Самое лучшее — не всегда самое дорогое

31 мая 2010

Каждый год от сахарного диабета и его осложнений на планете умирает 4 млн. человек. Один человек каждые 10 секунд. Это больше, чем от СПИДа и туберкулеза, и показатели заболеваемости катастрофически прогрессируют — к 2030 году количество заболевших сахарным диабетом достигнет, по оценкам Международной диабетической федерации, 485 млн. Почти столько сегодня составляет население Евросоюза.

Страшные цифры и страшная тенденция, в основе которой лежит специфика современной цивилизации, в условиях которой человек ведет малоподвижный образ жизни и потребляет отнюдь не здоровую пищу. Среднестатистический россиянин, к сожалению, именно в этом не отстает от цивилизованного европейца. Для нас свойственно довольно равнодушное отношение к своему здоровью, снисходительное отношение к чрезмерному употреблению алкоголя, курению, а самое главное — отсутствуют ценности, определяющие сохранение хорошего здоровья как важнейшего мерила успеха и благосостояния.

Вот и получается, что лет в 45—50 пациент, обратившийся, наконец, к врачу с серьезными жалобами на зрение или почки, получает страшный диагноз — сахарный диабет в стадии поздних осложнений. Не за горами оказывается слепота и ампутация ног, а всего-то и надо было немного раньше обратить внимание на такие симптомы, как утомляемость, потоотделение, жажда, частое мочеиспускание. Или еще раньше, начиная, примерно с 40 лет: раз в год измерять уровень сахара крови — пятиминутная копеечная процедура. Кстати, всего 30 минут легкой ежедневной зарядки на 80% снижают риск возникновения сахарного диабета второго типа.

Но у нас в стране, к сожалению, не принято обсуждать диабет. Знаменитости свои болезни скрывают, журналистам интереснее писать о «модных» модификациях вируса гриппа. Поэтому у нас каждый сам себе доктор и в профилактике, и в диагностике этого заболевания — идея обязательной диспансеризации и измерения уровня сахара крови людям старше 40 лет затерялась в переулках коридоров власти.

ООН в 2006 году приняла специальную резолюцию по сахарному диабету (единственному неинфекционному заболеванию, принявшему характер пандемии в мировом масштабе), в которой первоочередной мерой борьбы с его распространением признается повышение информированности населения об опасности диабета и его осложнений, факторах риска, методах профилактики и ранней диагностики.

Как часто мы видим социальную рекламу о профилактике диабета второго типа? Или слышим о проблемах и нуждах людей, вынужденных делать по три — шесть инъекций инсулина в день? А ведь их в нашей стране считают инвалидами. Из страха «как бы чего не вышло» детей с диабетом не пускают в спортивные секции и турпоходы, бдительные граждане таращат глаза и вызывают милицию, увидев в кафе подростка, делающего себе укол инсулина.

— Да, изначально это был сильнейший шок. Но спустя восемь лет могу с уверенностью сказать, что с диагнозом «сахарный диабет» можно и нужно жить полноценной и счастливой жизнью, — рассказывает мама десятилетней Светланы, — главное, самим этого очень сильно захотеть и очень постараться. Государство дает больным диабетом много льгот, обеспечивает новейшими импортными препаратами. Но вот, например, инсулиновая помпа — последнее слово в инсулинотерапии — большинству из нас недоступна.

Конечно, инсулиновый дозатор стоимостью три тысячи долларов как помощь хотя бы детям с диабетом для нашей страны — роскошь. Большое достижение уже то, что все без исключения дети обеспечиваются импортными инсулиновыми аналогами, дающими наилучшую компенсацию заболевания. И большинство родителей с тревогой ждут восемнадцатилетия своих детей… Хотя, возможно, в скором времени ситуация изменится, и современные методы лечения будут обеспечиваться государством вне зависимости от возраста пациента. Уже сегодня известно, что «заоблачные цены» импортных производителей лекарств — не более, чем миф. Например, зарегистрированная Росздравнадзором цена на инсулиновые аналоги датской компании — лидера в области лечения диабета, значительно ниже, чем любая соответствующая позиция у всех фармкомпаний, включая отечественных производителей.

Так что, самое лучшее это не всегда самое дорогое. Тем более, что экономить на диабете для государства — себе дороже. Госрасходы на борьбу с диабетом ежегодно составляют приблизительно пятнадцать процентов бюджета здравоохранения, из которых семьдесят процентов затрат уходят на борьбу с поздними осложнениями этого заболевания. Инфаркты, инсульты, нефропатия, поражения периферической нервной системы, ампутации ног, слепота, наконец, миллионы безвременно ушедших людей трудоспособного возраста… Если подсчитать экономический ущерб от всех этих страшных последствий, становится очевидно, что гораздо выгоднее их предотвращать.

В Правительстве РФ подсчитали, что увеличение финансирования подпрограммы «Сахарный диабет» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007 —2011 гг.)» приведет к колоссальному экономическому эффекту. Снижение уровня заболеваемости и потерь, наносимых тяжелыми осложнениями, это, в конце концов, не только счастливые семьи, но и трудоспособные рабочие руки.

Юлия Кириенкова,
региональный менеджер
ООО «Ново Нордиск»

Категории:


Комментарии

---