Социальная составляющая — главный приоритет

9 ноября 2015

Государственное предприятие «Брянскфармация» в этом году открыло по всей области сеть социальных аптек. Это одно из направлений антикризисной программы Правительства Брянской области, направленное на обеспечение ценовой доступности качественных лекарственных средств для населения. Как работает эта программа в Стародубском районе? Об этом рассказывает заведующая аптекой №25 ГУП «Брянскфармация», заместитель главы города Стародуба, депутат городского совета народных депутатов Вера Толочко.

— Вера Алексеевна, в Стародубе тоже не так давно — в марте этого года — открылась социальная аптека, уже можно сделать вывод — правильное это было решение, не популистское?

— Люди сразу оценили преимущества приобретения лекарств в социальной аптеке. Они там дешевле, чем в других аптеках и аптечных пунктах. Мы, как государственная аптека, должны обеспечить не только качество необходимых населению лекарственных средств, но и их доступность. Именно с этой целью генеральный директор ГУП «Брянскфармация» Михаил Михайлович Иванов принял решение об организации сети социальных аптек, в которых лекарства реализуются в полном ассортименте, но по более дешевым ценам. В социальной аптеке действуют минимальные торговые наценки, но система заказов такая же, как в нашей центральной аптеке.

— Где вы открыли социальную аптеку?

— У нас было маленькое помещение внутри поликлиники ЦРБ — всего четырнадцать квадратных метров. Работа там была ограничена по времени, потому что поликлиника закрывалась в пять часов вечера. Больница состоит из нескольких зданий — из старой поликлиники люди заходили в наш аптечный пункт, а вот из новой никак не находили в аптеку дорогу, шли мимо. Поэтому мы построили новый аптечный пункт непосредственно на территории больницы. Там есть всё — в полном ассортименте, есть и оптика — принимает врач-окулист, сразу люди обращаются в эту аптеку, приобретают очки по его рекомендациям, детские товары пользуются большим спросом — в больнице есть детское отделение и можно тут же купить то, что доктор прописал. Ассортимент подобран таким образом, чтобы удовлетворять спрос со стороны больных, которые проходят амбулаторное лечение или лежат в стационаре.

— Это же хлопотное дело — построить новый павильон…

— Нужно было выделить участок на территории больницы, оформить договор аренды, построить сам павильон, закупить новое оборудование, мебель, холодильники, привести всё в соответствие с нормативами, провести туда воду, канализацию, отопление, подключить кондиционер, чтобы соблюдать все требования холодовой цепи — все препараты должны от момента их производства, до момента реализации храниться при строго определенной температуре, там сейчас современные условия, которые уже оценили и покупатели, и наш персонал.

— В частных ларьках и забегаловках такого и близко нет…

— Вот поэтому люди и выбирают государственную аптеку. Кроме центральной аптеки, расположенной в центре города в двухэтажном типовом здании площадью 735 квадратных метров, в нашу структуру входят еще четыре аптечных пункта — социальная аптека, о которой я говорила, магазин «Оптика» — в этом году мы сделаем его специализированной современной торговой точкой, аптечный пункт в новом торговом центре и еще один аптечный пункт недалеко от больницы. Есть еще три аптечных пункта на селе: в Гарцеве, Нижнем и Воронке.

— Аптечный пункт в Воронке, я знаю, недавно отметил свое столетие.

— Да, это уникальное учреждение. Не знаю, насколько интересно это у нас получится, но в этом году или в начале следующего мы планируем открыть там музей. Эту идею поддержал наш генеральный директор Михаил Михайлович Иванов. Музей будет из двух половин — в одной половине по-прежнему будем отпускать населению лекарства, а в другой проводить экскурсии. Там хорошее место, летом можно развернуть экспозицию прямо на улице. Здание не имеет смысла перестраивать — нужно сохранить его в первозданном виде. Никакого новодела не будет.

— А экспонаты?

— Поскребли по сусекам и нашли много чего подходящего. Производство лекарств у нас, в центральной аптеке, закрылось, но осталось оборудование и аппаратура, которых сейчас нигде уже не увидишь, а через несколько лет эти экспонаты станут настоящими музейными ценностями: например, там, в Воронке, есть дистиллятор еще военного образца, который топится углем, есть порошковые дозаторы, есть всякие машинки для приготовления препаратов. Мы откроем музей и будем приглашать в него всех желающих. Это будет очень полезно и интересно, например, для студентов наших медицинских колледжей — и не только фармацевтических отделений. Школьники к нам приходят уже сейчас, мы проводим занятия в школах по профориентации, совсем недавно я проводила круглый стол в библиотеке: во-первых, молодежи это интересно, а, во-вторых, воспитываем таким образом будущие кадры. Студенты приезжают к нам на практику и из калужского колледжа — они тоже хорошо знают дорогу в Стародуб.

— Куда же еще ехать за опытом, как не в Стародуб — у вас такие опытные кадры…

— Может, это и не новая фраза, но я её скажу: коллектив у нас — семья. Как пришли сюда работать, так никуда больше не бегаем. В этом году, в марте, мы проводили на заслуженный отдых Людмилу Владимировну Манакову, проработавшую в аптеке фармацевтом полвека! Более сорока лет работают фармацевты Тамара Павловна Белкина, Екатерина Викторовна Полонова, Валентина Петровна Безрученко, Люся Васильевна Бондаренко — у всех по одной записи в трудовой книжке. Больше двадцати лет работает в аптеке мой заместитель Елена Борисовна Панус. Но у нас и молодежь замечательная — фармацевты Татьяна Михайловна Богомолова, Галина Николаевна Суховей. Штатное расписание сейчас закрыто. Нет кадровой проблемы.

— К вам попасть на работу — легче в Кремль устроиться…

— Когда-то в аптеку устроиться даже уборщицей можно было только по блату. Тогда эта специальность называлась «санитарка-мойщица». Наша аптека всегда считалась и считается сейчас престижным местом — и мы держим марку. Витрину с улицы оформили таким образом, что с одной стороны у нас черно-былые фото ветеранов — они уже ушли, это история, а с другой — фото тех, кто трудится сегодня. Поддерживаем хорошие традиции, работаем стабильно и качественно, и люди к нам идут, понимая, что здесь они, во-первых, всегда приобретут то, что им нужно, а, во-вторых, никогда не нарвутся на фальсификат или просроченное лекарство. Есть такая статистика: из ста заболевших, девяноста девять приходят в аптеку, а один идёт к врачу. Хорошо это или плохо, но так сложилось. В аптеку приходят и просто за советом, если мы видим, что вопрос сложный, конечно, отправляем к врачу, но есть такие покупатели, которые к нам ходят десятилетиями, мы их знаем по имени и отчеству, и их болячки знаем наизусть. Нам доверяют. Даже иногда бывает, что купят лекарство в другой аптеке, а к нам приходят спрашивать, как его принимать. Опыт наших фармацевтов востребован, они никогда не откажут никому в консультации, как бы ни были заняты.

— Не мешает ли конкуренция?

— Это естественный процесс. В городе восемнадцать аптечных пунктов разной формы собственности: восемь из них — наши. Есть конкуренция, но я никогда не боялась этой конкуренции. У человека должен быть выбор. Само слово «государственная» — для ветеранов, для пенсионеров является как бы знаком качества. А за ними ведь их семьи, их дети и внуки, они тоже знают, куда идти за лекарствами. Мы принадлежим к социально ориентированному бизнесу. Как только случился кризис, люди начали волноваться, нервничать, их пугает тенденция к подорожанию — каждая копейка на счету. Без лекарств больные не смогут жить. Как им помочь? Генеральный директор ГУП «Брянскфармация» Михаил Михайлович Иванов эту проблему ставит во главу угла, все заведующие аптеками, все фармацевты четко знают, что социальная составляющая в нашей работе — это приоритет номер один: защитить человека в любых экономических условиях, какой бы ни случился кризис, больной должен получить то лекарство, которое прописал ему доктор.

— В случае больших трудностей частник просто закроет свою торговую точку и уйдёт…

— А государственная аптечная сеть будет функционировать в любых условиях, на то она и государственная. Что реализуется в коммерческой аптеке? То, что выгодно. Но ни в одной такой аптеке, по крайней мере в нашем районе, не реализуются наркотические лечебные препараты — потому что это хлопотно и затратно: это и охрана, и лицензирование, и дополнительные торговые площади, и обучение специалистов, и много других статей расходов — шкафы, холодильники, оборудование. Им невыгодно этим заниматься, а мы это должны делать. Льготный отпуск лекарств — это очень серьёзное и проблемное направление, с каждым человеком нужно уметь поговорить — это тоже наша обязанность.

У нас действует система скидок на весь ассортимент продукции. По вторникам и четвергам, например, в нашей аптеке можно купить лекарства со скидкой в семь процентов. Люди — те, которые умеют считать деньги, — уже оценили эту льготу. Приходят именно в эти дни — во вторник и в четверг — и покупают то, что им необходимо, по более низкой цене. Приходят даже со списками. Покупают и для себя, и для родственников, и для соседей. Кроме того, к нам приходят и постоянные покупатели с дисконтными картами, которые также дают возможность приобретать лекарства и другие товары со скидкой в пять процентов. Всё это привлекает покупателей и мы практически не теряем обороты.

— А как у вас с импортом и его замещением или, как сейчас более правильно стали это называть, с импортовытеснением?

— Импортные препараты присутствуют на наших прилавках, но люди все чаще начинают отдавать предпочтение отечественным препаратам, которые находятся в другой ценовой категории. Импортные и оригинальные препараты, как правило, очень дорогие. Оригинальный препарат стоит, например, шестьсот рублей, импортный дженерик — двести рублей, а отечественный может стоить и двадцать рублей. Действующее же вещество там одно и то же. Лекарства сейчас врачами выписываются по международному непатентованному наименованию, поэтому человеку, который к нам пришел с рецептом, мы предлагаем всю линейку. Бабушке помогает наше отечественное лекарство — зачем ей тратиться на импорт? Она покупает, то что уже сто раз опробовано. Но если человек говорит, что ему прописали только такое-то лекарство, мы ему отпускаем то, что он просит.

— Еще одна составляющая социальной направленности — фельдшерско-акушерские пункты. Как с ними налажен контакт?

— Мы обслуживаем тридцать пять ФАПов и врачебных амбулаторий. Работаем с ними сейчас практически каждый день. Никаких ограничений — надо пять раз в неделю получить им товар, мы пять раз в неделю отпускаем товар. Столько, сколько нужно, без ограничений. У нас есть фельдшерско-акушерские пункты, которые дают обороты в пятьдесят и семьдесят тысяч в месяц. Это, кстати, как раз ответ на дискуссионный вопрос: «Нужны ли ФАпы?» Они востребованы. Лекарственное обеспечение сельского населения — тоже государственная задача, на решение которой нас четко ориентируют и указания губернатора Александра Васильевича Богомаза и генерального директора ГУП «Брянскфармация» Михаила Михайловича Иванова.

Наш район — один из самых больших по площади в области. Разброс населенных пунктов тоже очень большой. Расстояние от центра города до сел составляет пятьдесят и более километров. Удобно ли заболевшему человеку ехать в центр за корвалолом или аспирином? Заплатить триста рублей за билет, чтобы купить потом копеечное лекарство, и затратить целый день на поездку туда-обратно. Поэтому мы сохраняем свои три аптечных пункта, расстояние до Гарцево — больше тридцати километров, расстояние до Воронка — больше тридцати километров. Нижнее, Гарцево — убыточные точки, но мы от них не откажемся, потому что не можем оставить село без лекарств.

— Вера Алексеевна, вы еще и заместитель главы города Стародуба, депутат городского совета. Зачем вам лишние нагрузки?

— Нагрузки — да. Но не лишние, а полезные. Это помогает, во-первых, всегда быть в курсе городских проблем, а, во-вторых, помогает их успешно решать.

Беседовал Владимир Волков
Фото автора

Категории: ,


Комментарии

---