Непозволительная роскошь — «подарочные» дни

12 июня 2010

На очередной коллегии департамента здравоохранения рассмотрены вопросы о состоянии экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения и мерах по ее улучшению; о смертности населения в трудоспособном возрасте; о состоянии материнской и младенческой смертности в 2009 году и мерах по ее снижению. В работе коллегии приняла участие руководитель регионального отделения Фонда социального страхования РФ Тамара Старченко.

Самые прогрессивные технологии, новейшее оборудование, производительность труда… — все это составные повышения внутреннего валового продукта, а следовательно, и улучшения нашего благосостояния. Но всю хорошую статистику, оказывается, может основательно подпортить один скромный пункт — потери рабочего времени в связи с временной нетрудоспособностью. Они сказываются на снижении ВВП как по стране так и по нашему региону и приводят к существенному увеличению расходов не только средств Фонда социального страхования, но и Фонда обязательного медицинского страхования. Может быть, когда наша экономика все-таки расцветет (то есть, не скоро), и можно будет позволить себе лишний денек поваляться на бюллетене, но сегодня — в режиме экономии, когда копейка на счету — эти необоснованные потери — непозволительная роскошь. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в Брянской области в прошлом году составила 808,8 дня на сто работающих. Средний показатель по ЦФО мы превысили на тридцать пять процентов. По округу он составил 600,8 дня. Мы оказались на третьем месте снизу, пропустив в «лидеры» только Липецкую и Белгородскую области. А кто «лидирует» по области? Это Сельцо — 1385, 7 дня, Фокино — 1374, 1, Дятьковский район — 977. Конечно, за цифрами стоят «объективные» причины.

Наиболее распространенным нарушением действующего законодательства является превышение сроков продления листка нетрудоспособности лечащим врачом (свыше тридцати дней) без представления на врачебно-медицинскую комиссию учреждения. Бесконтрольность в этом вопросе приводит в ряде случаев к несвоевременной диагностике, неадекватному лечению, несвоевременному направлению на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, и как следствие — к длительным срокам нетрудоспособности. В ряде случаев было выявлено, что листок временной нетрудоспособности выдается и продляется даже без записи в медицинской документации. И самое интересное: бюллетени продляются и выдаются в отсутствие пациента! Такие чудеса были выявлены, например, в Сельцовской городской больнице и в Белоберезковской больнице Трубчевской ЦРБ.

Анализ бюджета регионального отделения Фонда социального страхования показал, что только за прошлый год истрачено на выплаты пособий по временной нетрудоспособности 902 миллиона рублей. Почти миллиард.

Главный внештатный специалист департамента по экспертизе временной нетрудоспособности Людмила Панова рассказала, как это делается: через 27—28 дней закрывают листок нетрудоспособности, а через два дня опять открывают его как первичный и снова ведут до тридцати дней. И, кстати, безнаказанно повторяют такой финт несколько раз. Дают и «подарочные» дни. Это, как правило, бывает накануне или после праздников.

Главный врач Сельцовской горбольницы Юрий Захаров нарисовал мрачную картину: на Брянском химзаводе показатель заболеваемости в 2,6 раза выше среднеобластного. Численность снизилась почти вдвое, и ушли с завода как раз молодые и здоровые, а остались люди с хроническими заболеваниями. Это, конечно, не может не влиять на уровень заболеваемости. Но на втором месте по заболеваемости — сама Сельцовская городская больница. Показатель в два раза выше среднеобластного! Как объяснить такой необъяснимый факт? Оказывается, многие бывшие кадры того же химического завода после получения льготной пенсии ушли по состоянию здоровья с вредного производства на другую работу, в том числе и в больницу — санитарками. Вот они-то и являются основной группой, дающей рост заболеваемости.

Что предпринято? Решено выдавать больничные листки сотрудникам только через врачебную комиссию. Это уже позволило снизить количество выдаваемых бюллетеней за последние полгода на 26 процентов. Все «частоболеющие» также будут теперь получать бюллетени только через врачебную комиссию. В настоящее время комиссия работает ежедневно.

Примерно такая же мрачная ситуация и в Фокино. Только там кроме цемзавода есть еще и шиферный — дышите, как говорится, глубже. Владимир Дорошенко, заместитель главного врача Фокинской городской больницы, констатировал факт: в последние четыре года заболеваемость в Фокино неуклонно повышается и держится на стабильно высоком уровне. Высок удельный вес как раз заболеваний органов дыхания. Потому что высока запыленность города. Много экологических копий зависло в этом цементном тумане, но в последнее время что-то совсем не слышно ни зеленых, ни красных, ни других борцов за чистоту окружающей среды. Ну, не хочется тратить миллионы на фильтры для дымящих труб, так хоть дайте больнице половину этих денег на оздоровление своих же работников, господа хорошие!

Еще более важный вопрос — смертность населения в трудоспособном возрасте. С докладом по этому вопросу выступил директор департамента здравоохранения Владимир Дорощенко. Совсем не случайно сейчас много внимания уделяется не только повышению рождаемости, но и снижению смертности. Демографические показатели на контроле не только в Минздраве, но и у Президента РФ. Рождаемость, младенческая смертность, материнская смертность, смертность трудоспособного населения — основные критерии оценки работы здравоохранения. В области наметилась тенденция к снижению показателей смертности — 16,9 в 2009 году. Но по России этот показатель составляет 14,2, а есть регионы, в которых показатели рождаемости превышают показатели смертности. Ориентиры ясные. Уже наметилась положительная тенденция и если удастся ее сохранить, то и мы через пять — десять лет сможем достигнуть такого же уровня.

Когда-то — при социализме — говорили, что влияние медицины на демографические показатели составляет всего восемь процентов. Но во всем мире другой подход: считается, что наибольшая ответственность все-таки в этих вопросах ложится на медицину. По Европе влияние медицины оценивается в пятьдесят процентов. То есть мы должны организовать такую систему здравоохранения, которая позволит проводить эффективные профилактические мероприятия, оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, развивать лечение онкологических, сердечно-сосудистых, инфекционных и других заболеваний. Пока же по качеству оказания медицинской помощи мы находимся на сто сорок седьмом месте в мире! Печально, но факт.

На коллегии решено внести предложение в администрацию области о создании общественного совета при губернаторе по пропаганде здорового образа жизни и решению проблем пьянства и алкоголизма. Необходимо принять законодательно-правовые документы, ужесточающие оборот алкогольной продукции в регионе.

Младенческая смертность в прошлом году у нас снизилась, а рождаемость повысилась. Об этом на коллегии доложила Елена Святогор, главный педиатр области. Но директор департамента привел такую цифру: показатель младенческой смертности в Гомельской области составляет всего 4,5. У нас — 7,5. В среднем по России — 8,2. И в Гомеле нет родовых сертификатов, нет таких масштабных программ, как у нас, а показатель почти в два раза ниже. Что нам мешает? У нас основной прирост ранней неонатальной смертности дают маленькие родильные отделения, где работает всего одна акушерка. Об этом нужно задуматься не только медикам, но и самим будущим мамочкам. Ближайшая задача такая: наш показатель должен быть в 2010 году не выше семи на тысячу родившихся.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---