«Чем раньше перейдете, тем больше заработаете»

30 декабря 2012

Коллегия департамента здравоохранения рассмотрела целый ряд важных вопросов: о стратегии развития системы здравоохранения области до 2018 года, о перспективах реализации программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи в части обязательного медицинского страхования, о пилотном проекте нормативно-подушевого финансирования и другие.

На государственном уровне приняты приоритетные направления государственной политики в области здравоохранения. Как подчеркнул директор департамента Владимир Дорощенко, большая часть финансовых средств будет поступать со следующего года на профилактику. Приоритет — предупреждению заболеваний. Будут закупаться мобильные диагностические комплексы, значимые финансовые средства будут выделяться в системе обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризаций.

К 2018 году средний размер заработной платы увеличится в полтора раза. У врачей повышение составит до двухсот процентов, у средних и младших медицинских работников — до ста процентов от средней заработной платы. У врачей зарплата должна вырасти с двадцати шести тысяч до пятидесяти одной тысячи — в 2017 году. А в 2018 году она уже приблизится к шестидесяти тысячам рублей.

С 2013 года вводятся новые федеральные подушевые нормативы финансирования медицинской помощи. В течение прошедших лет у нас планировалось выделение семи тысяч шестисот рублей на одного застрахованного в год — и в течение нескольких лет эта цифра не менялась, в 2013 году федеральный норматив увеличивается до девяти тысяч семисот рублей, в 2014 году — до десяти тысяч семисот и в 2015 году — до двенадцати с лишним тысяч рублей. В течение четырех — пяти грядущих лет почти все лечебно-профилактические учреждения будут переведены в систему ОМС.

Департамент здравоохранения поддерживает увеличение объема платных не медицинских услуг, увеличение объема услуг, не входящих в программу госгарантий, но при этом будут уменьшаться объемы платной медицинской помощи, включенной в программу госгарантий. В уходящем году это было около 280 миллионов рублей, в течение трех лет эту сумму нужно снизить до ста миллионов рублей.

Директор БТФОМС Павел Иванов отметил, что реформа, которая началась в системе ОМС в 2011 году, уже позволила направить в здравоохранение значительные средства. Начиная с 2013 года, на всей территории Российской Федерации, во всех регионах финансирование базовой программы ОМС будет осуществляться по единому подушевому нормативу — 5942 рубля на одного застрахованного, а еще два года назад подушевой норматив на разных территориях отличался в разы и даже в десятки раз. В России формируется единое пространство ОМС. Средства из всех субъектов федерации будут аккумулироваться в федеральном фонде и потом распределяться по территориям. Подушевой норматив на одного жителя нашей области, имеющего полис, в 2013 году составит 6387 рублей — то есть, он выше федерального норматива.

Вторым важным моментом реформы является переход на одноканальное финансирование, в условиях которого около восьмидесяти процентов средств, выделяемых на развитие системы здравоохранения, будут поступать через систему ОМС. В нашей области переход на одноканальное финансирование начался в 2011 году. Со следующего года даже частные медицинские организации смогут получать средства на содержание через систему ОМС. Переход на одноканальное финансирование расширяет возможности главного врача — ему можно будет эффективнее маневрировать заработанными средствами и направлять их на приоритетные статьи , оптимизировать хозяйственные процессы.

Некоторые учреждения уже работают по пилотной системе нормативно-подушевого финансирования. Какие тут плюсы и минусы? Среди первопроходцев — пятая городская поликлиника. Главный врач Иван Дубовой рассказал о первых итогах. Во-первых, сказал он, мы уходим от системы взаиморасчетов, основанных на регистрации посещений. Точный статистический учет позволил навести некоторый порядок, но эта система перестала быть прогрессивной, она не дает возможности оценить качество работы учреждения и качество лечения пациента — а это единственная объективная характеристика. Вторая проблема, с которой все столкнутся, считает Иван Дубовой, это отсутствие точных данных о численности прикрепленного за лечебным учреждением населения. Всем нужно будет активнее работать с населением по его перезакреплению. В пятой поликлинике существует локальная сеть, включающая в себя более сотни автоматизированных рабочих мест, которая и позволила без проблем создать постоянно действующие паспорта участков. Только за четвертый квартал уходящего года учреждению удалось перезакрепить 1070 жителей. То есть принять и обработать 1070 заявлений. Это приличная цифра.

В плане деонтологии тоже все в порядке: за квартал в поликлинику не поступило ни одной обоснованной жалобы от населения. А это неплохой барометр. Есть позитивная динамика и в демографических показателях — уменьшилась смертность общая и смертность трудоспособного населения в частности. Увеличился охват населения профосмотрами. По туберкулезу, например, это 76 процентов. Единичными стали запущенные случаи злокачественных новообразований. Уровень госпитализации в Фокинском районе в круглосуточные стационары низкий, но важно, что ниже стала и доля экстренно госпитализируемых, что говорит о том, что поликлиника не передерживает у себя больных, нуждающихся в медицинской помощи.

Накопленный опыт показывает, что нормативно-подушевое финансирование может послужить стимулом к более качественной работе на формирующемся рынке медицинских услуг. И еще один жирный штрих: внедрение этой технологии позволило пятой поликлинике заработать значительно больше финансовых средств, рассчитаться с кредитами и с легким сердцем накануне Нового года заняться приятными хлопотами, связанными с премиальным вознаграждением коллектива за качественную работу.

Заместитель директора БТФОМС Светлана Морозова четко обозначила перспективы: в эту новую систему финансирования амбулаторной помощи перейдут все. Финансирование по посещениям во всем мире уже признано неэффективным, поскольку лечебное учреждение заинтересовано давать как можно больше посещений, но при этом не оценивается результат, который дают эти посещения. За нормативно-подушевым финансированием будущее. И с апреля следующего года предполагается добавить в пилотный проект к четырем уже задействованным в нем еще семь учреждений здравоохранения области: это вторая горбольница Брянска, Навлинская, Новозыбковская, Почепская, Стародубская, Суражская и Трубчевская центральные районные больницы. Но если будут еще желающие, то, как обещал директор департамента, возражений не будет. «Чем раньше перейдете, тем больше заработаете…»

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---