Место назначения

30 июня 2014

Любовь Михайловна Мишкина, фармацевт аптеки № 138/3 ГУП «Брянскфармация», из тех людей, на которых Россия держится. Из тех, которые не мечутся в поисках счастья с места на место, которые, придя однажды на свое предприятие, остаются на нем навсегда, добросовестно и честно выполняют свой долг там, где они востребованы.

У неё четкая и прямая линия судьбы, все «по плану». Родилась она в Рогнединском районе, в деревне Семеновке, там закончила школу восьмилетнюю и поехала в Калугу — поступать в фармацевтическое училище. Спокойно сдала экзамены, три года отучилась и в 1977 году по распределению приехала в Брянск. В аптекоуправлении и определили ей «место назначения»: попала в третью аптеку, которая и стала для неё одним большим штрихом трудовой биографии.

Третья аптека и тогда была расположена на Набережной, точнее — на улице Калинина, «внизу на углу», с которого начинается подъем по местной нашей достопримечательности — лестнице бульвара Гагарина. Центр города, однако. Ей было всего семнадцать. И вот такая молоденькая дивчина не растерялась — не тот характер, а сразу включилась в работу, как говорится, со знанием дела. Предмет-то ей хорошо знаком еще со школьной скамьи. Всегда в жизни, у каждого свой, находится тот человек, который, как потом, через много лет, становится понятным, делает главную подсказку: отметит, например, какие-то способности или таланты или научит мастерству, которым сам хорошо владеет. Если повезёт, то таким человеком становится педагог, школьный учитель: педагогического приема, бывает, хватает, чтобы увлечь школьника своим предметом. У Любови Михайловны таким человеком, повлиявшим на дальнейший ход событий, была её собственная мама. Сейчас она это хорошо понимает. Она преподавала в школе, в которой училась и Люба, химию и биологию. И хоть она любила, как ей казалось, другие предметы (русский язык и литературу), по химии и по биологии у неё всегда были, догадайтесь с трех раз, какие оценки? Правильно: только отличные. Не «по блату» полученные. Попробуй забалуй, когда мама может проверить уровень знаний тут же, на месте выполнения домашнего задания. Это же такие предметы, что, если запустишь, то не нагонишь, трудно потом будет разобраться в формулах и правилах. А здесь своя учительница всегда рядом, всегда поможет разобраться, если что-то не совсем понятно. Тонко, без какого бы то ни было давления, мама закладывала тот самый прочный фундамент, на котором и была потом построена карьера дочери. Конечно, разговаривали обо всем сокровенном, обсуждали планы и перспективы, дочка, разумеется, как это водится, хотела пойти по маминым стопам, но мама и на этот счет, исходя из накопленного опыта, однажды сказала, как отрезала: «Кем угодно — только не учителем!..»

Никакой любви к фармацевтике она поначалу не испытывала, знать не знала, что есть такая профессия «фармацевт», в деревне таких диковинных должностей никто, понятное дело, не занимал, хотя медпункт там был. Но она просто хорошо знала предмет, а потому с выбором профессии, когда подошла пора, проблем не возникло. У нее есть старшая сестра, а у сестры подруга, с которой они вместе летом отдыхали в пионерском лагере и теперь переписывались, уже успела окончить фармацевтическое училище и работала фармацевтом. «Да что тут думать-то, — сказала сестра, — иди в училище, будешь фармацевтом…» Она присмотрелась повнимательнее… Хотела ведь поступать в медицинское училище, в Бежицкое, уже мечтала стать медсестрой… а тут появилась альтернатива. И там и там — белый халат. Но в больнице нужно делать уколы, а она этого, как и все нормальные девчонки, побаивалась. Поэтому совет сестры пришелся очень кстати. Сама же сестра родная стала сестрой медицинской. И до сих пор в медицине, но, правда, в дружественном государстве — в Белоруссии, в городе Гомеле.

Казалось бы, совсем недавно это было — первый день работы. Но время летит и «ни на миг не остановишь». Почти уже тридцать лет назад это было, а помнится всё, как сегодня. В трудовой книжке — одно место работы: аптека номер три. Записей несколько, но все они локальные, свидетельствующие о карьерном росте. Сначала её поставили работать в ручной отдел — так тогда назывался первый стол. Семь лет «воевала» на переднем крае — первостольником, потом перевели в ассистентскую, и двадцать лет она была ассистентом, потом перевели в отдел запасов, там стала заведующей отделом, а потом началась реорганизация, оптимизация и переход на современные формы работы, и с 2006 года Любовь Михайловна работает в должности фармацевта.

Когда-то их, выпускниц, было здесь, в Брянске, много, общались, заглядывали к друг другу. Сейчас все разлетелись по стране. Но когда они с мужем ездят на её малую родину, в Семеновку, путь лежит через Жуковку, и там иногда она заглядывает к однокурснице. От Жуковки двадцать пять километров до деревни, никакие автобусы туда не ходят. Такси. А раньше ходили, бывало, и пешком. По восемнадцать километров! Вот откуда закалка.

Сегодня мы пропагандируем здоровый образ жизни и уговариваем малоподвижных наших граждан ежедневно выхаживать не менее десяти тысяч шагов, но мало у кого столько получается. А там Десна, моста нет… разлив… Семеновка в центре трех районов: на границе Рогнедино, Дубровки и Жуковки. Когда-то она относилась к Дубровскому району, потом перешла к Рогнединскому, был план присоединения к Жуковке, но он так и остался планом, а Семеновка на своем месте. Раз пройдёшь восемнадцать километров, потом организм уже сам требует такое удовольствие повторить. Поэтому она со спортом очень дружила в те годы. Тогда это было даже модно. Разные соревнования — лучше развлечения не придумаешь. Потом, в училище, она уже не могла без спорта — записалась в лыжную секцию, были и победы.

А ещё всем в Семеновке очень нравился велосипедный спорт. Понятно, почему: сельский простор — это раз; Жуковский велосипедный завод рядом — это два. У каждого в доме по несколько велосипедов на любой возраст — от «орлёнка» и «дамского» до самых разных «взрослых». И в магазин съездить, и в лес за ягодами коллективный выезд — норма жизни. Педали крутить — не в пробках нервы тратить: и организм правильно развивается, и расстояния сокращаются до районных центров. Жалко, что сейчас этот вид транспорта никак не обретет былой престижности, но, видимо, это дело не очень далекого будущего. Когда-то — лет сорок назад — одна умная женщина, вернувшись из поездки в одну из стран развивавшейся демократии (у нас ещё висел в то время расцвета застоя железный занавес), сделала прогноз: «Там машины на улицах стоят сплошными рядами! Даже пробки бывают… Говорят, что и у нас лет через сорок так будет…» Ну вот, как говорится, накаркала. Понятно, что у нас «процесс пошел» после «апробации» в не очень дальнем зарубежье. Но сегодня-то в лидерах по социализму не Монголия, как некоторые думают, а Швеция. А там велосипед в большом почете. Казалось бы, и по заработной плате, и по прочему благополучию населения эта страна впереди планеты всей, и автомобилей на душу населения больше всего, а многие шведы преимущественно предпочитают даже на работу и обратно гонять на велосипедах. Так что нашей Жуковке велосипедное производство сворачивать не надо. Спрос еще возрастет.

Дачи у неё нет. Но в деревне по-прежнему брат живёт. И когда выпадают большие выходные, они всей семьёй едут в свою Семеновку, на Десну, в живописные места — отдых там лучше, чем на любом курорте.

Советует ли она выпускникам пойти учиться на фармацевта? Конечно. Очень интересная профессия. Правда, не такая простая, как кажется: надел белый халат и сиди смирно, смотри, в окно на прохожих. Одних только наименований лекарственных средств несколько тысяч. Сейчас она все их знает. Но за плечами-то огромный опыт работы. И то иногда приходится лезть в справочники. Это раньше было просто: норсульфазол да пирамидон, цены стабильные, а сейчас по шесть тысяч наименований — в том числе и международные. И что еще необходимо аптечному работнику — это большое терпение. Приходит бабуля и начинает рассказывать свою житейскую историю, начиная с первого дня рождения… Потом, разумеется, про все болячки и про то, как каждая их них беспокоит. Как на приёме у врача. Но надо слушать. Деонтология, однако. Что-то посоветуешь — уже ей легче.

В свою аптеку идут по проторенной дорожке.

— Доверяют своей аптеке еще и потому, — говорит Любовь Михайловна, — что она государственная. Даже часто спрашивают: «Вы государственная или частная аптека?» Знают, что проверяют государственные аптеки строже и ответственность у нас выше.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---