«Врачебная палата»

30 октября 2013

17 октября в Брянском клинико-диагностическом центре собрались на рабочее совещание руководители учреждений здравоохранения области, главные внештатные специалисты департамента здравоохранения, чтобы разобраться в очень важном вопросе: как организовать работу и как взаимодействовать с новой региональной общественной организацией — «Врачебной палатой».

Она зарегистрирована 25 сентября этого года, и полное название отражает суть намерений: «Брянская региональная общественная организация взаимодействия медицинских работников «Врачебная палата». Уже есть в России национальная медицинская палата, которую возглавляет известный доктор Леонид Рошаль, ей три года, и теперь создаются, если можно так сказать, региональные сети, которые и охватят целиком и полностью всю страну. Если обозначить одним предложением цели и задачи, то это «объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России». Главных слов тут два: объединение и саморегулирование.

Возникает вопрос: а нам это надо? Оказывается, очень даже надо и даже очень необходимо. Пациент нынче пошел грамотный, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, и от него, как прогнозируется, в самое ближайшее время следует ожидать исков в судебные инстанции по поводу имеющих место быть ошибок и по прочим поводам. Одинокому доктору разобраться в хитросплетениях законов практически невозможно и очень скоро не только он один, а и целая медицинская организация рискует столкнуться с большими разборками. На этот счет выступавшая на совещании главный врач Дятьковской ЦРБ, одна из учредителей нашей врачебной палаты, Ольга Герасимова привела для наглядности известную иллюстрацию с веником: по одному прутику его переломать легко, а когда все прутики вместе — невозможно.

Другой соучредитель, главный врач второй детской больницы Сергей Фетисов разъяснил детали. Саморегулирование — это та стратегия, которая будет работать на всей территории РФ. Придется самостоятельно заниматься управлением профессиональной деятельностью врачей, фельдшеров, медицинских сестер и акушерок, подготовкой и переподготовкой медицинских кадров с целью улучшения качества медицинской помощи.

— У нас есть система подготовки и переподготовки и последипломного образования врачей и медицинских сестер, — сказал Сергей Фетисов, — но она несколько отличается от той системы, которая работает на Западе. Задача — не ломая хорошее, что есть у нас, взять на вооружение лучшее оттуда и создать более продуктивную систему, прежде всего, постдипломного образования врачей и медицинских сестер.

Обязательно и в первоочередном порядке будет создаваться и система правовой и юридической защиты медицинских работников и медицинских организаций. Это нужно для того, чтобы врач сразу не оставался один на один с возникшей проблемой, а получал необходимую поддержку и помощь. Разумеется, врачебная палата будет активно заниматься регулированием этических аспектов деятельности медицинских работников при обращении с пациентами, юридическими лицами и другими субъектами профессиональных отношений.

Мне больше всего понравился пункт намерений, в котором говорится о том, что врачебная палата займётся пропагандой героизма медицинских работников, самоотверженного служения делу. Только надо сделать всё, чтобы намерения эти не оказались, как это бывало в годы поголовной пропаганды и агитации, когда слова не подтверждались делами. Медицинские работники — особенно врачи — чуть ли не каждый день совершают подвиги на своих рабочих местах, проводят уникальные операции, спасают безнадежных больных, но об этом мало слышно. А надо бы учредить хотя бы какую-нибудь медаль за выдающиеся достижения и вручать отличившимся виртуозам. Не в связи с каким-нибудь очередным «…летием» или по графику — раз в год, а по конкретному поводу. Разве нет у нас таких достойных врачей? И не только среди ветеранов. Это могло бы стать хорошим стимулом для повышения мастерства и для повышения престижности профессии. Кстати, примерно аналогичное предложение было озвучено и на недавнем заседании общественного совета при департаменте здравоохранения.

Сегодня в средствах массовой информации много негатива о медицинских работниках: и на уровне ток-шоу, и на уровне новостей, и даже на уровне претендующих на художественность фильмов. Врачебная палата возьмёт на себя обязанность противодействовать всем этим выпадам против медицинских работников. Как это будет? Да очень просто: несколько грамотных исков, которые помогут составить опытные юристы, и необоснованной критики поубавится. Но от критики обоснованной, конечно, открещиваться не надо. Надо прислушиваться к ней и исправлять недостатки.

Надо учесть очевидный факт. Не сам по себе доктор Рошаль это придумал для забавы. Это проверенная временем система. Видимо, просто настала пора и у нас применить. В Германии, например, врачебные палаты стали действовать еще в девятнадцатом веке, и как оценка их работы — сегодняшняя престижность профессии врача в этой стране. Рейтинг зашкаливает — 78 процентов юных жителей Германии хотели бы стать врачами. Цифры для нас сегодняшних — сказочные. Каждые четыре немца из пяти мечтают посвятить свою жизнь медицине. Почти все!

Там на всю страну двадцать восемь врачебных палат, которые закреплены за своими землями, все они объединяются в одну большую национальную палату. Там шесть врачебных ошибок на миллион лечебных случаев, работает досудебное разбирательство, в котором участвуют медицинские работники, способные профессионально разобраться в этих ошибках. Девяносто процентов — досудебные разбирательства. Дело не доходит до гражданского судопроизводства. Десять процентов дел доходят, но в девяти из этих десяти процентов случаев принимается решение, которое рекомендовано профессиональным сообществом.

Как идёт процесс по нашей стране? В Рязани уже пятьсот человек вступили в свою врачебную палату, в Омской области — 2800. Сколько будет у нас в области? Уже в ноябре пройдёт организационное собрание врачебной палаты и появятся первые цифры численности. Лучше, конечно, не затягивать с принятием добровольного решения: чем больше будет членских взносов, тем быстрее палата начнет активную работу. Взносы приемлемые и одинаковые для всех: примерно двести рублей в месяц. Эту цифру тоже предстоит уточнить на собрании.

Главный врач Дятьковской ЦРБ Ольга Герасимова свои мотивы вступления в палату расшифровала в своем эмоциональном выступлении.

— После института в течение многих лет свято верила в то, что люди, которые живут и работают в Москве — в ведущих институтах, в университетах, в Министерстве здравоохранения, в целом в правительстве страны, — самые правильные, самые грамотные, самые профессиональные, всю свою жизнь положившие на служение людям, — призналась она. — Теперь мы не все так однозначно воспринимаем, смотрим и слушаем по телевизору. Появились свои суждения и свои взгляды, своё отношение к ситуациям. У меня «точкой кипения» стал Закон о донорстве. Он обсуждался в СМИ вначале только как проект, а потом вдруг уже как замечательный закон и всеобщее благо. Люди, казалось бы, после принятия этого закона должны были на спринтерской скорости побежать сдавать кровь. Но этого не случилось. Разве это было не очевидно и до принятия закона. Мы же все знаем, кто сдает кровь, для чего они это делают. Но кто-то же постарался пролоббировать этот закон.

Ольга Петровна привела только один красноречивый пример. А таких пролоббированных случаев — целая книга. Понес ли хоть кто-то суровое наказание за нанесенный государству огромный ущерб? Да ничуть не бывало. Даже пальчиком ни одному хорошему человечку не погрозили.

— Мне как врачу и как организатору здравоохранения в своем районе очевиден простой вывод, — подчеркнула Ольга Герасимова, — что думать и говорить надо нам самим. У нас есть сильная вертикаль власти. Но должна быть и сильная горизонталь. Приняли закон. Через некоторое время премьер вызывает губернатора, губернатор вызывает директора департамента, директор департамента вызывает главных врачей… Здесь нет крайних и виноватых, есть заложники одной системы. А не хотелось бы отвечать за то, в чем ты не виноват. Вот создание врачебной палаты и станет, я уверена, той сильной горизонталью.

Как отметил в своем выступлении директор департамента здравоохранения Владимир Дорощенко, врачебная ассоциация не должна существовать просто номинально и быть тенью департамента. Это должна быть абсолютно самостоятельная и независимая организация. Какие же властные полномочия будут передаваться палате? Этот вопрос не будет решаться одномоментно. Но постепенно эти полномочия будут расти. Во-первых, обучение. Обучение за границей, дистанционное обучение, обучение в специализированных учреждениях. Эти полномочия будут передаваться обязательно и, возможно, с какой-то частью бюджетного финансирования.

Экспертиза качества оказания медицинской помощи. Чем больше урбанизировано общество, тем больше претензий к врачебному сообществу. В США, например, ежегодно фиксируется два миллиона обращений в судебные инстанции с жалобами на качество оказания медицинской помощи. Из этих двух миллионов сто тысяч выигрывают судебные иски и получают солидные компенсации. Это при том, что там действует мощнейшая врачебная ассоциация, которая следит за соблюдением законности. У нас этот процесс только начинается. Многие руководители учреждений уже столкнулись с различными исками и судебными тяжбами. Медсестра или доктор сделали всё, что было необходимо, но в силу неподготовленности юридической службы иски проигрываются. Врачебная ассоциация возьмет на себя контроль качества оказания медицинской помощи. В этом будут помогать эксперты.

Квалификационные категории сейчас присваиваются комиссиями, которые созданы при департаменте и в которые входят главные специалисты. Это направление в течение нескольких лет будет также полностью передано во врачебную ассоциацию. Вердикт о том, достоин врач быть врачом высшей категории или нет, будет принимать врачебное сообщество.

Юридическая защита должна быть мощной и профессиональной. Должно быть взаимодействие как с правоохранительными органами, так и участие в судебных тяжбах. С пациентами работают хорошие адвокаты, это их бизнес. Но им нужно противопоставить не менее компетентных специалистов, которые будут получать достойную заработную плату и достойно защищать врачей во всех инстанциях.

Все красиво. Но как пел один из героев Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Раз организация самостоятельная, то и финансирование будет за счет взносов. Кроме того, никто не ограничивает и возможность самостоятельного зарабатывания средств. Это будет структура со своим руководителем и своей бухгалтерией.

Владимир Дорощенко назвал это событие — создание «Врачебной палаты» — историческим.

— Мы создаем организацию, которая будет стоять на страже интересов врачей и соблюдения законности в медицине.

За создание новой медицинской организации и главный врач областной стоматологической поликлиники, главный стоматолог области Сергей Тюрин. Стоматологи имеют самый большой опыт работы общественных объединений. Сергей Тюрин возглавляет свою профессиональную ассоциации уже двадцать лет.

— У нас сегодня ситуация сложилась таким образом, что кроме нас самих нас защищать некому, — сказал он, — есть законы о защите прав потребителей, здоровья граждан, но нет закона о защите врача. Если мы объединимся, то сможем очертить тот круг вопросов, которыми будет заниматься наша брянская врачебная палата.

Высшим органом палаты будет собрание, которое пройдет в ближайшее время. Чем больше палата, тем лучше защита. И самая большая надежда – на то, что в палату войдут настоящие профессионалы.

Владимир Волков


Комментарии

---