Лариса КУВАЕВА: «Лучше зубик полечить…»

7 августа 2018

Заведующая детским отделением №2 Брянской областной стоматологической поликлиники Лариса КУВАЕВА уверенно гарантирует: «Если ребенка принесли к нам на профилактический осмотр в первые дни его жизни и потом он регулярно посещал своего доктора, у него есть стопроцентный шанс сохранить свои зубы здоровыми до глубокой старости».

— Лариса Владимировна, кто ваши пациенты?
— Дети с момента рождения до восемнадцати лет. Как только «ребенку» исполнилось восемнадцать, он переходит в поликлинику для взрослых. Раньше мы лечили детей до пятнадцати лет, но в девяностые годы численность детского населения в стране стала падать и нам «прибавили еще три года».
— Совсем самостоятельные граждане…
— Да. К нам приходят уже и мамочки, которые стали на учет по беременности. Детский стоматолог — универсал. Он лечит зубы и детские, и взрослые. Врачи, которые работают со взрослыми пациентами, стараются с детьми не связываться — к детям, во-первых, нужен особый подход, а, во-вторых, нужны особые знания: нужно точно понимать, как лечить на определенном этапе. Даже опытные наши коллеги-стоматологи приводят своих внуков к нам, сами не лечат.
— Детская стоматология сложнее и ответственнее?
— Везде свои сложности, но со временем нарабатывается свой опыт, что очень важно. Не все хотят работать с детьми. У нас буквально за последние два месяца уволились два молодых доктора — не отработали даже года. Сказали, что очень тяжело, а заработная плата не совсем та, на которую рассчитывали. У нас работают молодые специалисты — все, в основном, иногородние, все живут отдельно от родителей, снимают квартиры, они хотят зарабатывать больше. Уходят на взрослый приём и в частные клиники.
— И сколько врачей осталось?
— Семь: четыре врача пенсионного возраста и три молодых доктора. На тысячу человек детского населения должен быть один детский стоматолог. В Бежице двадцать семь тысяч детей. Легко подсчитать, сколько в нашей детской поликлинике должно быть специалистов.
— Кадровая проблема, можно сказать, острая?
— Да. Поэтому, когда люди жалуются на то, что трудно взять к нам талон, причину отыскать легко — врачей-то не хватает.
— Доходчиво объясняем, что беречь здоровье нужно смолоду, ходить регулярно на профилактику, лечить всё на ранних стадиях, а в детской поликлинике очереди…
— Причем, иногда очень длинные. Особенно в летний период: к бабушкам и к дедушкам привозят на каникулы внуков из других регионов, и они тоже приходят в нашу поликлинику лечиться. Нет детских стоматологов в районах области: к нам приезжают из Сельцо, из Глинищева, из Дубровки, из Жуковки, из Фокино, из Шибенца — это как бы с нашей стороны, те населенные пункты, которые ближе к Бежице, но приезжают и из Карачева, и из других городов. Даже из тех, где есть стоматологи: под любыми предлогами они стараются направить детей к нам. В отличие от врачей-педиатров, у нас нет приписного населения. В педиатров есть свои участки. У нас нет.
— Помощь-то у вас бесплатная, а специалисты опытнейшие — папы с мамами это знают, хотят попасть на приём сюда, на Куйбышева, 19.
— Мы оказываем медицинскую помощь детям бесплатно, но для желающих есть и платный кабинет. Важно, что и ортодонтическая помощь у нас бесплатная. Практика показывает, что в результате недостаточной профилактики патология прикуса у детского населения достигла девяноста процентов. Из десяти осмотренных детей девять нуждаются в ортодонтической помощи! Создалась очередь на бесплатное лечение. Чтобы провести его качественно, нужно только на обследование каждого ребенка потратить полтора часа. Потом нужно снять модели, сделать слепки… Пациент уже может быть отпущен, но время-то врач все равно должен затратить на это.
В областной стоматологической поликлинике тоже есть три доктора-ортодонта, но родители говорят, что это далековато и хотят получить лечение здесь. Хотя на той же маршрутке нужно проехать всего несколько лишних остановок. У нас висит объявление, но не все еще его прочитали, а многие просто считают, что на Станке Димитрова поликлиника только для взрослых. Мы объясняем, что можно спокойно записаться на приём по телефону и проехать эти несколько километров, затратить десять лишних минут. Это же гораздо спокойнее, чем биться здесь за талон. К ортодонту ведь не нужно ходить часто. Назначил врач посещение через полгода, через полгода и надо приходить на приём. Но обязательно. Даже если кажется, что всё хорошо, нужно прийти.
— Есть план?
— Пятнадцать человек в день должен принять каждый доктор. Но принимают больше. Острая боль — внеплановая. План есть, в нём четко прописано, какого числа какой сад мы должны осмотреть. В сады и школы выезжают и бригады специалистов разного профиля, в составе выездной бригады обязательно присутствует и наш доктор.
— В каком возрасте чаще родители приводят к вам детей?
— С семи до десяти лет — период смены зубов, эти дети в большинстве своём идут к хирургу. А лечение молочных зубов начинается у некоторых детей и с двух лет. С двух до девяти лет идёт лечение молочного прикуса, с семи до десяти — смена молочных зубов, часть зубов приходится удалять. После десяти лет — постоянный прикус, приходят реже…
— На профилактику приходят?
— Если родители замечают у ребенка кариес, то приводят его уже на лечение, но у нас есть смотровой кабинет, есть выделенное время, и в этот кабинет можно прийти без талона — с полдвенадцатого до часа дня. Там всегда поток пациентов, всех осматриваем, если требуется мелкая обработка зуба, доктор её сразу делает.
— То есть таких мальчиков и девочек, которых приучили правильно следить за зубами, все больше?
— Сами редко приходят. В основном, в этот кабинет направляют детей врачи-педиатры. Они проводят осмотры в детских садах. Раньше проводилась диспансеризация детей с года. Исполнился ребенку год, его направляли к нам. Это было очень хорошо. Ребенок переходит от грудного вскармливания к общему столу, идёт отказ от сосок, переход к грубой пище, начинается чистка зубов — очень важно посетить стоматолога в этот период, но сейчас эта «годовалая» диспансеризация отменена. Ввели осмотр в один месяц — это нужно, и это хорошо, но потом приходят в два года. А зубы к этому времени, как правило, не чищенные, дети не умеют правильно жевать — их никто не научил. Потом идёт плановая диспансеризация в четыре года, хотя с трёх до пяти лет в зубах не происходит никаких перемен. Лучше бы, я считаю, вместо этого осматривать детей в год. Те, кто успел пройти «годовалую» диспансеризацию, приходят к нам к двум годам в полном порядке: ни ночного кормления, ни сосок не практикуется. Многие родители ведь любят подкармливать малышей по ночам — напитки разные дают, а этого делать не следует, пить нужно только воду — всё остальное считается питанием. Микроорганизмы говорят таким родителям «большое спасибо!», они успешно живут и размножаются во рту. Налет пищевой облепляет зуб, его и кушают нехорошие микробы, выделяя ответно кислоту. До трёх лет именно из-за этого пищевого налёта и портятся детские зубки. Сладкий чай, компотик, кефирчик… Те, кто побывал у нас в год, знают, что этого делать нельзя, и плюс к тому они умеют грамотно чистить зубы ребенку: и щеточки, и пасты покупают правильные. А те, кто не был у нас, говорят, что даже не знали, что нужно с самого раннего возраста чистить зубы.
— Лариса Владимировна, как быть с кариесными молочными зубами: их обязательно нужно удалять или они и сами выпадут, когда придёт время?
— Я училась в Твери, между Питером и Москвой — то есть между двумя школами — московской и питерской. Там работали на кафедрах профессора и из Питера, и из Москвы. И вот питерская школа советует не трогать молочные зубы. Если он не болит и не тревожит ребенка, то может благополучно дотянуть и до самой смены — до десяти лет. Даже если боковой зуб болит, хирург постарается его не удалять. Боковые зубы надо лечить, потому что они, во-первых, способствуют росту челюстей, а, во-вторых, когда растут постоянные зубы — шестые, они не меняются, растут со всеми молочными. При раннем удалении происходит смещение. Поэтому мы считаем, что лучше зубик полечить, если это возможно, но не удалять.
— Главный ваш враг — кариес? Он никак не хочет сдаваться. Как его предупредить?
— Кариес — это убыль кальция из зубов. Плюс зубной налёт. Есть и генетическая предрасположенность.
— Мало — правильно чистить зубы, надо ещё и правильно питаться?
— Молочные зубы закладываются ещё до рождения. Тут уже мама должна правильно питаться. Чтобы все сформировалось правильно, её кальций уходит ребёнку. Но этого ему недостаточно. Молочные зубы недостаточно минерализованы. У многих детей аллергия на молочные продукты, они сидят на диете, им нужны препараты кальция — их должны назначать врачи-педиатры.
— Лучше всего — понятно — грудное молоко, а потом что: магазинное?
— Лучше не молоко, а кисломолочные продукты. Кефиры, йогурты, сыры…
— Давным-давно, когда зубных щеток не было, вместо них использовали обыкновенные яблоки.
— Я всегда говорю родителям, которые приходят с маленькими детьми, чтобы они приучали своих малышей к жесткой пище, чтобы обязательно давали им фрукты и овощи: морковь, яблоки, груши, огурцы — они способствуют самоочищению зубов. Плюс к тому они дают определенную нагрузку и челюсти начинают лучше развиваться.
— А конфетки?
— Конечно, сладкое от ребенка, если у него нет аллергии, трудно спрятать, все покупают. Но нужно хотя бы добиться того, чтобы контакт сладости с зубами был меньше. Если дать «килограмм» конфет и растянуть их «приём» на день, это будет очень плохо. Лучше одну конфетку, после которой обязательно прополоскать рот или съесть на десерт яблоко, чтобы опасную сладость счистить с зубов. Самые вредные для зубов конфеты — леденцы. У маленьких детей они ещё и травмируют нёбо. Нам часто приходится ушивать поврежденные места после этих травм. Длительный контакт — это первый вред, разгрызание, приводящее к повреждению эмали, — второй.
— Еще одно массовое увлечение — жевательные резинки.
— Маленьким детям это не нужно совсем, а взрослым после еды пять минут можно пожевать. Не для очищения полости рта, а для лучшего пищеварения. Жевать дольше, а тем более на пустой желудок — очень вредно. Сок выделяется, а пищи нет. Желудок переваривает сам себя.
— От горячего чая может эмаль потрескаться?
— Может, особенно если после него полакомиться мороженым. Некоторые взрослые практикуют «эффект контраста»: после горячего, обжигающего, кофе, выпивают сок из холодильника. Этого делать категорически нельзя. Всё горячее — с пылу с жару — вредно не только для зубов, горячие напитки могут вызывать ожоги слизистой, они вредны и в целом для пищеварения.
— Лариса Владимировна, в вашей практике был хоть один ребенок, который не боялся?
— Да. Такие дети бывают. Их, кстати, большинство.
— Девочки или мальчики смелее?
— Мы заметили, что у нас смелее девочки. Мальчики более трусоваты. И что интересно: самые хулиганистые — самые трусливые. Они в школе девочек смело дёргают за косички, а в кресле стоматолога дрожат от страха.
— А взрослые?
— Больше всего боятся манипуляций люди в форме — военные и полицейские. Они могут и в обморок упасть.
— В боевых действиях врукопашную или в атаку с гранатой идти не боятся, а при виде шприца вжимаются в кресло?
— Да. Не все, конечно, но многие.
— И как же вы их успокаиваете?
— Как детей: и «заинька», и «котик», и другие ласковые слова применяю.
— Родители как-то должны настраивать своих маленьких «котиков»?
— Обязательно. Они приходят и сходу: «Ой, мы боимся!..» Ну, вы бойтесь, но ребенку-то об этом не говорите. Настрой играет очень большую роль. Иногда приходится уговаривать детей сделать анестезию. Но после того, как мы сделали её, в следующий раз ребенок сам уверенно просит: «Мне только с укольчиком!» Анестетики у нас хорошие, современные: две – три минутки… и можно работать.
— Чтобы совсем не бояться, с какого возраста нужно ежедневно чистить зубы?
— С момента прорезывания первого зуба. Раз он появился, на него налипает налёт. Родители должны его чистить. Многие этого не знают, но в аптеках продаются специальные влажные салфеточки для обработки зубов самым маленьким. Можно снять пищевой налёт и обычным ватным диском, смоченным в воде. Ближе к двум годам пора приобретать детскую щеточку с толстой ручкой, чтобы ребенку удобно было её держать. Но нужно усвоить, что чистить зубы он должен под контролем родителей: нужно, чтобы он получил навыки, можно даже взять его за руку и вместе сделать правильные движения, которые он запомнит. Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние — снизу вверх. Поперечные движения могут травмировать межзубной сосочек и вызывать кровоточивость десен.
— Электрические щётки не опасны?
— Нет. Они очень хорошо чистят. И детям нравится — они как игрушка.

Беседовал Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---