате идёт, но она идёт из одного кабинета: приходят в кабинет с бумажкой, осуществляет выписку специалист, который вооружен компьютером, но что выписали, не видно. И оказывается, что многие районные поликлиники, в результате, выписали то, что они даже не заявляли. Или то, что уже выбрано.
Что делать? Установить прямой и тесный контакт поликлиник с аптеками. Чтобы не получалось так, что у некоторых пациентов, когда выяснили истинное положение дел, лекарств было припасено на полгода вперёд, а другие из-за таких запасливых оставались наедине с жизненно важной проблемой. Положено получать таблеток на полтора месяца, а человек получал их каждый месяц. Достаточно одной упаковки — все же рассчитано, а выписывают по две — как бы «не жалко».
Должно быть так: у каждого доктора свой персональный компьютер, информация о выписке сразу же должна идти в аптечное звено. Докторам стационаров необходимо указывать всё в международных непатентованных наименованиях. Не нужно провоцировать новые жалобы в ситуации, когда к первичному звену приковано внимание на всех уровнях.
Как показывает практика, девяносто пять процентов жалоб — необоснованные. И они возникают как раз из-за того, что врач не хочет разговаривать с пациентом, а посылает его разбираться со своими проблемами в департамент. Но у всех же достаточно собственной компетентности, есть медицинское образование, есть дипломы — не надо никого отфутболивать, первичное звено — как раз то самое место, где человека, попавшего туда со своей проблемой, надо окружать теплом и заботой со всех сторон. А в футбол можно поиграть и на спортивной площадке, чтобы снять стресс и напряжение после трудного дня, а на следующее утро встречать своих пациентов вежливо и грамотно им всё разжевывать, если они чего-то недопонимает.
Сейчас по медицинским учреждениям часто прогуливаются представители разных фирм, рекламируют «хорошие препараты» и дают врачам «рекомендации». И что? Врачи сходу выписывают рецепты, пациенты приходят в аптеки, где выясняется, что это даже не лекарство, а биологически активная добавка, которая плюс к тому не входит в формуляр. Это одна сторона проблемы. А «обратная сторона Луны» — скандал. Доходит и до Минздрава РФ, всё зависит от степени активности пациента: «Мне выписали — дайте! Не уйду, пока не получу».
Как наладить тесное взаимодействие между врачами и первостольниками аптек, вынужденными держать оборону на переднем крае — у своего окошечка — и давно изучившими для себя лично все меры профилактики инфаркта миокарда?
Главный врач первой городской поликлиники Брянска Ирина Агафонова предложила проводить круглые столы с привлечением не только представителей фармацевтического и медицинского сообществ, но и ведущих специалистов департамента здравоохранения, на которых можно подробно обсуждать все накопившиеся проблемы и сразу же принимать соответствующие координирующие решения. На данном этапе, когда в соответствии с указаниями президента страны пойдёт активная отладка первичного звена, такие обсуждения могут быть регулярными — даже несколько раз в год, в дальнейшем — после очередного анализа ситуации. Только подойти к организации проведения круглых столов нужно строго — не так, как это бывает «кое-где у нас порой»: «Пять минут позора, а потом опять что хочу, то и ворочу».
Можно действовать еще оперативнее: к поликлинике прикреплена аптека, проводится планерка — на неё можно приглашать заведующую аптекой, которая получит от своего руководства соответствующие указания и которая тоже заинтересована в правильной отладке взаимодействия.
Отчего случаются разные недоразумения? Главный врач четвёртой городской поликлиники Брянска Сергей Карпенко акцентировал внимание на дефиците кадров: не хватает участковых врачей-терапевтов. Если не принять срочных мер по реформированию этой службы, проблемы и жалобы будут возникать постоянно. На сегодняшний день ситуация такова, отметил Сергей Карпенко, что врачи просто перегружены. Они могут стараться, но из-за дефицита кадров возникает и дефицит времени. Надо всю проблемную цепочку рассматривать на всём её протяжении.
Столичный пример. В Москве нашли возможность освободить врача от всего, что не связано с его функциями. Он должен послушать пациента, обследовать, поставить диагноз и назначить лечение. Всем остальным занимаются другие службы. Система информатизации отлажена так, что ничего лишнего и не выпишешь. Может быть, отправить делегацию в столицу за опытом?
Главный врач второй городской больницы Брянска Александр Хлиманков также отметил, что терапевтическая служба на сегодня укомплектована всего на пятьдесят процентов, участковые терапевты не знают своих пациентов и индивидуально с ними не работают — то есть, не разговаривают, не до того. Опять же, не хватает на это времени. Конечно, в такой ситуации без жалоб не обойтись. Но кроме того сегодня пациенты обращаются и в суд, а это чревато материальными издержками. Информационная «поддержка» сейчас настроена таким образом, что во всех грехах врач или фармацевт виноваты априори: не выписал, не отпустил — разбираться в ситуации подробно просто лень. Тем не менее, работая в таких условиях, нужно переформатировать первичное звено, чтобы работать с населением плотнее.
Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения области находится примерно на таком же уровне, как и в других областях ЦФО. Но к 2024 году эта проблема, как и все остальные задачи, обозначенные в национальном проекте «Здравоохранение», должны быть решены. Как это сделать и что нужно сделать? Об этом на совещании рассказала начальник кадровой службы департамента здравоохранения Брянской области Ирина Кузьмина.
Врачей к тому времени (не такому уж и далекому — раскачиваться некогда) должно быть на территории области 4905. Такой прекрасной цифры у нас в области не было даже в славные советские времена.
По факту в 2019 году после окончания специалитета и ординатуры в область пришли работать восемьдесят девять человек. Из них только шестнадцать человек — в участковую службу: педиатрами и терапевтами. Почему ускользают «целевики»? Еще в 2013 году заключались договоры о целевом обучении, но без мер социальной поддержки. Они были прописаны в договорах только в 2014 году. Поэтому «теплится надежда», что только в 2020 году кто-то из свежих кадров в нашей областной системе здравоохранения всё-таки найдёт себе место.
Однако ветры дуют холодные. Уже сейчас пошли в департамент родители с детьми, которые захотели разорвать отношения. Удивительно, но они готовы возвратить затраченные на них средства, а некоторые даже хотят компенсировать затраты в двойном размере со штрафными санкциями. С чего бы так? Да вот как раз и не хотят работать в этом самом первичном звене. Не случайно ведь президент страны обратил на это звено беспокойное внимание. Понятно, что простым латанием дыр не обойдёшься, в «консерватории» надо что-то менять, и это уже делается. Ну, не работает система — кому не видно. Уже и пряником с начинкой не заманишь пошедшее в медицину, разумеется, по зову сердца, а не за длинным капиталистическим рублём молодое дарование.
Со средним звеном поспокойнее. Казалось бы, целых три учебных заведения готовят специалистов и можно не волноваться. Однако и тут утечка мозгов имеет место быть, причем в таком масштабе, что впору задуматься, а не на ветер ли деньги?
После качественной подготовки и получения медицинских знаний «частично оперившиеся птенцы» сразу и улетают прямо из гнезда в «тёплые» края. Крылья-то по действующим нормам и правилам не подрежешь, не заставишь клевать местный корм. Тем более, что квартирный вопрос, пока не совсем решенный даже для врачей (в части стоимости одного квадратного метра), никак не задел фельдшеров.
Проблема обеспечения фельдшерскими кадрами актуальна не только для нашей области. Это подчеркнула в своем выступлении на совещании директор Брянского медико-социального техникума Вера Пёхова. Кадры на село — в фельдшерско-акушерские пункты, которые также твёрдо решил воскресить по всей стране Владимир Путин, — не идут работать. В прошлом году, например, только два человека оценили и полюбили сельские просторы и пошли трудиться на районный уровень.
Сергей Карпенко заглянул в перспективу и рассказал о том, что в американских штатах уже есть такие учреждения здравоохранения, где на приёме сидят… роботы. Ну, да: американский человек приходит, рассказывает о своей болячке подробно и робот-доктор немедленно ставит диагноз. Причем, как оказалось, «железяка» никогда не ошибается. Фантастика? Да нет — уже ведь эффективно работают эти электронные помощники.
Пока для нашего обыкновенного пациента и даже для врачебного сообщества это перспектива кажется далёкой. Но ведь не так уж давно мы и на простой компьютер смотрели с осторожностью — не укусит ли? Кое-что уже делается и в нашей стране. В Сколкове, например, разработали систему, которая сама ставит очные диагнозы по снимкам. Сделали снимок, отправили и тут же — мгновенно — получили ответ.
Если всё в нашей медицине теперь будет развиваться такими же бурными темпами, какими обновилось правительство страны, то к 2024 году, «железный терапевт» вполне может появиться на приёме и в каком-нибудь нашем продвинутом учреждении: да хотя бы для начала в клинико-диагностическом центре — он по многим направлениям форейтор прогресса.
Ну, а пока спустимся на землю.
— Мы не решим эту проблему, — сказала Вера Пёхова, у которой за плечами большой опыт работы в системе медицинского образования, — пока не будет целевого набора. Должен быть либо указ или решение Правительства Брянской области, либо решение Брянской областной думы, а, может быть, совместное решение, согласно которому глава муниципального образования должен будет нести ответственность за развитие первичного звена медицины в своем районе.
Действительно, как-то косо получается: президент страны дальнозорко видит дыры в первичном звене здравоохранения, а на районном уровне как бы «глаз замылился». Надо бы помочь со зрением. Должна быть единой стратегия.

Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---