В зоне особого внимания

3 февраля 2014

На этом большом рабочем совещании наряду с другими важными проблемами развития здравоохранения в первоочередном порядке был рассмотрен и вопрос о необходимости неукоснительного соблюдения персоналом больниц и поликлиник принципов этики и деонтологии. Директор департамента здравоохранения Владимир Дорощенко обратил на эту проблему особое внимание и призвал руководителей лечебно-профилактических учреждений в срочном порядке провести в своих коллективах серьёзную воспитательную работу.

Всё у нас теперь есть: и новейшее оборудование, и самые современные технологии, и специалисты высочайшей квалификации, и зайти в лечебно-профилактическое учреждение, отремонтированное по европейским стандартам, приятно, но эту замечательную «картину маслом» до сих пор портит один черный мазок — обыкновенное хамство, «кое-где у нас порой» имеющее место быть. Конечно, медицинские работники, как и положено интеллигентным людям, старательно сеют на своих территориях исключительно разумное, доброе, вечное, но нет-нет да и проклюнется из благодатной почвы не искорененный сорняк.

Первый заместитель директора департамента Сергей Карпенко зачитал на совещании только две свежие жалобы. Одна из них пришла из Брасова.

«3 января 2014 года моя дочь сломала ногу на катке, мы вызвали «скорую», приехали в приёмный покой, вызвали доктора, сделали снимки — всё как полагается. После этого нас направили в Навлю к травматологу, где нам сказали, что оперировать не будут до девятого января, так как у всех сейчас законные выходные, и мы уехали домой. Но четвертого января ребенку стало плохо от боли, мы вызвали на дом неотложку. К нам приехали и сказали: «А что вы хотите — боль будет…» Сделали укол димедрола с анальгином и уехали.

Боли усилились. Ребенок кричит… Снова звоню в «скорую», прошу приехать и сделать укол, чтобы снять боль, но нам отвечают, что «так и должно быть» и советуют «немножко разжать гипс». Как будто я — не медик — лучше них — медиков — разбираюсь в том, как «разжать гипс». Только после моих угроз, что буду жаловаться, они приехали. Сделали укол, который опять не помог. Увезли дочь на «скорой», вызвали доктора, но он не приехал, а сказал, чтобы дочку положили в хирургию, сам же пришёл на работу около двенадцати часов дня с упреком, что его величество посмели побеспокоить так рано…

Боль у ребёнка все равно не прошла, и тогда мы повезли дочь в первую областную больницу, хотя нам настойчиво намекали, что там нас не примут и что там «такие же доктора, как и у нас». Оказалось, что не такие. Нас приняли очень тепло и профессионально. Без каких бы то ни было упреков дочь сразу отвезли в отделение, сняли гипс и положили на вытяжку.

Оказывается, не все врачи так относятся к пациентам, как у нас…»

И еще более «живописная» жалоба из Клинцов.

«… Тридцатого декабря обратилась в женскую консультацию по страховому полису за помощью — снять швы после лапароскопической операции, которую я ждала полгода и которую мне бесплатно сделали в Москве. Пришлось обратиться за помощью в консультацию в Клинцах, так как приехала к родителям на праздники. Ножницы и скальпель оказались тупыми, медсестра нитки чуть ли не с кожей вырывала. Я умоляла их чем-нибудь смазать, чтобы не так больно было. Но медсестра мне в грубой форме приказала «закрыть рот и убрать руки». Снимали долго. Я кричала так, что потом было стыдно выйти в коридор. А напоследок медсестра мне еще нахамила и спросила: «Сколько ты за операцию в Москве заплатила?.. А мы тут сколько получаем…»

На швы положили какие-то грязные бинты с перекисью, которые пришлось фиксировать нижним бельём, так как пластыря в больнице нет. Вышла из больницы вся в слезах. Такого унижения в больничных учреждениях я еще не испытывала… Вот такая квалифицированная бесплатная медицинская помощь мне была оказана в стенах женской консультации города Клинцы. Еле сдержала мужа, чтобы он этой медсестре не оторвал голову».

Ну, до отрывания головы, может быть, и не в каждом аналогичном случае дойдёт, но на судебные разбирательства вполне реально рискуют нарваться не только учреждения, в которых орудуют вооруженные тупыми ножницами люди в белых халатах, но и сами грубияны. А судебные издержки, между прочим, могут оказаться очень даже разорительными. Мы же стремимся догнать развитые в плане укрепления здоровья граждан страны. Следовательно, и наши самые гуманные в мире суды, беря пример с продвинутых закордонных коллег, перестанут снисходительно относиться к шалостям «иногда ошибающихся» медицинских работников, и тогда… Вот только один эпизод для примера: одна американка, лишившаяся в результате неудачной гинекологической процедуры обеих ног, получит шестьдесят два миллиона долларов в качестве компенсации «за страдания и понесенный ущерб». Такое решение вынес десятого января этого года суд штата Нью-Йорк. В ходе операции женщине случайно проткнули кишечник, что вызвало распространение инфекции и гангрену обеих ног. Кроме того, данная пациентка частично потеряла слух. Суд постановил выплатить пострадавшей пятьдесят восемь миллионов долларов в качестве компенсации за перенесенные ею боль и страдания и еще четыре миллиона долларов — в качестве возмещения убытков.

Сорок процентов суммы должна заплатить больница, остальное — признанные виновными в произошедшем врачи, выписавшие пациентку с болями в животе домой. Обратите внимание на такой нюанс: за перенесенные боль и страдания — пятьдесят восемь миллионов долларов, а за убытки — четыре. То есть, если бы и у нас такой же продвинутой уже была бы судебная практика, то в данном конкретном клинцовском случае пациентке, которую мучали тупым инструментом, за одни только страдания и боль вполне могли бы «начислить» пару миллионов наших денег, и потом отчаянная медсестра с уцелевшей головой смогла бы выплачивать эту сумму всю оставшуюся жизнь. А не надо путать стены с застенками, чтоб другие «в коридоре» заранее лучше ориентировались. Ну, есть перекос: зарабатывают в Москве в разы больше, так что теперь невинных пациентов тупым скальпелем за это ковырять? «…Почву вывернем и глину оставим, пусть кормятся любые сукины дети, раз рабочему не повезло!» — бунтовал один из второстепенных героев платоновского Чевенгура. Видимо, всё-таки, не только ножницы бывают тупые.

Жалобы в департамент здравоохранения текут в режиме он-лайн не бурным потоком, но достаточно и зловонного ручейка, чтобы портить воздух. Поэтому в наступившем году все вместе и без раскачки приступаем к «мелиоративным» работам. Начальник отдела кадров Ольга Татаринова зачитала приказ директора департамента здравоохранения, который предписывает руководителям учреждений обеспечить предоставление аттестационного материала для решения вопроса о соответствии квалификационной категории на всех врачей и средних медицинских работников, получивших дисциплинарные взыскания за нарушение принципов медицинской этики и деонтологии по результатам служебных проверок. В характеристиках, направляемых в соответствующие экспертные группы департамента здравоохранения, должно указываться наличие взысканий за нарушение принципов медицинской этики и деонтологии за последние три года, а председатели экспертных групп будут обращать особое внимание на наличие таких взысканий.

На первый взгляд, обыкновенный приказ. Но есть еще и необыкновенный комментарий. За одно нарушение принципов этики и деонтологии — автоматическое лишение всех категорий. А если в учреждении в течение пяти лет (начиная с этого года) таких нарушений будет более двух, то главный врач после третьего нарушения автоматически получает «красную карточку». Конкретный же доктор (или работник среднего звена), допустивший грубое отношение к пациенту, рискует, вообще, потерять диплом, потому что иск по этому поводу будет направляться в суд, и, вполне возможно, судья примет-таки беспрецедентное решение по удалению из медицины «хамского элемента», и такой доктор (или работник среднего звена) прославится в качестве отрицательного персонажа если и не на всю страну, то, как минимум, на всё медицинское сообщество. И где потом человеку с черной меткой дадут белый халат? Разве что на овощной базе…

И от другого пережитка прошлого предстоит избавиться в срочном порядке: от очередей в поликлиниках. Этот атавизм, конечно, и сам по себе в скором времени отпадёт, потому что в медицине активно развивается конкуренция, пациенты ногами проголосуют против плохих больниц в пользу хороших. Пойдут туда, где их бережно уложат на койку для прохождения качественного современного лечения, не отправят в длинную очередь, а проводят прямо в кабинет врача. Сарафанное радио работает без сбоев, все моментально узнают, где лучше и дешевле. Пока еще частные компании снимают сливки и, как отметил Владимир Дорощенко, «на тяжелых пациентов не идут», но скоро они освоят и этот трудоемкий сектор, и как тогда конкурировать отсталым учреждениям?

Чтобы помочь отстающим подтянуться, с первого марта будет действовать новое правило: зафиксировано у дверей кабинета доктора больше пяти томящихся в очереди человек на момент проверки, главному врачу — наказание. Перегиб? Отнюдь нет — парадокс: и информационные технологии есть, и хвосты у кабинетов не отмирают. Только скучающие от отсутствия общения бабушки еще могут себе позволить потратить на сидение в очереди к врачу два часа, неторопливо перемывая косточки всем подозрительным личностям, а для трудоспособного гражданина или гражданки время — деньги. Уже и билет в Москву давно можно купить по интернету, и свежую пиццу на дом доставляют с такой скоростью, что у проголодавшегося не успевает пропасть аппетит, а на приём к врачу в заранее определенное время попасть всё ещё проблематично.

Так можно и без пациентов остаться, если в срочном порядке не избавиться от иллюзий сомнительных выгод. Не должно быть, например, как в Навле, где в травматологическом отделении на двадцати койках лежат семь человек, а по ФАПам ищут пожилых пациенток с остеоартрозами, чтобы выполнить план по койко-дням. Или, как в Погаре, где 178 родов за год, а площадь отделения, расположенного на двух этажах, составляет шестьсот метров. Отчаянные санитарки против сокращения площадей родильного отделения… Политэкономия, однако.

Владимир Волков


Комментарии

---