Только бы подлечиться малость…

4 февраля 2018

Главный внештатный гериатр департамента здравоохранения, заведующая гериатрическим центром госпиталя для ветеранов войн, врач-гериатр Валентина Ярышева.

— Год от года населения пожилого и старческого возраста в России становится всё больше, — говорит начальник госпиталя Сергей Олейник, — и это, конечно, не может оставаться без внимания органов власти. — В феврале 2016 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», в котором большой раздел посвящен оказанию медицинской помощи, дано указание регионам развивать сеть гериатрических кабинетов и развертывать гериатрические койки, что стало стимулом для Министерства здравоохранения начать активно развивать это направление. Был издан приказ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю гериатрия» — всеобъемлющий документ, который четко определяет, кто, на каком уровне, с каким оснащением должен оказывать эту помощь, каков порядок движения пациентов, порядок взаимодействия с другими медицинскими службами, и что очень важно — с социальными службами.
В Брянской области 20 февраля прошлого года вышел приказ департамента здравоохранения №181 «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» на территории Брянской области». Есть дорожная карта развития гериатрической службы на 2017 – 2018 годы. В соответствии с этим приказом в 2017 году было проведено обучение врачей, медицинских сестёр, госпиталем для ветеранов получена лицензия на оказание гериатрической помощи. Уже с конца прошлого года эту работу начали проводить, хотя она еще не отражалась в документах ТФОМС, но на восемнадцатый год гериатрия уже вошла в систему ОМС. С первого января официально в полном объёме проводится эта работа и соответственно выделяются необходимые средства. Работа трудоемкая, потому что она касается не всех пожилых, а только пациентов со старческой астенией — ослабленных людей. Им требуется и дополнительный уход, и дополнительное внимание всего персонала — от врача до санитарки, требуются особые подходы к лечению, потому что с возрастом меняется метаболизм организма, меняется сам ход течения заболеваний. В госпитале мы на сегодняшний день развернули тридцать гериатрических коек и в поликлинике открыли кабинет гериатрии.
Конечно, при подготовке к открытию нового отделения строго учитывался этот нюанс, на который обратил внимание Сергей Олейник: работа с престарелыми, ослабленными людьми — дело не только хлопотное, но и очень тонкое: одно неласковое слово может принести непоправимый вред. Поэтому весь персонал прошел специальное обучение на базах лучших учебных заведений.
— Это первое, что мы должны были сделать: — говорит главный внештатный гериатр департамента здравоохранения, заведующая гериатрическим центром госпиталя для ветеранов Валентина Ярышева, — обучить людей. Обучение прошли двадцать восемь врачей, все они получили сертификаты. В районах области — практически во всех — есть свои врачи-гериатры, которые могут оказывать амбулаторную помощь, а наш госпиталь — это гериатрический центр. В нем работают восемь врачей-гериатров. Задача моя как главного внештатного гериатра департамента здравоохранения, эту службу развивать — мы ведь только начали работать. На базе нашего медико-социального техникума имени академика Амосова прошли обучение двадцать две медсестры. Половина из них — медсестры нашего центра. В октябре прошлого года мы также получили лицензию на открытие кабинета амбулаторного приема по гериатрии.
Задумывалось это все так, что гериатрическую помощь должны оказывать не только медики, но и социальные работники. В порядках оказания гериатрической помощи предусмотрено, что должен быть врач и две медсестры на двадцать тысяч человек населения и один социальный работник. Соцработником может быть сиделка, ухаживающая за пожилым или престарелым человеком, которая может сходить в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами.
Службы разные, но работа должна быть совместной. Координировать её, видимо, должен будет гериатрический центр. Не зря же у него такое название — «Центр». В областном госпитале для ветеранов войн накоплен огромный опыт, здесь есть прекрасный персонал, есть все необходимое оборудование для диагностики и лечения. Демографическому аспекту развития общества в стране сегодня уделяется повышенное внимание. Курс на повышение рождаемости мы уже хорошо освоили, младенцев научились беречь, теперь пора вплотную заняться повышением продолжительности жизни, то есть охватить теплом и заботой всех нуждающихся в этом стариков — обеспечить пожилым и старым людям комфортное дожитие.
Гериатрическими пациенты становятся в преклонном возрасте: пожилые — с шестидесяти лет до семидесяти четырех лет; с семидесяти пяти до восьмидесяти лет — это старческий возраст, а с восьмидесяти лет люди становятся долгожителями. Но, конечно, далеко не все они с ослабленным здоровьем. Есть и в семьдесят, и в восемьдесят лет такие кадры, что многим молодым дадут фору по активности. Но есть много одиноких пожилых людей, некоторым даже некому хлеба купить, у них множество разных заболеваний — и гипертония, и проблемы с пищеварением, и сахарный диабет, и онкология, и сердечно-сосудистые заболевания, и старческая деменция.
На участке к такому пациенту обычно приходит участковый врач. И всё. Когда же такой пациент попадает в гериатрический центр, его лечат в стационаре. В госпитале для ветеранов войн два терапевтических отделения, которые и занимаются теперь такими пациентами — гериатрическими, которые проходят полное обследование, у них выявляют заболевания, лечат и дают рекомендации при выписке домой, в которых подробно расписано, что делать, какую таблетку когда пить, как ходить, как отдыхать, какой уход требуется. Этот пациент знает, что ему делать дома. И он, конечно, остаётся под контролем участкового врача и родственников, с которыми проводится отдельная разъяснительная работа.
Гериатрическая койка отличается от обычной. Сама койка функциональная, пациенты малоподвижны, поэтому возле каждой койки есть кнопка вызова персонала, длительность пребывания на гериатрической койке — восемнадцать дней, а не двенадцать, как на обычной.
— Чтобы попасть на эту койку, нужно получить комплексную гериатрическую оценку, — рассказывает Валентина Казимировна. — Бывают люди со светлой памятью и здравым умом, физически активные — им никак не поставишь диагноз «старческая астения». Пациенты проходят тщательное обследование — сначала в поликлинике, потом в отделении. Обязательно проводится остеоденсометрия. Не в каждой районной больнице есть такой аппарат, поэтому пациента после амбулаторного осмотра направляют на обследование в наш центр.
Гериатрических коек в центральных районных больницах пока нет, они есть только в гериатрическом центре. Но в перспективе, как обещает Валентина Ярышева, они появятся в районах обязательно. Служба будет развиваться.
Есть приказ, есть порядки оказания помощи, есть необходимое оборудование. Чтобы получить лицензию, нужно иметь все, что предусмотрено порядками оказания гериатрической помощи. Госпиталь соответствует всем требованиям. Чего не хватало, закупили. Нет проблем и с лекарственным обеспечением, есть своя аптека, закупают препараты. Если именно того препарата, который необходим данному пациенту в данный момент нет, аптекарская служба заказывает его и в течение максимум двух часов его привозят в госпиталь.
В апреле прошлого года Валентина Ярышева участвовала в работе Второго всероссийского конгресса гериатров в Москве, на котором главный гериатр России Ольга Ткачева обозначила цели и задачи по развитию гериатрии в целом в стране и в регионах, в профильной комиссии Минздрава России подробно разъяснили, что и как нужно делать. Только что, в декабре 2017 года, в столице прошел съезд по гериатрии и геронтологии. На нем уже шел некоторый обмен опытом, можно было получить ответы на все вопросы из уст компетентных специалистов высокого уровня. Но гериатры сейчас, в том числе и в нашей области, как бы первопроходцы, поэтому тот опыт, который накапливает с первых дней нового года гериатрический центр, потом, разумеется, будет активно использоваться по всей области. Из районов уже сейчас часто звонят и спрашивают, как поступить в том или ином случае. Важно ведь правильно выстроить всю систему: точно знать, что делать на уровне поликлиники или стационара.
Очень важно не путать гериатрические койки с паллиативными, которые в области также активно работают. Здесь есть шанс гарантированно вернуть пожилого пациента «в строй». И бабушки с дедушками на это надеются. У них, несмотря на слабость, глаза еще горят жаждой жизни. «Не стареют душой ветераны». Только бы подлечиться малость, да прибавить немного в весе… «И мы ещё споём!»
Первая задача на ближайшую перспективу — наладить взаимодействие с социальной службой и с волонтерами. С медико-социальным техникумом в этом плане есть контакт: студенты уже имели возможность пообщаться с гериатрическими пациентами. Будут открываться при гериатрическом центре школы здоровья. Две уже работают: «Активное долголетие» и «Школа психического здоровья для лиц пожилого и старческого возраста». Планируют открыть больше гериатрических коек. Тридцать коек — это для начала неплохо, но их востребованность, как ожидают, будет увеличиваться.

На фото: Полина Павловна Деулина из Володарского района Брянска, сразу старается всех поблагодарить: «И заведующая терапевтическим отделением, и врачи, и медсестры — очень хорошие и внимательные, я писала уже им благодарности. Бывает, в коридоре под руку возьмут и отведут до самой палаты…»
Елена Дрожжина, заведующая первым терапевтическим отделением госпиталя для ветеранов войн, отмечает, что нагрузок, конечно, стало больше — приходится заполнять много документов, проводить тестирование, и пожилые люди уже сами по себе требуют к себе больше внимания и заботы, но то, что появились гериатрические койки, очень хорошо: этих пациентов нужно обязательно выделять в отдельные группы.

Владимир ВОЛКОВ.
Фото автора.

Категории:


Комментарии

---