Всё начинается от врача…

13 февраля 2016

Можно сказать, что расширенное совещание в Брянском клинико-диагностическом центре началось с другого выездного совещания с главными врачами медицинских организаций Брянской области, которое прошло чуть раньше в Брянской ЦРБ, где главным врачом на тот момент был Николай Щеглов и после которого он и стал заместителем губернатора. Тогда Николай Михайлович очень искренне поделился опытом работы своей районной больницы, уровень оказания медицинской помощи в которой вполне можно сравнивать с тем, что есть в ведущих клиниках регионов страны. Мы озаглавили отчет о судьбоносном совещании «Посеял «зерна», следи за всходами». И вот теперь есть все возможности для того, чтобы в масштабах области перенести положительный опыт работы на всю систему здравоохранения. Какими будут «всходы», мы увидим в ближайшее время, а первый урожай оценим, как и положено, по осени. Но в том, что всем «чертовски захочется поработать» на всех уровнях, от департамента до фельдшерско-акушерских пунктов, сомневаться не приходится.

В представительном форуме приняли участие не только главные врачи медицинских учреждений, но и руководители департаментов образования, семьи, социальной и демографической политики, территориального фонда обязательного медицинского страхования, территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центра гигиены и эпидемиологии в Брянской области, главного бюро медико-социальной экспертизы, заместители глав администраций муниципальных образований и городских округов по социальным вопросам, представители предприятий и страховых организаций.

Провести совещание в таком формате было инициативой Николая Щеглова. Качеством медицинских услуг, как он отметил, население не очень довольно. — Надо назвать вещи своими именами и поставить все на место, — сказал Николай Щеглов. — Финансовый кризис затягивается, мы живем и работаем в непростой ситуации, а состояние дел в здравоохранении имеет прямое отношение и к экономике, и к обороноспособности государства.

Одним из важных критериев оценки работы не только медицины, но и всех властных структур было обозначено успешное решение задачи повышения продолжительности жизни населения. Это зависит не только от работы медиков, но и от социального благополучия человека.

— Демографический крест наша область прошла в 1990 году, — привел для иллюстрации цифры Николай Щеглов. — Тогда смертность выросла, а рождаемость резко упала. И практически уже четверть века рождаемость не перекрывает смертность. То есть мы благополучно вымираем. В 2014 году умерло 19837 человек, на три тысячи больше чем в 1986 году, за эти годы население области уменьшилось на триста тысяч. Брошенные деревни, в которых уже трубы печные не видны из бурьяна — это сегодняшняя демографическая ситуация.

Поправить дело можно высокой рождаемостью. Но в 2014 году родилось тринадцать тысяч детей, а в 1986 году количество родившихся составляло почти двадцать четыре тысячи. Тогда рождаемость перекрывала смертность на семь тысяч человек, однако настали новые времена, пошел развал СССР и как следствие — социальные катаклизмы. Всплеск абортов — естественная реакция, кому охота плодить нищету в туманной перспективе.

Очень глубокий вздох оптимизма у большой части пожилого населения должны вызвать слова заместителя губернатора по поводу важной роли пенсионеров. Казалось бы, их у нас перебор, «финансы поют романсы», а пенсии платить надо. Но на самом деле их вклад в местную экономику нельзя недооценивать. Пенсия рассчитывается на каждого на девятнадцать лет. И если пенсионеры уходят раньше, то до субъекта федерации не доходит очень много денег. Не один десяток миллиардов. Неплохие инвестиции в народное хозяйство, не правда ли? В торговлю, например. Пенсионеры же не все в кубышку откладывают. Ходят в магазины, покупают товары, отдыхают, помогают внукам учиться — оживляют, одним словом, экономику. Из этого можно сделать простой вывод: беречь всех до единого пенсионеров нужно как зеницу ока. И на медосмотры их увлекать, и домой к ним не полениться лишний раз заглянуть, чтобы не пропустить начало какой-нибудь опасной болезни. Это нужно делать потому, что повышение рождаемости и продолжительности жизни — две равноценные составляющие успешной демографической политики. Субъект с плохой демографической ситуацией перестает быть привлекательным для инвестора. Если нет увеличения продолжительности жизни, увеличения рождаемости, снижения смертности, то можно сколько угодно говорить про приятные пастельные тона в коридорах поликлиник и больниц, про востребованность инфоматов, а если система не реагирует на вложенные миллиарды, надо, прежде всего, разобраться, почему она не реагирует.

Для обеспечения всех федеральных и региональных льготников медикаментами департаменту необходимо истратить миллиард рублей. Сколько за эти деньги можно приобрести оборудования с высокой разрешающей способностью? Материальная база наших учреждений могла бы значительно улучшиться. Но создается впечатление, что неэффективно работающая отрасль наращивает количество инвалидов. И никто не отвечает за это — вот что интересно. Теперь специальная комиссия будет разбираться тщательно, почему человек стал инвалидом? Когда он посещал поликлинику, кто его участковый врач, когда он проходил периодический медосмотр, диспансеризацию, кто участвовал в определении такого результата?

— Я не лекции пришел читать, — предупредил Николай Щеглов. — Анализ ситуации будет проведен по всем районам с конкретными плановыми показателями, которых нужно будет в каждом районе добиваться. На первом этапе нужно добиться того, чтобы смертность не превышала рождаемость. Смертностью нужно и можно управлять. Предупреждать ее. Эффективнее должно начать работать первичное звено: от фельдшера в деревне разве ничего не зависит? А кто сказал, что медсестра — это помощник врача? Это заблуждение кроме путаницы ничего полезного не дает. Это заблуждение отбивает инициативу у среднего звена. Безропотный, безынициативный специалист среднего звена много пользы принесет? Это наш большой резерв — надо включить среднее звено. Врач, медсестра, фельдшер должны знать свои диспансерные группы, знать свои участки, своих пациентов и не дожидаться вызова и экстремальных ситуаций. Вовремя данная таблетка часто спасает жизнь.

И конкретные указания: еженедельно заместителю главы района по социальным вопросам вместе с главным врачом ЦРБ и руководителем ЗАГСа анализировать показатель смертности и докладывать главе все в подробностях: кто от чего и как ушел на тот свет, можно ли было спасти человека и все ли для этого было сделано, профилактировали ли пациента, следили ли внимательно за состоянием его здоровья, когда человек проходил диспансеризацию, медосмотр?

— Хватит хоронить без суда и следствия, — сказал Николай Щеглов. — Нужно ломать стереотипы в подходах к этой проблеме.

Еще на одну важную деталь, в которой, возможно, и прячется «дьявол», обратил внимание в своем выступлении на совещании заместитель губернатора: такая вот подозрительная хронометрия — из пятнадцати минут, отведенных на работу с пациентом, три минуты идет на общение собственно с пациентом, а двенадцать минут — на работу с компьютером. Что-то не так в нашей консерватории, согласитесь. За три минуты много чего нехорошего можно просмотреть, в том числе и злокачественного. Придется «маленько покумекать и выправить дефект». Или программы не те, или еще что не так, но не должны современные технологии отнимать у доктора даже больше времени, чем бумажные. Работу каждого терапевтического участка надо знать, изучить ее, создать оптимальные условия для работы врача.

Касаясь недостатков в работе страховых компаний, Николай Щеглов отметил, что они не вникают в деятельность медицинских учреждений, не проводят анализ заболеваемости, смертности, инвалидизации, не представляют работу первичного звена, а следовательно, не представляют, как улучшить медицинскую помощь, права застрахованных.

Губернатор Александр Богомаз отметил интересный факт: назначение Николая Щеглова на должность заместителя губернатора — это первый случай в России, когда «социалку» возглавил врач. Были все — учителя, инженеры, строители, но не было врача. Почему такое решение? Потому что начинается наша жизнь от врача.

— Благополучие населения во многом зависит от того, в какoм состоянии находится медицина, — сказал губернатор. — Не должно финансироваться учреждение по принципу «нравится — дам, не нравится — не дам». Говорить красивые слова с высоких трибун — легко. Но такой человек часто не знает, как работает система внизу.

Не надо создавать проблему для губернатора, посоветовал Александр Богомаз. В тринадцати районах учителям не выплатили вовремя зарплату. Но только в одном из этих районов уменьшилось финансирование по сравнению с прошлым годом. Кто-то работает не покладая рук, а кто-то просто ждет конца года, чтобы поставить перед руководством области проблему. Потом он подшучивает над честным и добросовестным коллегой: «Ты трудился, а мне и так денег дали».

Финансирование областной медицины за десять лет выросло в десять раз. Сейчас трудные условия, но финансирование не сокращается. Оно даже чуть выросло. Но все должны работать в равных условиях — тогда можно понять, кто умеет работать, а кто не умеет. Честность, доступность, прозрачность. Вот принципы, на которых должна строиться работа.

Председатель областной Думы Владимир Попков строго подчеркнул, что деньги не должны уходить в никуда: «…обследовать крышу за сто тридцать тысяч, выплатить верхушке премии по триста процентов, все необходимые медикаменты есть на двести тысяч, еще на двести пятьдесят возьмем…» И при этом имеют место быть такие вот «современные» эпизоды.

Звонит женщина: племяннику на заводе станком отрезало палец. В Бежице сделали перевязку, руку забинтовали, а когда приехал в Советский район, в больницу, ему сказали: «Плати!» Он объясняет, что только от станка… «Нет денег — уматывай!» И человек — пациент! — со своим пальчиком в кармане уехал. Когда сам председатель Думы поставил всех в области «на уши», пришивать палец было уже поздно. Это медицина или торговый ряд? Это медработники или продавцы?

Второй пример. Сделали прививку ребенку — потерял речь. Мать существует только благодаря тому, что живет вместе с дедушкой, которому девяносто три года. Ходит по мукам, но никто ее не слышит.

Откуда так массово берутся инвалиды? Идут на ВТЭК, сказал Владимир Попков, там пишут записку: «Тридцать тысяч — дадим группу». Вот вам и инвалиды.

Главный федеральный инспектор Леонид Соломатин в своем выступлении отметил, что больше всего беспокоит население нехватка врачей, рост платных услуг и очереди в поликлиниках, длительное ожидание плановых обследований и плановых госпитализаций, неуважительное отношение персонала к больным. Задача — обнажить всю глубину проблем.

На этом предновогоднем совещании она, кажется, частично выполнена. Глубину обнажили.

Владимир Волков


Комментарии

---