Татьяна МАРКИНА: «Заразиться может любой человек в любое время…»

14 марта 2019

Медики научились бороться с инфекционными болезнями и достигли таких рекордов, что многие прежде опасные микробы даже не рискуют появляться в нашем, человеческом, окружении. Кажется, что мы их как бы победили. На самом деле это только иллюзия — они отступили, ушли в глубокое подполье и притаились до поры до времени: ждут благоприятных условий. На границе тучи ходят хмуро — расслабленная в медицинском плане Украина, например, уже растерялась от нападения забытой кори, заболеваемость там угрожающе растёт. Совсем рядом. А кроме чисто медицинской проблемы это ведь ещё и большой ущерб экономике. Инфекционные болезни не собираются отсиживаться в обороне, приобретают в «ходе боёв» лекарственную устойчивость и переходят в наступление — «они возвращаются». Насколько успешно мы на своей территории держим оборону? Об этом рассказывает главный врач Брянской областной инфекционной больницы Татьяна МАРКИНА.

— Татьяна Петровна, только что прошла междисциплинарная научно-практическая конференция, посвященная решению проблем социально-значимых инфекций, в которой приняли участие врачи-инфекционисты, терапевты, фтизиатры, наркологи и эпидемиологи. К этим проблемам сегодня повышенное внимание со стороны всех служб?
— Мы оценивали работу инфекционной службы в целом за прошлый год. Но так как конференция была междисциплинарная, в ней участвовали и представители других медицинских учреждений. Успеха в борьбе с инфекционными заболеваниями можно добиться только при комплексном подходе.
О реализации государственной стратегии по ВИЧ-инфекции на территории Брянской области рассказала главный врач Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Анастасия Инчина. Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник специализированного научно-исследовательского отдела эпидемиологии и профилактики СПИДа Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора Алексей Кравченко рассказал на конференции о клинических показаниях для обследования на ВИЧ-инфекцию и новых подходах к лечению. Кандидат медицинских наук, заместитель главного врача областного противотуберкулёзного диспансера Елена Сочень доложила об эпидемиологической ситуации по туберкулёзу у больных с ВИЧ-инфекцией на территории области. Медицинским аспектам работы наркологический службы посвятил своё выступление кандидат медицинских наук, главный врач областного наркологического диспансера Владимир Харитоненков. Заведующая областным гепатологическим центром Орловской области Виктория Адоньева поделилась опытом терапии хронических гепатитов. Мы очень тесно сотрудничаем с этим гепатологическим центром. В Орле уже несколько лет хорошо работает региональная программа по лечению гепатитов В и С за счёт регионального бюджета. Виктория Сергеевна убедительно показала, насколько эта программа эффективна и рациональна. Там очередности для пациентов, наждающихся в лечении хронического вирусного гепатита, нет. Установлен диагноз, и пациент не ждёт развития цирроза печени — он сразу получает необходимое лечение.
— Как у нас решается проблема очередности?
— В настоящий момент она стоит очень остро. Нам нужны дополнительные средства для лечения гепатитов В и С за счёт регионального бюджета. В нашем гепатологическом центре есть лист ожидания, в него по решению врачебной комиссии вносятся пациенты, нуждающиеся в противовирусной терапии. Вот в этом листе сейчас около двухсот пациентов. Это те, кто нуждается в лечении в первую очередь.
— И сколько же в этой очереди может простоять двухсотый пациент?
— Он может ожидать лечения до двух лет. Сто восемь пациентов было пролечено в 2017 году. В 2018 году около ста двадцати человек. Вот эта очередь из двухсот человек и рассчитывается, исходя из наших возможностей, приблизительно на два года или чуть меньше. Но надо ещё учитывать, что она растёт.
Эти сто двадцать человек в прошлом году получили лечение за счет средств ОМС — тридцать два миллиона рублей. Финансирование идёт за счет средств обязательного медицинского страхования. В августе ТФОМС Брянской области дополнительно выделил нам девять миллионов рублей, что позволило взять пациентов, которые нуждались в лечении препаратами прямого действия. Лечение это дорогостоящее, на курс затрачивается около пятисот тысяч рублей. Схемы разные, но эффективность достигает девяноста семи процентов. Если бы не было поддержки со стороны нашего территориального фонда ОМС, мы бы просто не смогли пролечить этих больных.
— Как вы видите решение этого вопроса? Финансирование — всегда одна из самых трудных проблем.
— Финансирование должно идти через обязательное медицинское страхование и через региональную программу. Если бы было софинансирование из областного бюджета, ситуация могла бы резко измениться в положительную сторону.
— А в рублях это…
— Дополнительно на год нам требуется около ста миллионов. Всемирная организация здравоохранения определила стратегию лечения гепатита С и его ликвидацию как угрозы человечеству к 2030 году. По всем регионам страны активизируется работа по выявлению и лечению всех случаев хронического вирусного гепатита. Это ведь неуправляемая инфекция — нет вакцины. Заразиться может любой человек в любое время в любом месте. Ситуация в случае эпидемии гепатита С будет намного опаснее и серьёзнее чем в случае с ВИЧ-инфекцией. Вирус очень устойчив во внешней среде.
— Хотим мы или нет активизировать работу сейчас, но к тридцатому году в любом случае нужно угрозу ликвидировать в целом в стране?
— В мире. У нас есть специальные расчёты. В 2019 году подлежат лечению 660 человек. Разработан федеральный регистр лиц, инфицированных вирусными гепатитами В и С. Он ведётся на территории области в каждом районе и в каждом лечебном учреждении. У врача-инфекциониста есть доступ к этому регистру, в него в обязательном порядке вносятся все, у кого выявлены антитела хронического вирусного гепатита, или те, у кого установлен диагноз. Контроль за этим осуществляет заместитель главного врача Брянской областной инфекционной больницы Игорь Сергеевич Яковлев. Он ответственный за ведение регистра. На текущий момент у нас, по данным федерального регистра, 6963 таких пациента. Из них с подтвержденным диагнозом хронического вирусного гепатита 6449. У остальных выявлены антитела, но диагноз еще не установлен. Хронический вирусный гепатит В — 1203 человека, хронический вирусный гепатит С — 4774. Это большие цифры.
— Кто из листа ожидания в первую очередь подлежит лечению?
— Это люди с продвинутыми стадиями заболевания — цирроза печени. Но, если установлен диагноз, то любой больной подлежит лечению. Так и делается на тех территориях, где есть хорошее финансирование. Мы в первую очередь лечим тех, кто без лечения может просто умереть.
— Виктория Адоньева к нам из Орла приезжает регулярно. Мы какой-то положительный опыт орловчан перенимаем?
— У них больше диагностических возможностей. Гепатологический центр там находится в структуре многопрофильной больницы имени С.П. Боткина.
— Всё на месте?
— Да, это важно. Все намного удобнее для эффективного лечения. Тяжелых случаев и у них, и у нас достаточно, мы, конечно, обмениваемся опытом.
— Профилактика может сыграть какую-то существенную роль? Есть эффект от регулярных обследований? Или если заболел, то уж заболел?
— Мы всех нацеливаем на то, чтобы проходили регулярные обследования в нашем гепатологическом центре: клиническое обследование, ультразвуковая диагностика, фибросканирование печени. Наши специалисты смотрят за прогрессированием самого цирроза и фиброза печени. Если фиброз переходит во вторую или третью стадии, это обязательное показание для получения противовирусного лечения. Часть больных из очереди на получение лечения гепатита С идут на то, что покупают препараты сами. Привозят их из Белоруссии, Индии. Это дженерики, они дешевле оригинальных препаратов, люди приобретают их за свои средства, лечатся самостоятельно.
— Но под наблюдением специалистов…
— Конечно, они сдают анализы, мы контролируем ход лечения.
— Это же не только у нас такой опыт?
— Это на территории всей страны. Проблема очень актуальная. Далеко не везде есть достаточный охват больных противовирусной терапией. Мы в числе тех, кто активно лечит таких пациентов за счет средств ОМС. По сравнению с соседними областями у нас эта работа ведётся более активно, и специалисты у нас высококвалифицированные и опытные.
— Татьяна Петровна, а как идёт борьба с другим коварным врагом — с корью? В мире в целом заболеваемость растёт…
— У нас пока своих случаев кори не было. В прошлом году, правда, было два больных, но это «завозные» — из Москвы привезли нам «подарки». В области в этом плане пока всё спокойно. Охват вакцинацией высокий. Вакцинальная прослойка хорошая.
— Вакцинация — единственное эффективное средство борьбы с корью?
— Да. Почему страдает Москва? Потому что там очень плотные миграционные потоки. Много завозных случаев. Есть заболеваемость даже среди медицинских работников.
— Сейчас очень многие отказываются от вакцинации. Рискуют жизнью?
— Рискуют. Очень в этом плане страдают, например, Дагестан, Чечня… Те территории, где население отказывается от вакцинации по религиозным соображениям. Не вакцинируют детей. И там есть корь, и заболеваемость растёт. Но в Центральном федеральном округе пока таких «отказников» практически нет.
— Однако жители не привитых территорий путешествуют по стране, корь катается вместе с ними… Получается, что во избежание контакта безопаснее работать в своей области…
— И обязательно вакцинироваться. Детям — строго обязательно!
— А взрослым? Поздно пить «Боржоми»?
— Нужно ли повторно прививаться или нет, позволяет выяснить оценка поствакцинального иммунитета. Если иммунитет снижен, нужно дополнительно привиться.
— Главная проблема, которая не даёт покоя главному врачу?
— Это строительство инфекционной больницы. Мы находимся в центре города, а здания, наши корпуса, очень старые — их строили ещё братья Могилевцевы в позапрошлом веке. Конечно, приятно осознавать историческую значимость, но они уже не отвечают никаким санитарным нормам. Мы встречаемся со всеми возможными и невозможными инфекциями, есть и холерные боксы…
— В центре города…
— Нам очень и очень нужен новый лечебный корпус. На этом участке, на нашей территории, строительство невозможно — рядом с нами находятся на расстоянии менее ста метров жилые здания. Корпус должен быть современным, оснащенным новым оборудованием, и условия как для работы персонала больницы, так и для наших пациентов должны соответствовать предъявляемым к нашей, подчеркну — инфекционной службе, требованиям. Уже выделен гектар земли, теперь дело за финансированием. Пока планируется строительство лечебного корпуса на девяносто коек, но служба будет развиваться.

Беседовал
Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---