«От хотящего знать не отворачивайся…»

16 октября 2011

В Москве в рамках плановых мероприятий по развитию общественных форм медицинского сообщества по инициативе общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество» (РМО) состоялось собрание представителей медицинских учреждений Центрального федерального округа, вел его академик РАН и РАМН Евгений Чазов.

РМО — приемник и продолжатель традиций московско-петербургского медицинского общества, созданного в России ещё в 1880 году. Возрождение РМО состоялось в 1996 году. Это авторитетная медицинская общественная организация, известная в стране и за рубежом. Её региональные отделения активно работают в большей половине субъектов России. Она является полноправным членом Всемирной медицинской ассоциации. Главной целью деятельности общества является создание условий, необходимых для осуществления врачами своих функций. Основная задача — стать единой национальной организацией врачей и иметь возможность при обсуждении и принятии важных решений влиять на содержание нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность в России и за рубежом. Главный нравственный принцип заложен в уставной девиз: «Возлюби ближнего своего больше, чем самого себя, просящему у тебя дай и от хотящего знать не отворачивайся!»

На собрании шёл серьёзный разговор о развитии общественного сознания и необходимости усиления влияния медицинского сообщества на развитие российского здравоохранения.

— Необходимо, — сказал Евгений Чазов, — подняться на новый качественный уровень отношений профессионального сообщества и медицинских чиновников, в первую очередь, Минздравсоцразвития, перейти от огульной критики к конструктивному диалогу в интересах самого здравоохранения и всего населения страны. Противостояние медицинских чиновников и врачебного сообщества, разобщённого призывами различных общественных медицинских организаций, уже становится вредным и мешает достижению актуальной на сегодня цели — качественному реформированию находящегося в кризисе современного здравоохранения.

У чиновников и врачей одна цель и одно общее дело — создать эффективную систему здравоохранения, обеспечивающую сохранение здоровья человека, профилактику заболеваний, своевременную, доступную и качественную медицинскую помощь и реабилитацию, высокое качество жизни населения. Чтобы комфортно, в широком смысле слова, было и тем, кого лечат, и тем, кто лечит.

В последнее время всё чаще можно услышать просьбы разного уровня чиновников не только их критиковать, но и конструктивно предлагать. Возможно, они стали понимать, как далеки от народа. Но не только они сами, но и институты, разрабатывающие проекты будущих законодательных актов. Например, представитель Минздрава на этом большом собрании Е. Скачкова прямо сказала: «…Мы не родились чиновниками, прошли определённый практический путь в реальной медицине, но сегодня лучше, чем сами врачи, никто не знает, что происходит в первичных коллективах и что надо делать в первую очередь».

Выступавшие с высокой трибуны указывали на определённую общественную инертность на местах, на отсутствие конструктивизма в критике. В брянском здравоохранении, в частности, достаточно активно работают общества специалистов, как правило, их возглавляют главные специалисты департамента здравоохранения. Довольно инициативно работает ассоциация медицинских сестер, но сегодня, когда здравоохранение вступает в активную фазу своего развития практически по всем направлением, этого недостаточно, ведь нельзя достичь успеха только благодаря указаниям сверху. Необходима активная конструктивная работа общественных организаций, способных своевременно увидеть, подсказать и упредить. Для развития общественного сознания брянского медицинского сообщества не хватает участия наших врачей в общероссийских общественных формированиях, у нас нет ни одного регионального отделения, активно действующих общероссийских организаций, через которые можно было бы донести свои соображения и предложения по развитию здравоохранения. Первым шагом в этом направлении и будет, наверное, создание регионального отделения РМО.

В ходе развернутой дискуссии были высказаны и совершенно противоположные точки зрения, и компромиссные. Председатель комитета Российской общественной палаты Евгений Ачкасов уверен, что в медицинском сообществе должна быть только одна представительная организация, имеющая право что-то предлагать от имени всего российского здравоохранения и отвечать за последствия от реализации своих предложений, как это принято в развитых западных странах. Евгений Чазов высказался за умеренное участие сообщества в совместной с чиновниками работе по определению приоритетов в развитии здравоохранения. Если сообщество берет на себя ответственность за состояние дел в медицине, то соизмеримо ответственности должны быть предоставлены ему и права. Большая ответственность и большие права, в том числе и в управлении. Но к чему может привести соседство двух медведей в одной берлоге, мы уже хорошо знаем. Представьте себе, что департаментом управляют директор департамента и президент регионального отделения РМО в роли комиссара? Это, конечно, нонсенс…

Даст ли положительный эффект объединение всех врачей в одну общественную организацию, даже в такую влиятельную, как РМО? Приближение одной организации к «телу» может привести к «лечению» здравоохранения не по объективным показаниям, а по включённому административному ресурсу с учётом корпоративных интересов, что может всё возвратить на круги своя. Да, может быть, на каком-то этапе для решения основного вопроса «на направлении главного удара» необходима консолидация сил, но в связи с этим могут возникнуть и большие проблемы.

Изложенные в проекте федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» предложения по функционированию общественных организаций в здравоохранении имеют право на жизнь. РМО — авторитетная организация, жестко ограничившая себя членством только врачей. Все остальные работники здравоохранения могут быть на правах сторонников. Конечно, объективно в здравоохранении особая роль принадлежит врачам как главному субъекту медицины, что, возможно, сформировало определённую кастовость этой категории медработников, но сегодня при духовном нигилизме верно ли будет искусственно возводить их в ранг вершителей судьбы здравоохранения и возлагать на них всю ответственность за это? Врач не субъект права и фактически не несёт ответственности за свои решения, ответственность лежит на государственном учреждении. Возможно, в будущем сообщество и возьмёт на себя ответственность за профессиональные действия врача, но пока за всё отвечает представитель государства — главный врач, в том числе и за врача, работающего в учреждении.

И второе — в условиях коммерциализации медицины, морального и материального дефицита будут ли учтены интересы других категорий работников здравоохранения? Реальное материальное расслоение огромно даже в стенах отдельного учреждения, не говоря уже о медицине в целом. К сожалению, жизнь показывает, что сегодня достаточно часто у врачей всё же преобладают меркантильные интересы. Можно себе представить, как трудно членам РМО придерживаться своего уставного девиза «возлюби ближнего своего…», когда в обществе насаждается культ индивидуализма, личной выгоды и наживы. Что говорить о глобальных проблемах, если имеют место такие «мелочи»: например, все у операционного стола солидарно несут ответственность за результаты работы (конечно, под руководством хирурга), но при разделении «доходов», получаемых в виде благодарности от пациентов действует определённая дискриминация. Нельзя доводить медицинских работников до такого унижения. Как говорят врачи старой закалки, раньше отношения в первичных подразделениях были проще, особенно врачей с медицинскими сёстрами, «они по-человечески были ближе и роднее. На первом месте стояло достоинство, а сейчас рубль». Возможно, принцип коллективизма ушёл в прошлое с другими ценностями социализма? Но не закладывается ли сейчас в механизм взаимоотношений мина замедленного действия, которая в определённых условиях может сработать?

В последнее время РМО занимается не только активной общественной работой, публичным выделением врачей из общей массы работников здравоохранения, но и решением проблем защиты интересов своих членов. В частности, совместно со сбербанком разработаны и внедряются особые платёжные карточки членов РМО, позволяющие им иметь значительные скидки (до пятидесяти процентов) для приобретения билетов на самолёты, или до десяти процентов при покупке импортных автомобилей, приобретении жилья, использовании информационных каналов, вплоть до создания своего телевизионного канала. Одним словом, общество заботится, чтобы его члены сегодня были узнаваемы в общей массе врачей на российском пространстве, и дело идёт к тому, что завтра они будут узнаваемы и на территории Западной Европы.

Академик Чазов отметил, что его положение, возраст позволяют не заниматься общественной деятельностью, но видя то, что сейчас происходит «на фронте» здравоохранения, он не может остаться в стороне, как и многие его товарищи. Сегодня в составе РМО около десяти академиков, почти все ректоры ведущих медицинских вузов и многие другие узнаваемые фигуры. Евгений Чазов призвал всех активно включится в работу. Цели определены, задачи поставлены, пора за работу!

Александр Михайлов


Комментарии

---