Схемы сложные, но их нужно знать

12 сентября 2017

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель губернатора Николай Щеглов.

— Решению проблемы лечения вирусных гепатитов Правительство Брянской области придаёт большое значение, потому что это социально значимые заболевания, — отметил, в частности, Николай Щеглов. — Лечение это очень затратное, но необходимое, и очень хорошо, что сейчас есть лекарства, с помощью которых можно успешно возвращать здоровье таким пациентам. Уверен, что конференция поможет получить специалистам, работающим в этой сфере, новые знания, которые они будут применять в своей работе, а с помощью средств массовой информации повысится информированность населения.

С докладом «Противовирусная терапия хронических вирусных гепатитов в ЦФО. Состояние проблемы» на конференции выступила главный внештатный специалист по инфекционным болезням ЦФО, главный врач Брянской областной инфекционной больницы Ирина Трагира.

Заболеваемость гепатитами сегодня очень высока, каждый двенадцатый человек является вирусоносителем. В мире к решению этой проблемы приковано серьёзное внимание не только специалистов-медиков, но и руководителей властных структур различного уровня, без участия которых добиться успеха невозможно. На шестьдесят девятой сессии Всемирной ассамблеи ВОЗ, состоявшейся в мае прошлого года, 194 страны подписали конвенцию о стратегии глобальной борьбы с гепатитами, в числе этих стран и Россия.

Цель стратегии — добиться к 2030 году, чтобы больные хроническими вирусными гепатитами в большинстве своем были охвачены лечением, чтобы сократилось количество новых случаев заболеваний и уменьшилась смертность от них. Кстати, у нас, в России в целом, такой стратегии пока нет, но в этом направлении, разумеется, идёт активная работа. 11 октября этого года в Москве соберутся ведущие эксперты в этой области, которые внимательно проанализируют ситуацию, как говорится, с конкретными цифрами в руках и внесут свои предложения.

Не обращать внимания на эту проблему нельзя еще и по экономическим соображениям, потому что свыше шестидесяти процентов больных — люди трудоспособного возраста. Ситуация везде, в том числе и в регионах Центрального федерального округа, примерно одинаковая. В общей структуре заболеваемости гепатитами гепатит С занимает семьдесят девять процентов. По числу больных во всех странах мира Россия находится на шестом месте. Мы обогнали-таки США, которые идут сразу за нами и занимают седьмое место.

Как он распространяется, каковы пути передачи гепатита? Раньше передатчиками «работали» преимущественно наркоманы, люди, которые вели асоциальный образ жизни, сейчас ситуация выровнялась — заболевают и вполне социально адаптированные граждане. Очень часто оказывается, что эти пациенты посещали какие-то лечебные кабинеты (не только стоматологические), но конкретных доказательств того, что подхватили инфекцию они именно там, пока нет. Зато точно известно, что очень часто попадают в число инфицированных любители татуировок, что заражаются гепатитом в сомнительных салонах, которых уже почти столько же, сколько ларьков с пончиками, где делают маникюр-педикюр, но либо плохо обрабатывают инструментарий, либо не обрабатывают его совсем. И дома те, кто делает себе и подружкам маникюр самостоятельно, тоже не обрабатывают инструмент. Поэтому и растет стремительно заболеваемость.

Москва, конечно, в лидерах. Половина населения ЦФО проживает в Москве и в Московской области, а в этой половине все больше и больше мигрантов, которые и привозят с собой инфекцию. Но плюс к тому не у всех из них есть документы, они не входят в статистику, а это неучтенная прибавка к официальным цифрам. Надо полагать, что реально заболеваемость значительно выше. И при этом надо учесть, что количество инфекционных кабинетов в системе здравоохранения сегодня не увеличивается, а снижается. Снижается и количество коек в стационарах. Вот вам и острые углы, которые не удастся обойти, не поцарапавшись, если на них не обращать внимания.

Виноваты еще и деньги, которых всегда мало. Лечение вирусных гепатитов предусмотрено системой ОМС, но во многих регионах проблема успешно решается за счет собственных региональных программ. Например, по соседству с нами — в Орловской области. У нас же такой программы пока нет. Но, кстати, наша область и не выбивается в «лидеры» по заболеваемости среди других регионов ЦФО, мы где-то в середине. Однако это, как считает Ирина Трагира, «наша недоработка». Просто имеет место быть недообследованность населения.

Недавно областная инфекционная больница провела «дни открытых дверей», можно было любому желающему пройти обследование совершенно бесплатно. Когда бесплатно, это всегда привлекательно, и люди соблазняются. Но статистика в данном конкретном случае получилась пугающая: среди десяти обследованных у пятерых обнаружили гепатит C. Если провести скрининг по всей области, то цифры заболеваемости будут намного выше тех, что имеются.

Многие заболевания выявляются уже на стадии цирроза. Это говорит о том, что люди не обследовались в течение длительного периода. Но другая стороны медали — лечение. В 2016 году в ЦФО получили лечение только три процента пациентов, которые в нём нуждались. И львиная доля среди них — пролечившиеся на свои средства.

Тем не менее препараты прямого противовирусного действия есть, и они эффективны. Есть очень много схем лечения и подбираются они точечно для каждого пациента. Это важный нюанс. Гепатит лечить не теми препаратами, которые показаны, нельзя. И тем более нельзя применять те препараты, которые данному пациенту противопоказаны. Грамотными в этом плане должны быть как врачи, так и сами пациенты. Поэтому, как строго предупреждает Ирина Николаевна, нужно всех пациентов этого профиля обязательно направлять на консультацию в областную инфекционную больницу. Если человек хочет получить лечение за собственный счет, это его право, но он должен получить именно то лечение, которое ему показано. Дорого — еще не значит гарантированно полезно. Очень много побочных эффектов. Схема лечения есть, но, возможно, она требует некоторой корректировки. В областной инфекционной больнице дадут точную консультацию.

Наших граждан заманить на обследование в поликлинику или в диагностический центр — надо сильно постараться. Но это, оказывается, полбеды. Беда еще в том, что некоторых пациентов, которые отважно добрались-таки до врачебного кабинета районной больницы, доктора успокаивают, ласково говоря им: «не волнуйтесь, с этим жить можно». Очень часто, например, участковые терапевты до сих пор так и говорят: гепатит С не лечится. Они вдали от прогресса или не знают, что есть эффективные схемы лечения, или просто не хотят лишних хлопот с этими пациентами? А, между прочим, во многих случаях — в подавляющем их числе — наступает стопроцентное выздоровление.

Несмотря на колоссальный прорыв в лечении вирусного гепатита С, свидетелями которого мы являемся, остается много нерешенных проблем.

Четыреста миллионов человек в мире сегодня живут с гепатитом — почти полмиллиарда. Ежегодно вновь инфицируются до десяти миллионов человек. Но что самое удивительное, только пять процентов всех инфицированных людей знают о том, что они больны. Девяносто пять процентов живут, даже не подозревая, что они больны и что заболевание у них развивается. То есть эти две проблемы — недостаточность информированности и, как следствие, отсутствие диагностики — идут рядом, они теснейшим образом связаны. Тревожит этот факт потому, что люди не получают надлежащей противовирусной терапии. И все они в группе риска по циррозу и раку печени.

Сколько у нас больных? В России инфицировано вирусом гепатита С около четырех миллионов человек. Но отрадно то, что благодаря созданию новых лекарственных препаратов более девяноста процентов людей, инфицированных вирусным гепатитом С, могут быть вылечены в течение полугода или в течение двенадцати недель. Это, действительно, настоящий прорыв. И важно еще, что противовирусная терапия значительно снижает риск цирроза и рака печени. То есть меняется парадигма, характеризующая исходы вирусного гепатита. Раньше считалось, что это заболевание трудно поддается лечению, сегодня современные схемы противовирусной терапии позволяют лечить почти всех пациентов.

Хронический гепатит С — прогрессирующее заболевание. Особенность его состоит в том, что клинически оно не манифестируется. Это «немое» заболевание. Именно поэтому пациенты не обращаются за медицинской помощью и в поле зрения врачей поступают лишь на поздней стадии развития болезни.

Создана экспертная группа по вирусным гепатитам, результатом работы которой стало создание в 2014 году рекомендаций по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С. Этот документ регламентировал действия врачей по ведению данной группы пациентов. Жизнь, в том числе и научная, не стоит на месте, и раз в два года эти рекомендации обновляются, в них вносятся дополнения. В 2017 году этот документ издан уже в третьей редакции.

В мире сейчас уже создаются полигенотипные препараты, но это пока дело будущего. Пока же, выбирая схему лечения для таких пациентов, нужно непременно основываться на генотипе, вызвавшем заболевание. На конференции подробнейшим образом было рассказано, как работают разные схемы, которые можно использовать в лечении. Они сложные, но их обязательно нужно знать. Наизусть — как стихотворение. Только при первом генотипе, например, на сегодня существует девять схем лечения, и лечащему врачу нужно обязательно выбрать оптимальную схему.

Что всё это даст? Если мы благодаря идущим реформам в здравоохранении сумеем до 2030 года повысить выявляемость и добьемся того, чтобы, как планируется, восемьдесят процентов пациентов получали противовирусную терапию, удастся за это время сохранить семь миллионов жизней! Удастся снизить смертность на шестьдесят пять процентов, а новые случаи заражения на девяноста процентов. Нужно никогда не забывать, что хронический гепатит С — это одно из немногих хронических заболеваний, которое можно вылечить.

Владимир ВОЛКОВ. Фото автора.

Категории: ,


Комментарии

---