Не забыть постараться пролечить всех успешно

15 декабря 2014

На очередном заседании общественного совета при департаменте здравоохранения Брянской области в первоочередном порядке рассмотрен вопрос о формировании областного бюджета на 2015 год в части расходов на здравоохранение. С докладом по этому вопросу выступила на совете заместитель директора департамента здравоохранения Людмила Крашенинникова. Состоялся также круглый стол по актуальным проблемам здравоохранения. В работе совета принял участие директор департамента здравоохранения Брянской области Александр Маклашов.

На 2015 год областным бюджетом утверждено на здравоохранение шесть с половиной миллиардов рублей — на полмиллиарда больше, чем в 2014 году. Это позволит учреждениям здравоохранения области успешно развиваться и выполнить все показатели дорожной карты. Кстати, в этом плане наша область в текущем году опережает другие регионы страны, в том числе и такие самодостаточные, как Белгородская и Воронежская области.

Всегда самая животрепещущая проблема — зарплата. Департаментом здравоохранения разработан соответствующий проект, который с первого марта следующего года начнет действовать: в структуре заработной платы медицинских работников оклад увеличится на сорок пять процентов. Мы здесь среди первопроходцев: Брянщина в числе трех первых регионов страны, где реализуется такой проект.

Членов общественного совета интересовал, конечно, и вопрос о том: будут ли у нас большие сокращения? Об этом шумят уже во многих регионах страны, но больше всего в Москве и Московской области, всосавших за последние десятилетия в свои учреждения на большие зарплаты массу ценных специалистов из других регионов, в которых их в настоящее время не хватает в том числе и по этой причине. Перекос, однако. В Брянской области, например, не хватает 800 врачей. И как заверил Александр Маклашов, департамент здравоохранения предпринимает усилия не по сокращению кадров, а наоборот делает всё, чтобы ликвидировать дефицит.

Член общественного совета при департаменте здравоохранения, член президиума Российского комитета ветеранов войны и военной службы, председатель Брянского областного комитета ветеранов войны и военной службы Василий Бударин недавно участвовал в работе пленума Российского союза ветеранов в Москве, на котором присутствовали представители президентских структур и Правительства РФ. Было обращено самое серьезное внимание на необходимость внимательного отношения к нуждам ветеранов. Особенно это актуально в преддверии празднования семидесятой годовщины Великой Победы. Нашему госпиталю для ветеранов войн необходимо приобрести дорогостоящее оборудование — рентгеновскую аппаратуру и аппарат УЗИ. Василий Петрович обратился к руководству департамента с просьбой изучить этот вопрос и оказать содействие учреждению в приобретении данного оборудования.

Шла на пленуме в Москве речь об усилении социальной защиты ветеранов. Как это делается в других регионах? В Татарстане, например, построили четырнадцатиэтажный дом и поселили туда всех ветеранов. И все ветераны там освобождены от уплаты коммунальных услуг. Платят только за телефон.

Какие у наших ветеранов жалобы? Они есть. Некоторые, например, жалуются, что им не хотят отпускать лекарства сразу на квартал, а заставляют приобретать их каждый месяц. Но здесь есть один важный нюанс. Как объяснил член общественного совета, заместитель главного врача Брянского клинико-диагностического центра Владимир Володин, делается это не для того, чтобы «погонять ветеранов». Есть лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые принимаются длительное время в одной и той же дозировке. Их, действительно, можно выписывать поквартально, в отдельных случаях допускается отпуск таких лекарств сразу на квартал, есть на этот счет специальная норма в приказе департамента, но, как правило, доза лекарственного препарата должна корректироваться в зависимости от состояния здоровья пациента. Возможно, её нужно увеличить, а, возможно, уменьшить. Это решение принимает только доктор. Подход к лечению каждого пациента должен быть индивидуальным.

Иногда пациенты жалуются на то, что им дают не то лекарство, которое они бы хотели получить. Заместитель директора департамента Сергей Карпенко пояснил, что схема закупки препаратов предполагает, что на конкурс выставляется не торговое наименование препарата, а его химическая формула. Лекарства производят в разных городах и странах, но формула одна. Однако, если ветеран считает, что ему хорошо помогает именно то лекарство, которое он хочет получить, ему, конечно, идут навстречу. Любое обращение ветеранов войны должно быть в обязательном порядке рассмотрено главными врачами учреждений здравоохранения и по возможности удовлетворено. Эти люди заслуживают к себе самого бережного и внимательного отношения. Все медицинские работники должны это понимать.

Будет ли обновляться парк машин скорой помощи? В частности, в Белых Берегах, где расположена городская больница № 8, всего две «скорых», и часто возникают проблемы: например, одна машина везёт роженицу в Брянск, а у кого-то аппендицит — вторая машина тоже на выезде в областном центре, и на весь поселок не остается никакого резерва. И ещё проблема: резина на машинах изношенная. Иногда в зимнюю резину обуты только передние колеса. По правилам такие машины нельзя выпускать на линию.

Куда идут деньги, получаемые от платных услуг? Председатель общественного совета при департаменте здравоохранения Галина Космодамианская подробно ответила на этот вопрос, который сейчас активно дискутируется на разных уровнях. Платная услуга в здравоохранении возникает из-за недофинансирования. Есть госзаказ, на его выполнение отпускаются деньги. Но востребованных услуг гораздо больше. Чтобы оказать эти услуги, надо откуда-то взять деньги, чтобы приобрести, например, реактивы — их стоимость в цене услуги доходит до семидесяти процентов, надо оплатить труд специалиста, который эту услугу оказал. Из полученных от платных услуг средств оплачиваются расходы на отопление, освещение, водоснабжение, оплачиваются налоги. И только около двадцати процентов идёт на прибыль. За счет этой прибыли учреждение часто и может выживать: заправить машины, отправить врачей на учёбу, отремонтировать оборудование, приобрести реактивы для льготников.

Возможно, пора обсудить ситуацию с точки зрения софинансирования лечебных учреждений в частном порядке. Отсутствие подобной формы общения с населением загоняет проблему в неформальный тупик. Многие хотели бы оплатить некоторые услуги, чтобы получить их в более комфортной обстановке, в отдельной, например, палате. Никакой дискриминации. Пусть платят, если могут. Мы ведь привыкли к тому, что в поезде дальнего следования есть купейные, плацкартные и общие вагоны: и все успешно и бесконфликтно добираются до своих пунктов назначения. Иногда в общем вагоне пассажиру даже удобнее ехать, а в плацкартном веселее, чем в купейном. Но все это разнообразие, как мне кажется, постепенно нивелируется. В перспективе, когда скорости увеличатся в разы, все вагоны будут с одинаково комфортными креслами — даже вздремнуть не успеешь, а больничные палаты станут такими, как в продвинутых странах, на которые мы ориентируемся в оценке качества лечения, однако полежать на койке пару месяцев тогда тоже не получится, потому что современные технологии уже сегодня предписывают пациенту вставать на ноги даже после операций по замене суставов через несколько часов.

Но пока разнообразие есть и, следовательно, должна быть возможность выбора. Пациент ведь сегодня может выбрать учреждение, в котором он хочет получить лечение, почему же ему нельзя выбрать услугу? Надо только не забывать, что всех, не зависимо от толщины кошельков, нужно постараться пролечить одинаково успешно.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---