Лечить… до удачи

19 ноября 2012

В конференц-зале первой областной больницы прошла междисциплинарная конференция врачей-терапевтов, кардиологов и эндокринологов, в которой приняли участие начальник кафедры военно-полевой терапии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, главный эндокринолог Санкт-Петербурга Юрий Халимов, рассказавший об ингибиторах ДПП 4 — новой ступени безопасной терапии сахарного диабета второго типа, и заведующий кафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи МГМСУ им. А. И. Евдокимова Аркадий Верткин, развернувший интересную дискуссию по терапевтическим аспектам сахарного диабета. Вела конференцию главный внештатный эндокринолог департамента здравоохранения Галина Оглоблина.

Аркадий ВерткинДиабет прогрессирует во всем мире, Брянская область не является исключением, на начало текущего года у нас было зарегистрировано более тридцати трех тысяч таких больных. И ежегодный прирост составляет от пяти до одиннадцати процентов. Армия диабетиков, как образно констатировала факт Галина Оглоблина, постоянно пополняется.

Как же эффективно «воевать» с наступающим противником, как обороняться? Есть ли шанс одолеть врага? Есть. Надо использовать современное «оружие», которое, оказывается, тоже есть. И речь не только о современных методиках лечения, но и о препаратах, как было отмечено на конференции, революционно нового класса. Наши эндокринологи уже используют, например, ингибиторы ДПП-4, и результаты они дают положительные.

Символическое здание под названием «многофакторное лечение сахарного диабета второго типа» состоит из многочисленных кирпичиков. Очень важно, конечно, самообразование пациентов — изменение образа жизни, физические нагрузки, устранение вредных привычек, применение снижающих сахар препаратов, коррекция факторов сердечно-сосудистого риска — все это играет свою роль. И надо всегда помнить, что даже если один кирпичик из этого символического здания выпадет — не будут выполняться необходимые требования, — сразу возникнет повышенный риск развития осложнений и в конечном итоге — риск смерти.

Галина ОглоблинаПациенты часто не соблюдают правила, не придерживаются здорового образа жизни, нарушают диету. Это, конечно, отрицательно влияет на качество лечения. Но, как отметил Юрий Халимов, и применяемые сегодня сахароснижающие препараты обладают теми или иными недостатками, и это во многом тоже определяет неудовлетворительные результаты лечения. Как еще совсем недавно лечили? Это лечение даже получило свое название —«лечение до неудачи». На первой ступени изменяли образ жизни, применяли один препарат, если он был неэффективен, комбинировали, и, наконец, «все успокаивали» инсулином. Инсулин якобы снимает все проблемы. Но все традиционные препараты обладают одним большим недостатком: они воздействуют всего лишь на один из возможных патогенетических дефектов развития диабета. Рассчитывать при этом на успешное лечение заболевания трудно. Сегодня же задача ставится по-другому: лечить до удачи. И в этой связи большим событием стала разработка новой концепции инкретиновой терапии. О новых препаратах и правильном их применении и шла речь на конференции.

Аркадий Верткин, успешно разбавивший свою лекцию отрывками из бессмертного произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», привел интересные цифры. Совсем недавно собрались на конференции по непрерывному медицинскому образованию и качеству медицинской помощи почти все великие медики страны, среди которых самым простым, как отметил в шутку профессор, был академик Чазов, и по ее итогам сделали такое резюме: в шестидесяти процентах случаев все, что делают медики, они делают с дефектами; показатель безопасности оказываемой медицинской помощи у нас в два раза хуже, чем в Болгарии, число пациентов, пролеченных в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи в два раза меньше, чем в Эфиопии, и две трети пациентов не удовлетворены всем, что делают наши медики. Цифры без лакокрасочного покрытия. Их нужно знать, чтобы принимать правильные решения.

Юрий ХалимовА почему так? Пример из практики. Доктор тиреоидолог осматривает бабушку, которой 84 года, и ставит ей диагноз: «первичный гипотиреоз». И что же назначает ей доктор? Консультацию диабетолога. Как же можно быть удовлетворенным качеством лечения, если тиреоидолог посылает к диабетологу, а диабетолог к эндокринологу… и так далее. Американская ассоциация кардиологов уже отобрала сахарный диабет второго типа у эндокринологов, посчитав его «абсолютно кардиологическим». Попробуй возрази, когда инфаркт головного мозга, например, в восьмидесяти процентах случается у больных с диабетом. Но у нас в средней нашей поликлинике в клиническом диагнозе сахарный диабет при наличии гипергликемии ставится только в трех процентах случаев. В пятистах взятых с полочки амбулаторных картах диагноз «сахарный диабет» только у шестнадцати пациентов. Хотя уже все усвоили, что он есть у каждого второго, тут всего три процента. Надо бы жестче навести в этой «статистике» порядок, но это очень сложно сделать, когда «на каждой улице проживают по пятнадцать профессоров и у каждого своя точка зрения, в обязательном порядке отличная от другой». Сто шестнадцать мнений на одну простую болезнь, как описал ситуацию Аркадий Верткин.

Симптомы диабета могут проявляться любыми болезнями. Все чаще говорят так: кто не знает диабета, не может заниматься медициной. Палитра болячек, из-за которых люди уходят в мир иной, очень красочна, восемьдесят четыре процента причин смертей связаны с осложненным течением диабета. Но это, как говорится, вскрытие показывает. Врачи у живых не могут определить сахарный диабет, его определяют у мертвых. Врачи не замечают в причинах болезни ожирение даже при зашкаливающей окружности талии, когда живот уже на коленях. Только в пяти процентах историй болезней толстых людей есть такой диагноз. Интересная ситуация: все борются с ожирением кроме врачей. И про курение в амбулаторных картах — минимум. Никто не лечит курение. Его только запрещают.

Контроль гликемии, по данным семидесяти трех амбулаторных карт умерших больных с сахарным диабетом, у подавляющего большинства усопших проводился один раз в три месяца. А ведь эти люди могли выжить при более серьезном подходе к контролю состояния своего здоровья. И при более внимательном отношении к этому контролю врачей. Модернизация и приоритетный национальный проект, многочисленные программы развития здравоохранения заполнили наши лечебно-профилактические учреждения самыми современными приборами и оборудованием на многие миллиарды рублей. Но как показывают исследования причин бесконтрольного образа жизни у населения страны, одной из них является то, что многие — сорок два процента опрошенных — просто не имеют обыкновенных глюкометров. То есть самого главного. Почти как у любимых профессором Верткиным Ильфа и Петрова, только уже в «Золотом теленке»: «Все это великолепие разбивалось о маленькую бумажку, прилепленную к входной двери магазина: «Штанов нет».

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---