Надо своевременно принимать правильные управленческие решения

20 декабря 2014

Заседание комиссии Общественной палаты Центрального федерального округа по социальным вопросам прошло в хрустальном зале администрации Брянской области. Его провел председатель комиссии, генеральный директор ГУП «Брянскфармация» М. М. Иванов. На заседании комиссии рассмотрены вопросы доступности и качества оказания медицинской помощи населению, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, актуальные вопросы трудового законодательства, проблемы связанные с распространением и употреблением наркотиков среди молодежи. В работе заседания приняла участие заместитель губернатора Брянской области И. В. Кузьмина, руководитель УФАС России по Брянской области С. А. Ведерников, руководитель группы межрегионального взаимодействия УФСКН по Брянской области А. А. Сидоренко, руководители местных органов исполнительной власти, представители аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, региональных общественных организаций, главные врачи лечебных учреждений Брянска, представители фармацевтических и медицинских организаций.

Есть контакт?

В своем приветственном слове заместитель губернатора Ирина Кузьмина отметила, что без активного участия общественности в решении самых актуальных социальных проблем невозможно представить дальнейшее развитие нашей страны. Поэтому органы власти, их руководители, депутаты должны быть доступны для населения, люди должны знать контакты, телефоны, по которым можно всегда обратиться к ним с просьбой, предложением или жалобой. Всем надо научиться быстро и правильно реагировать на обращения граждан. Новый состав Правительства Брянской области, заверила Ирина Кузьмина, открыт для взаимодействия с гражданским обществом.

Представитель аппарата Президента РФ в ЦФО Анна Морозова обратила внимание на то, что практика выездных заседаний эффективна, прежде всего, потому, что позволяет привлечь к обсуждению и решению рассматриваемых вопросов ответственных работников различных ведомств, руководителей общественных организаций и властных органов, услышать их компетентные мнения, принять выверенные решения.

Снимите ногу с педали тормоза

Одна из наиболее актуальных проблем — трудовая миграция. Она стабильно высокая, но сегодня растет еще и число беженцев с Украины, им оказывается помощь в трудоустройстве, лечении, материальном обеспечении, но в этой связи остро встает вопрос защиты интересов российских граждан на рынке труда. Об этой проблеме в своем выступлении говорила на заседании комиссии заместитель председателя общественной организации «Смоленское профсоюзное объединение» Л. А. Тимошенкова.

Ежегодно в Россию въезжает около 14 миллионов иностранных граждан. Это почти десять процентов от всего населения страны. Около восьмидесяти процентов из них составляют граждане стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии и Белоруссии.

Одна из причин присутствия большого числа мигрантов в России — демографический кризис. Трудоспособное население у нас убывает более чем на миллион человек в год, и при сохранении имеющейся тенденции будет убывать такими темпами еще долго. Поэтому без мигрантов в некоторых отраслях работать будет просто некому. Они замещают на рынке труда специфические ниши — как правило, те, на которые неохотно идут россияне. Прежде всего, это тяжелая, монотонная работа в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле и сфере услуг. Так что мигранты в данном случае нас как бы выручают. Но есть и отрицательные моменты трудовой миграции.

Один из минусов — то, что заработанные в России деньги не остаются работать на нашу экономику, а отправляются семьям на «малые родины». Есть цифры за 2012 год: переводы из России в страны СНГ составили 18,21 миллиардов долларов. Это официальные цифры. А кто считал неучтенные рубли? Переводы, кстати, являются значительным вкладом в бюджеты этих стран. В Таджикистане, например, это ни много ни мало, а сорок семь процентов ВВП страны!

Другой минус — на рынке труда наблюдается рост предложения дешевой рабочей силы, следствием чего может стать рост безработицы и снижение социальной защищенности людей. И еще: масштабное привлечение низкоквалифицированных мигрантов ставит под угрозу инновационное экономическое развитие страны, без которого нам никак не обойтись. С этой «педали тормоза» пора снимать ногу. Это вредно для страны — использовать иностранную дешевую рабочую силу, не заботясь ни об обновлении техники, ни об улучшении условий труда. Не надо пакостить. Сегодня это чей-то личный сомнительный выигрыш, а завтра — потери для государства.

И самый, может быть, большой минус в данный момент: растет межнациональная напряженность в стране из-за большого количества приезжих разных вероисповеданий, национальностей и культур. Эта напряженность чревата последствиями. На Украине загнать обратно выпущенного из бутылки джина уже вряд ли получится. А нам это надо? Одной толерантности маловато будет, надо своевременно принимать правильные управленческие решения.

Как тут все отрегулировать? Вопросы привлечения и использования иностранных работников рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссий, областных трехсторонних комиссий по социально-трудовым отношениям. Много заявок работодателей уже остаются неудовлетворенными. Основными причинами их отклонения являются: наличие возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных ресурсов (в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ); отказывают имеющим нарушения трудового, миграционного, налогового законодательства и законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости; имеющим задолженность по заработной плате; имеющим скрытые несчастные случаи на производстве; учитывается отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем. Кроме того учитывается участие конкретного работодателя в системе социального партнерства и наличие коллективного договора. И особое внимание уделяется уровню предлагаемой заработной платы. Отклоняются, например, заявки тех работодателей, которые предлагают заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В Смоленской области после учета требования о предоставлении заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения были отклонены заявки почти на 3000 иностранных работников.

Как достать нелегала?

То есть порядка больше, но значительная часть иностранных граждан, находясь в Российской Федерации, стремится остаться в теневом секторе экономики и переходит на нелегальное положение. Как достать нелегала? Наиболее эффективные меры по борьбе с ним носят экономический характер. Это установление простых и прозрачных процедур привлечения и использования иностранного труда, вытеснение теневых практик оформления трудовых отношений, ужесточение ответственности работодателей за незаконный наем иностранных работников.

Ничего, казалось бы, нового. Жестче спрашивать за нарушения надо. Однако Государственная Дума этим летом приняла в первом чтении законопроект, суть которого состоит в том, чтобы вместо квотирования как основного механизма контроля за привлечением иностранных трудовых мигрантов ввести систему покупки патентов. Таким образом государственное регулирование притока мигрантов будет фактически ликвидировано. Федерация независимых профсоюзов России сделала заявление, в котором оценила законопроект как направленный против интересов российских трудящихся, в том числе и временно безработных. Система квотирования, при всем ее несовершенстве, является формой защиты российского рынка труда. Предложенная же ликвидация этой системы означает только то, что миллионы людей либо лишатся работы, либо будут вынуждены конкурировать за рабочее место с трудовыми мигрантами из стран с более низким уровнем зарплаты, более низким социальным обеспечением, более слабой законодательной защитой.

Отдельная больная тема — беженцы с Украины. Субъекты Российской Федерации продолжают оказывать им помощь. По данным Федеральной миграционной службы, в этом году более четырехсот тысяч украинских граждан прибыло и осталось на территории РФ. Практически все регионы ЦФО приняли беженцев с Украины (Белгород, Московская область — 21 000, Орел — 12 923. Смоленск — 7249, Курск и Брянск по 6000). Перед этими людьми остро стоит вопрос о получении статуса беженцев. Многие из прибывших — те, кто не имеет родных и близких в РФ, — нуждаются в предоставлении первоочередной помощи. Во всех регионах созданы специальные межведомственные рабочие группы для оказания качественной и оперативной помощи вынужденным переселенцам с юго-востока Украины. Они доставляются в социальные учреждения, ставшие пунктами временного размещения. В них беженцам предоставляют питание, одежду и медицинскую помощь, помогают решать вопросы социального характера, психологической поддержки и оказывают помощь в трудоустройстве. Кроме этого открыты пункты сбора помощи вещей для переселенцев, открыт счет для перечисления благотворительных средств.

Не известно, как долго продлятся военные действия на Украине. Поэтому многие беженцы еще не решили, останутся ли они жить здесь или вернутся. Для нас они на данный момент являются гражданами Украины. У большинства из них — серьезные проблемы с трудоустройством. Даже если работодатели и готовы принять к себе мигранта, они рискуют заплатить серьезный штраф. Кроме того, беженец должен пройти обязательную процедуру медосмотра. Уже выявлено немало больных, которым требуется серьезная медицинская помощь, и она им оказывается.

Места для инвалидов

На фоне этих проблем еще острее выделяется тема занятости инвалидов. Председатель Липецкой областной организации Всероссийского общества слепых Н.А. Сарычев на заседании комиссии доложил о состоянии трудоустройства и занятости инвалидов в Центральном федеральном округе РФ. Конституцией и Трудовым кодексом определены основы правового регулирования трудовых отношений, распространяющиеся на инвалидов: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, запрет на дискриминацию в сфере труда. При этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями и деловыми качествами работника. Необоснованный отказ в заключении трудового договора с инвалидом может быть обжалован в суде.

Квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются в организациях независимо от форм собственности. В целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 183-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать квоты по трудоустройству инвалидов для организаций с числом работников от 35 человек, а не от 100 человек, как это было до 2013 года. Таким образом, в систему квотирования вовлечены организации малого и среднего бизнеса, включая сельскую местность, что значительно расширило возможности трудоустройства инвалидов дополнительно на 300 тысяч квотируемых рабочих мест.

Как отметил Н. А. Сарычев, выделяемых финансовых средств из федерального бюджета для поддержки общественных организаций недостаточно. Например, всероссийское общество слепых за год делает отчисления в бюджет и внебюджетные фонды в размере полутора миллиардов рублей, а получает всего 500 миллионов. Есть ряд проблем, связанных с трудоустройством тяжелых инвалидов. Приняв на работу инвалидов, работодатель несет убытки, которые ему не компенсируются.

В последние три года имеет место систематическое уменьшение количества работающих инвалидов по зрению. Эта тенденция является индикатором обострения проблем, связанных с социальным положением инвалидов тяжелых категорий.

Председатель Брянской областной организации ВОС А. А. Сычев кратко рассказал об истории создании областной организации Всероссийского общества слепых и о том, какую поддержку оказывали ей органы государственной власти в осуществлении трудовой реабилитации инвалидов по зрению, что получал регион от взаимовыгодного сотрудничества и как обстоят дела сейчас. Были созданы два предприятия ВОС — в Клинцах и в Брянске, органы власти обеспечили эти предприятия заказами, встроив их в систему кооперированных поставок. Еще в пятидесятые годы прошлого века доходы от собственного производства позволили обществу слепых отказаться от государственных субсидий. Производственно-хозяйственная, лечебная работа, а также капитальное строительство жилых и производственных площадей осуществлялись за счет собственных средств. До 1990 года за счет этих средств работниками предприятий ВОС было получено более трехсот квартир, построено девять жилых многоквартирных домов, создана социальная инфраструктура, в том числе медицинские пункты и кабинеты здоровья.

Какие проблемы трудоустройства инвалидов по зрению существуют у нас в регионе? На протяжении последних трех лет процент трудоустройства инвалидов по зрению, как отметил А. А. Сычев, не на много, но снижается. Решение одно — необходимо создавать целевые программы, чтобы можно было финансировать эти предприятия, модернизировать их и создавать новые рабочие места. Площади сохранились, поэтому очень многие инвалиды — и не только по зрению — могли бы быть трудоустроены. Инвалидов в области, как и в среднем по Российской Федерации, около десяти процентов — весомый резерв, который можно эффективно использовать. Тем более, что, как отметил А. А. Сычев, и губернатор А. В. Богомаз, и заместитель губернатора И. В. Кузьмина эти проблемы в настоящее время рассматривают в приоритетном порядке.

«Земский доктор» плюс «детский фельдшер»

Проблема доступности качественной медицинской помощи населению сегодня в центре внимания не только руководителей учреждений здравоохранения, но и органов власти всех уровней. На заседании комиссии этой теме было посвящено выступление председателя Общественной палаты Смоленской области Е. А. Ульяненковой. Это, как сказала Елена Александровна, одна из наиболее важных и наиболее сложно решаемых проблем в здравоохранении. Казалось бы, все уделяют этому вопросу внимание — и федеральные, и региональные власти, — но люди пока оценивают состояние нашей медицины не всегда и далеко не везде на «хорошо и отлично». В регионах пациенты больниц до сих пор покупают некоторые лекарства за свой счет, хотя быть этого не должно, потому что во всех отчетах пишется, что финансов на лекарственное обеспечение достаточно.

Еще одна проблема, без решения которой невозможно добиться качественного лечения — кадры. На все больницы и поликлиники их не хватает. Давно. И к этому уже привыкли. А где их брать, если их нет? Среди беженцев и мигрантов людей в белых халатах пока не обнаружено. Елена Ульяненкова подсказывает выход из безвыходного положения: нужно обратиться в Минздрав с предложением об увеличении доли — около восьмидесяти процентов — целевой контрактной подготовки медицинских работников. Под это — на подготовку кадров — должны выделяться федеральные целевые субсидии. Финансовая ответственность должна ложиться не только на регион — в ЦФО, в основном, дотационные регионы, а их население ведь должно получать такую же качественную медицинскую помощь, как и в других, экономически процветающих в силу сложившихся обстоятельств, а не благодаря выдающимся способностям, областях. Государство, однако, должно беспокоиться обо всех своих гражданах. Или точнее — о каждом. Где бы он ни был: в нефтяном ли изобилии, в столичном благополучии или в захолустном медвежьем углу.

Хорошо работает (благодаря «президентскому миллиону») во многих регионах программа «Земский доктор». Но это для села. А ведь многие районные центры — это тоже село. Они должны бы попасть в расширенный список (как и просто города с малой численностью), тогда туда потянутся врачи. И не только для молодых должна работать эта программа. Многие опытные кадры также не против бы были подышать свежим воздухом сельских просторов. Миллион рублей для них, как можно догадаться, не будет лишним. Да и в отличие от молодых кадров знающие дело и жизнь врачи никуда потом не сбегут и в нормальных условиях с нормальной зарплатой будут работать десятки лет.

Кстати, о нормальной зарплате. Цифры уже сейчас кое-где вполне прилично выглядят. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это средняя заработная плата на физическое лицо, а не на должность. Совмещение и расширение зоны обслуживания, дополнительные дежурства — интенсификация труда. Какое же качество может дать выжатый, как лимон, доктор? Ему бы самому подлечиться не мешало, пройти реабилитацию в санатории, чтобы в нормальной форме быть, чтобы не ошибиться.

Интересное предложение на заседании комиссии внесла директор Брянского медицинского техникума В. Н. Пехова. Хорошая программа «Земский доктор», но есть малонаселенные районы, в которых всего двадцать — тридцать тысяч человек населения. Там земский доктор не очень-то востребован — достаточно ЦРБ.

— А почему бы, — высказала идею Вера Пехова, — не сделать еще одну программу — «Детский фельдшер»? Это как раз и позволит привлечь молодых специалистов на село. Фельдшерско-акушерские пункты у нас в области отремонтированы и оборудованы, но во многих районах просто не хватает самих фельдшеров.

Руководитель комиссии по социальным вопросам Михаил Иванов это предложение назвал очень ценным, и в ближайшее время, оно, возможно, уже будет рассмотрено на заседании Общественной палаты ЦФО.

По всем обсуждавшимся вопросам на заседании комиссии приняты соответствующие решения, утвержден план работы на будущий год, предусматривающий проведение анализа социально-экономических условий жизни граждан старших возрастов, участников Великой Отечественной войны, развитие адресных программ для бедных и льготных категорий населения, повышение эффективности государственной поддержки семьи, решение проблем подготовки медицинских кадров, социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, развитие системы реабилитации отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.

Владимир Волков


Комментарии

---