Лариса Третьякова: «Важно услышать пациента…»

13 мая 2010

Лариса ТретьяковаМоя собеседница — лучшая медицинская сестра Центрального федерального округа, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью департамента здравоохранения Брянской области, вице-президент Ассоциации сестринского персонала Брянщины Лариса Третьякова.

— Лариса Анатольевна, падает престижность профессии?

— Честно и откровенно: падает. Когда я поступала в колледж, у нас было десять человек на место. В эту профессию нужно идти только по призванию. Сейчас многие поступают, чтобы просто получить диплом. В институт не идут — маловато знаний, а образование «какое-то» надо получать. Многие еще учатся и уже признаются, что работать по профессии не будут.

— Зарплата отпугивает?

— Зарплата маленькая — это да. Но она всегда была маленькой. Тем не менее всегда было уважение к нашей профессии. А сейчас и оно пропадает. Об этом можно судить не только по отношению пациентов, а даже больше по тому, как к нам относятся наши коллеги — врачи. Нет былого уважения к медсестре. Она получает 4300 рублей, следовательно, и уважать не надо? Но нельзя же все рублем измерять… На медсестре ведь все держится. Не зря же нас называют средним звеном. Врач, конечно, в медицине — номер один, он ставит диагноз, делает назначения, но дальше один на один с пациентом остается медсестра. На ней огромная ответственность.

— Мне кажется, что сейчас меньше желающих стать медицинскими сестрами, потому что просто боятся ответственности — ваша работа требует безошибочных действий.

— Нет, я не думаю, что девочки боятся ответственности. Уровень подготовки в наших колледжах не стал ниже, наоборот — он повышается с учетом современных требований. Готовят настоящих профессионалов. Было бы желание ими стать. Я вижу этих девочек — они уже, выходя из стен своих учебных заведений, готовы к самостоятельной работе. Все умеют. Многие начинают работать в медицине санитарками.

— Проходят проверку на прочность…

— Да, потом они оканчивают колледж и работают медсестрами. Это осознанный выбор. Такие кадры делают наше среднее звено крепким. Вот их даже не смущает нынешняя смешная зарплата, потому что они верят, что рано или поздно их труд будет оценен достойно. После колледжа приходят готовые горы свернуть. С огромным желанием работать. Но, столкнувшись с «суровой действительностью», уходят. Потому что тяжело. Если что-то случилось, крайней частенько оказывается как раз медсестра. Бывает, что врач нагрубит пациенту. Пациент стерпит — боится врача, начальника. А на медсестре свою обиду выместит потом. И наши сестрички часто нарываются на грубость. Не у каждой хватает выдержки.

— Уколы на дому делать — выгодная подработка?

— Это, во-первых, тоже большая ответственность. А, во-вторых, это уже предпринимательская деятельность: налоги, лицензия… все должно быть по закону.

— Сделала укол за пятьдесят рублей. Сорок отдай государству.

— Если взять нашу консультативную поликлинику первой областной больницы, то у нас реально подработать можно санитаркой. И все это делают. В поликлинике это, в основном, уборка помещений.

— Не только у нас такие проблемы…

— Мы общаемся на различных конференциях, знаем, как работают в других областях: у нас в области, по-моему, самый низкий уровень оплаты труда сестринского персонала. Находят возможность делать различные надбавки, создают специальные фонды. Везде 4300 рублей. Но в Москве медсестра получает двадцать восемь тысяч и больше. Отсюда текучка. Наши брянские медсестры уезжают в Москву.

— Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше.

— Вот только сейчас общались с подругой, вместе раньше работали, она не может никак понять, плакать ей или смеяться: начислили премиальную надбавку — не пугайтесь — двадцать рублей!..

— Больше вреда от такого стимулирования. Как тут отказаться от «шоколадки»? Она просто жизненно необходима.

— Медицинской сестрой я работаю с 1989 года. Знаю, что никогда медсестра сама не будет никого вынуждать на благодарность. Но если выписывается человек и на радостях приносит торт, его трудно не взять, потому что обидится человек, расстроится. Самый большой подарок — это я не ради красивых слов — когда видишь счастливые глаза выписывающегося из больницы пациента. Это, как сейчас говорят, дорогого стоит. Вот это и главный стимул, и энтузиазм, и всё остальное.

— Где комфортнее всего работается медсестре?

— Там где ценят ее труд и где к ней с уважением относятся. Для меня важен престиж первой областной. Это ведущее учреждение, это флагман. Есть, конечно, учреждения, где и оборудование самое-самое, и условия работы прекрасные. Но я всегда так говорю: аппаратура у вас хорошая, а специалисты у нас лучшие.

— Тогда спрошу по-другому: где труднее всего?

— Везде нужно добросовестно, ответственно и с желанием выполнять свои обязанности. Кому-то, например, кажется, что в поликлинике медсестры просто перекладывают бумажки. Но это, конечно, далеко не так. Знаю это, потому что сейчас работаю старшей медсестрой консультативной поликлиники первой областной больницы. В поликлинике медсестры всю смену работают с людьми. Каждый день с разными. Каждого нужно выслушать. Это, кстати, очень важно — уметь слушать. Нельзя «отфутболивать» пациента, даже если он и не по вашему профилю: «Ой, это не ко мне — идите… дальше…» Такое бывает. Но не у нас. Я об этом говорю на каждой пятиминутке. Человек ведь обращается за помощью. Надо постараться услышать его. Профессионально работать и медведя можно научить. А вот душевного, теплого отношения, которого ждут от нас пациенты, не всем хватает.

— А где вам прививали первые навыки деонтологии?

— Я коренная бежичанка. Родилась и выросла в Бежицком районе Брянска. Закончила колледж имени академика Амосова, немного поработала — чуть больше года — в поликлинике электромеханического завода, а потом пришла в первую областную больницу и работаю здесь с 1992 года. Лучше школы, чем наша больница, думаю, нет. Но жизнь мою перевернул 2005 год, когда я победила в российском конкурсе. Нет, переломный момент наступил даже раньше — когда пошла учиться на водительские курсы, решила получить права. У каждого человека, наверное, бывают такие моменты в жизни, когда понимаешь, что довольствоваться тем, что есть, — мало. Хочется чего-то большего. Получила права, стала водить машину. В том же году поступила в Орловскую академию государственной службы. Не могу сказать, почему я поступила учиться именно в эту академию. Просто захотелось добиться чего-то большего: как говорится, расширить кругозор. Всем задавали на вступительных экзаменах одинаковый вопрос: зачем вам высшее образование? И все отвечали примерно одинаково: хочу быть полезной Родине… А я ответила честно: у моего мужа три высших образования, а у меня ни одного. Обидно как-то… Приняли сразу.

А в 2005 году проходил областной конкурс на звание лучшей терапевтической медсестры. Тогда у нас главной медицинской сестрой была Мария Семеновна Кожурина. Она меня практически заставила поучаствовать в этом конкурсе. И сегодня — дай Бог ей крепкого здоровья! — я ей за это очень благодарна. Пришлось взяться за книжки… Мы ведь работаем, не особо задумываясь, как мы всё делаем. Всё привычно, всё отработано сотни и тысячи раз. А тут нужно еще и правильно объяснить, почему ты взяла именно так, а не по-другому. А еще, чтобы победить, нужно быть немножко актрисой…

— Вот где есть шанс всем талантам раскрыться…

— Да, мы начали раскрывать свои способности и в итоге заняли первое место. А я стала лучшей терапевтической медицинской сестрой области. А в декабре 2006 года был конкурс ЦФО. И я стала лучшей медицинской сестрой Центрального федерального округа. Очень поддерживал и помогал мне мой муж.

— Он тоже медик?

— Нет. Но сейчас его медицинские знания, наверное, уже на уровне профессорских. Когда еще училась в колледже, первые экзамены сдавала ему. Билет такой-то, вопрос такой-то — всё серьезно. Конечно, трудно даже просто участвовать в конкурсе такого уровня, но я — сама себе удивляюсь — хотела в нем участвовать. И хотела победить.

Владимир Волков


Комментарии

  1. Супер, моя мама лучше всех!!!
    люблю её очень, сама всего добилась!

    — Никита · 18 05 2012 - 13:40 · #

---