Всем сестрам по серьгам

5 июня 2012

Страна отметила День защиты детей. Как их защищают в наших лечебно-профилактических учреждениях? На планерке в департаменте здравоохранения этот вопрос был рассмотрен в ракурсе практического отношения медработников к выполнению своих обязанностей.

Конечно, хотелось бы сразу сказать, что все наши врачи и медицинские сестры в этом плане непорочны, белы и пушисты, но, к сожалению, приходится констатировать факт: в семье не без урода. Хамское отношение не только к самим маленьким пациентам, но и к их родителям у нас в лечебно-профилактических учреждениях кое-где порой имеет место быть. Но только когда лично руководителю брянского здравоохранения Владимиру Дорощенко пришлось целую неделю разбираться в ситуации, сложившейся в детской областной больнице, «всем сестрам досталось по серьгам».

Казалось бы, в педиатрии нашей области всё отлажено как нельзя лучше. Все механизмы взаимодействия врача и пациента, среднего персонала и родителей работают четко. Но то, с чем иногда приходится сталкиваться, просто шокирует. Откуда такая злоба? В детских учреждениях здравоохранения должны работать добрейшие люди. Но даже сюда просачиваются грубияны, и приходится проводить целые служебные расследования по вопиющим случаям хамского отношения к пациентам.

Конкретный случай. Ребенок в тяжелом состоянии. Ему два года. Подходит доктор и говорит маме буквально следующее: иммунитет слабенький, вашему ребенку осталось жить два дня… А мама беременна вторым ребенком и он это знает. Срочно вмешался директор департамента, перевели ребенка в инфекционную больницу, и через несколько дней он уже трескал шоколадки за обе щеки… Откуда же взялся в детской больнице такой проницательный предсказатель?

Другая ситуация: после инъекции в вену рука раздулась, чуть ли не вдвое увеличилась в размере, мать тревожно просит помочь, медсестра равнодушно машет рукой: «Пройдет…» Мать тогда просит позвать доктора. «Тебе надо, ты и зови…»

Детскую областную больницу, конечно, после этого проверили вдоль и поперек, но куда денется хамство, если оно в крови? Перелить свежую? Взять тех, кто не только любит работать с детьми, а хотя бы просто любит свою работу. Не нравится быть вежливым, «грузите апельсины бочками» и ругайтесь там, как сапожники, пока вам в качестве ответа на грубость не засветят фонарь под глазом другие такие же нетерпеливые грузчики.

Бывает, что мам выгоняют из детских отделений. Говорят, что не положено, хотя принято решение о том, что родители могут находиться вместе с детьми, не зависимо от возраста детей, по их желанию. Таким мамам выдается больничный лист, предусмотрено кормление — то есть родителей не только нужно покормить, но и место для сна предложить. Конечно, не в подвале, как это у нас практикуется. Не из собственной домашней кухни ведь приносится питание, все оплачивается через систему ОМС.

Медсестра детской областной больницы, позволившая себе хамское поведение, уволена, выговоры и замечания получили все причастные к данному происшествию. В дальнейшем это, по-моему, должно делаться автоматически: нахамил — свободен. Ошибся, значит, в выборе профессии.

Еще интересный момент. Откуда берутся очереди? Боремся-боремся с ними, а они не исчезают. Почему? Потому, что «пчёлы против мёда». Вот в четвертой поликлинике Брянска, например, очередь на физиотерапевтические процедуры занимают с семи утра. Возникает наивная мысль: почему бы заранее не расписать все по талонам, чтобы каждый приходил в свое точное время: известно же, сколько длится процедура, зачем «следующему» томиться в ожидании? Ларчик открывается просто: нет талонов, зато есть возможность налаживания неформальных отношений. Но это чревато конфликтами, которые иногда возникают от перенапряжения. Тот, кто сидит на стуле ровно, не умеет «проскакивать», не умеет «давать» неправильные деньги — получил на свою голову когда-то правильное воспитание в семье и школе. Такие бабушки и дедушки лучше честно умрут в очереди, чем полезут сами или пропустят какого-нибудь любителя пройти сухим между струями дождя. Они своими костылями таких прогоняют и не хотят даже слушать, что этим «наглым» надо получить процедуры до девяти часов, чтобы не опоздать на работу. Бабушки и не догадываются, что об этом должна бы хотя бы пару часов в год поболеть голова у главного врача, чтобы осознанно дать задание своим подчиненным продумать и организовать все должным, цивилизованным, образом. Мелочь? А из таких «мелочей» ведь и вырастают большие этико-деонтологические проблемы.

Виктор Вовк


Комментарии

---