Алеся Станкевич: «Люблю видеть результат…»

9 апреля 2010

Алеся СтанкевичАлеся Станкевич, врач-офтальмолог, заведующая операционным блоком Калужского филиала ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени Фёдорова, выполняет операции на переднем отрезке глаза, владеет методиками удаления катаракты, проводит антиглаукоматозные, склеропластические, вазореконструктивные операции. За пять лет работы выполнила уже более 1000 операций. Сейчас Алеся Владимировна в Брянске, и мы попросили ее поделиться своими впечатлениями о Брянском отделении Калужского филиала МНТК имени Фёдорова: как организована здесь работа, насколько соответствует современным требованиям уровень оснащенности и подготовки кадров и чем отличаются брянские пациенты от других?

— Алеся Владимировна, вы заведующая операционным блоком Калужского филиала МНТК имени Фёдорова, но сейчас вы в Брянске. С какой целью вы приехали в отделение?

— Брянское отделение открыто в 2004 году, и здесь постоянно работают свои врачи, мои коллеги, которые проходили обучение на базе Калужской клиники МНТК, не многие врачи могут похвастаться таким уровнем образования. Здесь постоянно работают три врача: врач детского профиля, лазерный хирург и врач консервативных методик лечения. Мы успешно развиваем хирургическую деятельность в рамках этого лечебного отделения в городе Брянске, и, естественно, требуются консультации хирургов калужской клиники, они приезжают сюда в командировки постоянно, консультируют и работают здесь. Я, например, в Брянск приехала не в первый раз. Моя цель: отбор пациентов, нуждающихся в хирургической помощи, проведение хирургических операций на переднем отрезке глаза, долечивание таких пациентов в условиях отделения и консультирование всех пациентов, которым нужно сейчас или потребуется в перспективе хирургическое лечение. Работаю здесь два месяца, многих пациентов уже хорошо знаю, многие знают меня — чисто психологически такой вариант удобен: лечение, осмотр, консультации до полного выздоровления ведет один доктор.

— Всё у нас здесь на уровне?

— В Брянском отделении Калужского филиала МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА» имени Фёдорова я бываю один — два раза в год, могу поэтому сказать, что отделение совершенствуется на моих глазах. Начиналось все с просто лечебно-диагностического отделения, постепенно стали внедрять хирургические методики лечения, проводить лазерные рефракционные операции. На сегодняшний день все передовые технологии, которые благополучно внедряются в калужской клинике, есть и здесь, в брянском отделении. Вся новая лечебная, операционная, диагностическая аппаратура, которая необходима, здесь есть. Постоянно совершенствуется уровень подготовки врачей.

Что выгодно отличает нас от других лечебных учреждений, у нас обучение — постоянный длительный процесс: доктора выезжают в Калугу, на курсы в Москву, повышают уровень знаний и навыков. И сюда, в свою очередь, приезжают опытные доктора из Калуги, заведующие отделениями клиники — они консультируют самых сложных пациентов. Люди очень довольны, что могут теперь получить специализированную высококвалифицированную офтальмологическую помощь, не покидая родного города. Работа здесь организована грамотно, все хорошо продумано. Поток большой — до ста человек в день, но мы не оставляем ни одного пациента без внимания и после лечения. Впечатления о работе в этом коллективе у меня самые добрые. И что важно: мне всегда есть, что нового передать коллегам из нашего калужского опыта.

— Говорят, что хирургия — сложная и трудная работа: в общем, как бы больше мужская. Правда, об этом больше говорят сами мужчины-хирурги. Вы молодая, симпатичная женщина — и хирург, заведуете оперблоком огромной клиники. Не боитесь трудностей?

— Определенные отрасли: травматология, абдоминальная хирургия — может быть, и тяжеловаты для женщины. Но в нашей миниатюрной хирургической работе разделение по половому признаку абсолютно неуместно, в нашей клинике огромное количество успешно оперирующих женщин-хирургов. Конечно, хирургия требует определенного склада характера. Вообще, хирургия — это радикальный метод лечения, чем он меня и подкупил: пациент в большинство случаев может оценить, как сделана операция. В первую очередь, я имею ввиду катаракту, оперативное лечение которой составляет около 90 процентов моей хирургической деятельности. Здесь, как правило, результат виден сразу. Но к желанию работать нужно еще прибавить отсутствие страха брать на себя ответственность. Мне кажется, это качество невозможно выработать: либо это есть, либо нет. Если нет, то не стоит идти в хирурги.

— Когда вы решили, что хирургия — ваше призвание?

— Когда мы — наше поколение врачей — пришли в Калужскую клинику МНТК, была возможность выбирать: отделение консервативных методов лечения, лазерных методов лечения, детское отделение, непосредственно хирургия. Мы могли выбрать то, что по душе. Я по натуре такой человек, что люблю видеть результат своего труда. Ход хирургического вмешательства можно запланировать, но никогда нельзя предсказать до конца. Во время операции иногда возникают неожиданные моменты, к которым ты всегда должен быть готов: правильное решение нужно принимать моментально, скорость реакции должна быть супервысокой.

Нам повезло еще и в том, что у нас были, действительно, хорошие учителя. Бываю в других клиниках и, поверьте, мне завидуют: масштаб идеологии и навыков, вложенных в нас учителями, преемниками Святослава Николаевича Федорова, осознаешь не сразу. Сначала даже казалось, что это лишняя требовательность. Но сейчас, оценивая то, что мы прошли за пять лет работы в клинике, понимаю истинный смысл слова «профессионализм». В медицине цена ошибки настолько велика, что ты не имеешь никакого права на нее. Как раз высокий профессионализм и отличает всех врачей нашей клиники. Это наша идеология.

— А еще врачу нужно терпение…

— И сострадание… Потому что пациент — человек, который теряет или уже потерял зрение, меняется — меняется его восприятие окружающего мира. Он приходит к нам, потому что ждет помощи. Нужно очень тонко почувствовать его боль.

— С какими заболеваниями чаще обращаются? Калуга и Брянск не так далеко друг от друга, но, может быть, есть отличия между брянскими и калужскими пациентами?

— У детей — это различные изменения рефракции, очковая коррекция: век компьютерных технологий, чуть ли не с пяти лет они сидят перед мониторами часами, поэтому наиболее часто встречающееся заболевание — прогрессирующая близорукость. У ребенка ухудшается зрение вдали, он вынужден надевать очки, заболевание прогрессирует и требует определенного лечения. Часто даже оперативного.

Люди молодого возраста приходят к нам, потому что хотят снять очки или контактные линзы. Я как хирург переднего отрезка глаза имею дело, в основном, с контингентом в возрасте старше пятидесяти лет. У моих пациентов часто встречается катаракта — помутнение хрусталика, ведущая к слепоте, она устраняется только оперативным путем; глаукома — более коварная патология; различные изменения сетчатки: дистрофические процессы, отслойка сетчатки, изменения при диабете, гипертонической болезни.

Но могу сказать, что и в Калуге и в Брянске пациенты ничем друг от друга не отличаются. Кроме того, бываю и за границей, на консультациях, и там такие же люди: они приходят к врачам со своей бедой.

— Давайте уточним, какую помощь пациенты могут получить?

—Здесь можно получить квалифицированную помощь высокого уровня: хирургическое лечение катаракты, хирургическое и лазерное лечение глаукомы, лечение всевозможных заболеваний у детей, все виды консервативного лечения различных патологий сетчатки и зрительного нерва. И всегда существует небольшой процент пациентов, которых мы направляем на лечение в Калугу: это патология, которая требует лечения либо в условиях стационара — после операции пациент должен некоторое время быть под постоянным наблюдением, или лечение наиболее сложных заболеваний: диабетические изменения на сетчатке, отслойки сетчатки, травматические повреждения глаз. Пациент, который попадает к нам сюда в Брянское отделение МНТК имени Фёдорова, проходит обследование: все необходимые методики, чтобы провести обследование, уточнить диагноз, определить тактику лечения, здесь есть. Врач решает, что делать с пациентом: либо его лечить здесь, либо, если сложный случай, пациент направляется в Калугу. Мы формируем группу пациентов, которая набирается раз в две недели, и организованно направляем их в Калужский филиал нашим транспортом. Потом пациенты возвращаются домой, и все послеоперационное долечивание и наблюдение проходят здесь, в брянском отделении.

— Как вам Брянск?

— Это мой второй родной город. Я выросла в Брянске, была не садовским ребенком, и до шести лет моим воспитанием очень плотно занимались бабушка — она педагог и дедушка — инженер. Очень, я вам скажу, фундаментальное воспитание они мне дали. У меня здесь родственники, много друзей. Поэтому Брянск знаю хорошо. Когда пациент говорит, откуда он приехал — Брянск ведь разбросан по районам, — я точно знаю, сколько он затратил времени на дорогу. Всегда охотно приезжаю сюда: не просто отработать командировку, как говорится, от звонка до звонка, а потому что очень люблю этот город.

Владимир Волков


Комментарии

  1. Матери 65 лет. Инвалид 2 группы (кардио) В городской поликлинике диагностировали катаракту правого глаза.
    Хочу узнать стоимость операции. Есть ли скидки?

    — Владимир290571 · 9 08 2011 - 18:10 · #

---