«Упустишь и не поймаешь…»

16 октября 2011

Октябрьская расширенная коллегия департамента здравоохранения рассмотрела три важных вопроса: итоги реализации мероприятий модернизации здравоохранения области за прошедшие девять месяцев года; о состоянии младенческой смертности и о подготовке учреждений здравоохранения к работе в зимних условиях.

Предваряя главный разговор, директор департамента Владимир Дорощенко поздравил с присвоением звания «Заслуженный врач Российской Федерации» главного врача клинико-диагностического центра Александра Силенка и главного врача областной психиатрической больницы Александра Муравьева и высказал пожелание, чтобы в перспективе на сцену поднималось побольше медицинских работников за наградами, для этого нужно только не забывать вовремя готовить необходимые документы, предлагать для награждения достойные кандидатуры врачей, медицинских сестер и санитарок.

— Иногда приезжаешь в районную больницу, — посетовал руководитель областного здравоохранения, — там главный врач — заслуженный, а остальные не имеют даже грамоты министра… Не забывайте о своих сотрудниках.

Свою программу модернизации в Минздравсоцразвития наша область защитила одной из первых в России. И было обещано, что в случае эффективного и качественного ее текущего выполнения Брянщина дополнительно к трем миллиардам семистам шестидесяти четырем миллионам, выделенных на два года, получит еще один миллиард рублей. Деньги очень даже серьезные, поэтому и разговор на коллегии получился конкретный.

За девять месяцев года в область уже поступило свыше миллиарда рублей — 65 процентов от плана на год. То есть деньги идут. Все транши — день в день. Никаких задержек с финансированием нет. Чудеса какие-то! Центр не подводит. Ну, а мы? Успеваем переваривать огромную манну небесную? Полмиллиарда за отчетный период уже освоено. И это, как отметил Владимир Дорощенко, хорошие темпы, потому что «работа закипела» только несколько месяцев назад.

Свыше полутора миллиардов рублей уйдут на капитальные ремонты. Какие проблемы здесь нужно решить. Первая — отставание на два месяца от сетевого графика. Его нужно ликвидировать. Ситуация «мониторится» Минздравом. Суземская ЦРБ, Брянская детская туберкулезная больница, Унечская ЦРБ, Клинцовская центральная городская больница, Брянская городская детская поликлиника № 2, Брянская городская поликлиника № 1, Брянская городская поликлиника № 9, Рогнединская ЦРБ, Клинцовская объединенная городская детская больница отстают от графика. Эти учреждения «попали на карандаш», и им предстоит в очень короткие сроки усилить темп.

Вторая проблема — невыполнение сроков контрактов. Севская ЦРБ, Погарская ЦРБ, Суземская ЦРБ, Брянская городская больница № 8… в «черном списке» восемнадцать учреждений. Каждый день просрочки — это нарушение. С нарушителями нужно расторгать контракты, предлагать зачислить их в недобросовестные поставщики, а работать с новым подрядчиком. Так рекомендовал поступать директор департамента. Жестче действовать. Не нужно ждать, когда просрочка вырастет до двух месяцев. Если подрядчик не может осилить объемы работ, с ним нужно расставаться, каким бы миловидным и привлекательным он не казался. Табачок, как говорится, врозь. Не главный врач должен «уговаривать» подрядчика ускориться, а наоборот — подрядчик должен «бегать» за руководителем учреждения. Нужно бескомпромиссно отстаивать свою позицию.

Третья проблема — низкое качество работ. Этот грех обнаружен в Севской ЦРБ, Выгоничской ЦРБ, Брянской городской поликлинике № 6, Новозыбковской ЦРБ, Брянской городской поликлинике № 7, Брянской городской поликлинике № 4. Сегодня ремонт «по-старому» не пройдет, нужно лучше, чем для себя делать. Для этого есть все возможности. Технадзор доложен работать в режиме on-line, следить за строителями, для того он и надзор. Тем не менее, как образно заметил директор департамента, в некоторых ЛПУ отделка хуже, чем в «помещениях сельского хозяйства, предназначенных для определенных видов живых существ». Не надо забывать про пациентов, которым мы на всех уровнях обещаем полный комфорт на уровне мировых стандартов. И про свой персонал, которому в этих условиях работать.

Нарушение технологии производства отдельных видов работ — еще одна проблема. Не выравниваются стены, полы… В Суражской ЦРБ батареи «утопили» в пол! Чтобы найти такое оригинальное конструктивное решение, конечно, пришлось очень много думать.

Брянская область первой защитила и свою программу по информатизации. Она коснется всех лечебно-профилактических учреждений, но, в первую очередь, учреждений, работающих в системе ОМС. Выписка лекарств в режиме on-line, электронные карты, обмен базами данных с другими регионами, единая информационная сеть. Поступили на эти цели средства — пятьдесят девять миллионов рублей, до конца года будет восемьдесят миллионов. Освоено — ноль! Конечно, нужно срочно и радикально менять ситуацию.

Но одна из основных проблем — конечно, заработная плата. Сейчас в среднем по отрасли она составляет 9400 рублей, до конца этого года подрастет на сто рублей, а в следующем году составит 12600 рублей. Это чуть ниже, чем в среднем по области (13000). Есть указание губернатора это отставание ликвидировать. Поэтому врачи в среднем в 2012 году будут зарабатывают 20500 рублей.

Все в наших руках. Я имею в виду большие деньги. Но освоить их, как оказалось, тоже проблема. Решить её, думаю, все-таки все без исключения постараются на сто процентов. А то ведь миллиард дополнительный уплывет. Уникальный шанс. Как поется в песне про счастье: «упустишь и не поймаешь…»

Вопрос о детской смертности внесен в повестку дня, конечно, не случайно, с начала года ситуация ухудшилась и не имеет пока тенденции к улучшению.

В России рождаемость растет, но в нашей области этот положительный факт не имеет места быть. У нас еще с 2010 года наметилась тенденция к снижению числа новорожденных. За девять месяцев этого года родилось на шестьсот детей меньше, чем за этот же период прошлого года. Показатель младенческой смертности характеризует уровень оказания медицинской помощи детям в целом. У нас он составляет 8,3 на тысячу. По РФ — 7,5.

Вырос и показатель перинатальной смертности. Он уже перешагнул за цифру «10». Наиболее высокие показатели младенческой смертности сложились в Карачевском, Дятьковском, Брянском, Выгоничском, Жуковском, Мглинском, Новозыбковском, Почепском, Суражском и Унечском районах. Не зарегистрировано случаев младенческой смертности только в городе Фокино и Дубровском районе.

В структуре причин младенческой смертности на первом месте заболевания перинатального периода и врожденные пороки развития. В совокупности они занимают 75 процентов в общих причинах смертности детей. На третьем месте травмы и отравления. Уменьшилось число смертей детей в родильных домах, но повысился процент детей, умерших в стационарах. Но этот показатель, как считает заместитель директора департамента Ольга Чиркова, неплохой. Это говорит о своевременном переводе детей в специализированные отделения.

На дому умерло 12 детей. Это на три ребенка меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В структуре домашних смертей восемьдесят процентов — несчастные случаи, среди которых имеет место быть банальное «случайное удушение подушкой во сне». Конечно, чего-то не хватает у мамаши, допустившей такое «случайное» происшествие. Может быть, мозгов, а, может быть, воспитания, которым в том числе и наиболее активно должны бы заниматься патронажные службы, первичное звено педиатрической службы и работники ФАПов. Они этим занимаются, как отмечалось на заседании коллегии, крайне недостаточно. Медработники не объясняют родителям, как ухаживать за детьми. По этим «дурацким причинам» и умерли дети у первородящих, неопытных еще, матерей. Не проводится работа с родителями участковой педиатрической службой. Весь патронаж — по телефону. Удобно, но смертельно опасно. Не смотрят медицинские работники за тем, где спят и как спят беззащитные младенцы. Не инструктируют матерей. Хотя это их обязанность. Поэтому и умирают даже те дети, которые были абсолютно здоровы и которые должны были жить.

Все время удивляюсь что в «отсталой» Белоруссии показатель детской смертности стабильно не превышает цифру 4. Как им это удается? Денег в рост рождаемости не вкладывают, а она растет. Да просто, по-моему, ответственность не только в медицинском сообществе, а и у самих матерей не понизилась до беспредела. Мамаши по-прежнему бережно относятся к своим детям, трепетно и внимательно следят не только за тем, как и где они спят, но и как и чем они питаются. Там и грудное молоко не выходит из моды, как у нас. Откуда ему взяться в «улучшенного» вида силиконовой груди? «Да пусть он — младенец этот — давится искусственными порошками… Зато как красиво!» О том, что это все ложные ценности, нужно бы доходчиво рассказывать молодым мамочкам, показывать им, как нужно укладывать спать свое дитя и как обезопасить его от роковой подушки-убийцы. Это же не мелочи, это работа. Как подчеркнула Ольга Чиркова, сохранение каждой жизни, даже каждого зачатия! — требование дня. Демографический кризис, однако!

В приснопамятные довоенно-дореволюционные времена двадцатого века женщины, ничего не знавшие о противозачаточных технологиях, рожали по десять детей. И тогда, в бедной деревне, с высокой смертностью привычно мирились: пятеро умирали, но пятеро выживали в суровых условиях и обеспечивали рост населения большой страны. Детская смертность компенсировалась сверхвысокой рождаемостью. Но сегодня технологии на уровне, и рожают теперь по одному ребенку на семью. Это самые отважные. Многие совсем не хотят «заморачиваться» на «счастливое материнство и детство». Потом они, конечно, запросят у государства хорошей пенсии. А нужно ли «кормить» таких пенсионеров и пенсионерш, не нарожавших своевременно кормильцев? Вымрем, господа! Поэтому совершенно справедливо директор департамента предложил за каждый случай младенческой смертности устраивать «экзекуцию». Для этого в ближайшее время активизируют свою работу специально созданные комиссии с широкими полномочиями. А как вы хотели? Эти показатели наряду с другими входят в оценку эффективности работы исполнительной власти.

Владимир Волков


Комментарии

---