Как освободить врача от рутины?

14 ноября 2010

Как избавиться от забюрократизированности системы, повысить эффективность работы врача, а пациенту дать возможность с помощью IT-технологий записаться и попасть на прием к нужному специалисту. О своем видении решения этих проблем рассказывает главный врач Брянского клинико-диагностического центра Александр Васильевич Силенок.

Александр Васильевич СиленокПриоритетный национальный проект «Здоровье» предусматривает широкое внедрение в практику работы медицинских учреждений информационных технологий. Они призваны решать вопросы начисления заработной платы и дополнительных выплат, ведения федерального реестра медицинских работников, представления в электронном виде самой разнообразной отчетности, в том числе о диспансеризации. С помощью информационных технологий создаются, например, базы данных об оснащении наших учреждений медицинской техникой, эти технологии помогают решить множество других проблем. Однако самым важным является обеспечение деятельности врачей, среднего медицинского персонала и внедрение информационно-справочного обслуживания граждан. Создавая информационную среду деятельности врача, мы должны понимать, что способствуем тем самым снижению количества возможных ошибок в постановке диагноза и экономим время специалиста в части ведения им медицинской документации.

По данным ВОЗ около двадцати процентов врачебных ошибок связано именно с невозможностью оперативного получения нужной информации. А ведь в медицинской практике сегодня используется несколько тысяч медикаментов. Все они по-разному взаимодействуют друг с другом. И помнить все эти сочетания, естественно, ни один врач не может. Почти половина его рабочего времени уходит на поиск такой информации и ведение документации.

Занимаясь созданием информационной системы Брянского клинико-диагностического центра, мы ставили перед собой задачу средствами компьютерных технологий помочь врачу эффективно обследовать и лечить пациента и вынуждены были констатировать, что в российском здравоохранении и по сей день не решена проблема создания подобных информационных систем на единообразной основе в лечебных и диагностических учреждениях, не создана единая информационная система здравоохранения страны в целом.

В 1998—1999 годах в Брянском клинико-диагностическом центре были выделены направления, подлежащие автоматизации. Это дневной стационар, формирование статистической отчетности центра, ведение учета по платным и договорным видам деятельности, автоматизация регистратуры, разработка специализированных рабочих мест врачей, автоматизация управления потоками пациентов, учет больничных листов, учет льготных и обычных рецептов. Первоначально эти задачи решались с помощью сторонних и собственных программных продуктов АИС «Стационар», АИС «Лечебная и консультативная работа» и других. Опыт их использования показал, что при работе происходит дублирование ввода одинаковой информации, невозможен обмен данными между системами, невозможна работа в сетевом режиме.

В 2000 году специалистами нашего информационно-вычислительного отдела была разработана концепция построения единой информационной системы БКДЦ. В ее основу легли следующие принципы: ведение единой персонифицированной базы данных о пациентах, создание единого справочного аппарата, функционирующего в рамках локальной сети, использование клиент-серверных технологий для разработки программного продукта как программной основы для построения единого информационного пространства. Последнее позволило решить проблемы одновременной работы большого количества пользователей (около 100), значительно снизило требования к уровню клиентских компьютеров, так как вся обработка данных производится на сервере.

В нынешнем году исполнилось десять лет нашей информационной системе. Сегодня в БКДЦ создана персонифицированная база данных на более чем 500 тысяч пациентов, в большинстве клинических подразделений ведутся электронные амбулаторные карты, автоматически формируются показатели медицинской статистики. Действуют автоматизированные рабочие места подавляющего большинства наших врачей. Их пользователи имеют доступ к базам данных о пациентах, результатам обследований и анализов, электронным справочникам.

Информационная система центра находится в постоянном развитии. Наши специалисты ведут эту работу в тесном контакте со своими коллегами из других диагностических учреждений центра России. Сегодня они работают над решением новых задач. В частности, в состав поставляемого нового медицинского оборудования теперь входит компьютер, на котором может быть установлено локальное специализированное программное обеспечение, ориентированное на работу конкретного аппарата. Мы интегрируем данные из этих программ в систему центра, что позволяет врачу видеть все результаты обследования пациента на своем автоматизированном рабочем месте.

В ближайшее время планируется завершить формирование электронных амбулаторных карт во всех подразделениях центра. Идет разработка специальных программ для обеспечения возможности выгрузки электронной версии амбулаторной карты на съемные носители, создания электронных историй болезни.

И еще одна, самая злободневная, проблема. В СМИ сегодня публикуется немало информации об организации записи на прием к врачу пациентами через интернет. Вопрос, на мой взгляд, неоднозначный. У нас давно разработана и внедрена система записи через интернет для жителей самых крупных районных центров юго-запада области — Новозыбкова и Клинцов. Но только через регистратуры местных ЛПУ. Эту систему мы будем распространять на другие районы области и муниципальные учреждения Брянска.

Почему нецелесообразен непосредственный контакт пациента по интернету с регистратурой? Мы — консультативное учреждение, и работаем не с прикрепленным населением, как все поликлиники, а с медицинскими учреждениями региона. Обеспечиваем высокотехнологичные исследования по их заявкам и в соответствии со сформированным объемом квот. Свободный доступ граждан к записи на прием к нашим узким специалистам через интернет только разрушит действующую много лет систему.

Системная, осуществляемая на единообразной основе, информатизация медицины давно назрела. Она позволит врачам лечить пациентов намного эффективнее, освободит их от рутинной работы. В нашем центре, на мой взгляд, удалось добиться значительного продвижения вперед в этом вопросе. А ведь даже в Москве эта задача решена лишь в считанных учреждениях первичного звена.

Александр Силенок,
главный врач
Брянского клинико-диагностического центра

Категории:


Комментарии

---