Сегодня сдал анализ — сегодня получи результат

31 октября 2012

Клинико-диагностическая лаборатория Брянского клинико-диагностического центра приняла на вооружение новый аппарат «Иммулайт—2000», который позволит значительно расширить спектр исследований. О его преимуществах рассказывает заведующий лабораторией, заслуженный врач РФ Сергей Лобарев.

Сергей Лобарев— Сергей Семенович, в строй действующих новое оборудование вступит еще, наверное, не скоро, но раз информация «просочилась», то вашим пациентам, да и всем читателям нашей газеты интересно бы было узнать первыми, что это за прибор?

— Он начнет работать месяца через два — во всяком случае, к Новому году мы его уж точно запустим, и это станет как бы новогодним подарком и для нас, и для наших пациентов. Мы полностью переходим на автоматизацию. Были некоторые виды исследований, которые выполнялись вручную, а этот прибор всё делает сам, он высвободит руки персонала. Это первое его полезное качество. Второе — он работает практически безошибочно. Не устает, не расслабляется, обеспечивает стандартизацию процессов. Но, пожалуй, главное его преимущество — ежедневная диагностика: сегодня человек сдал анализы и сегодня или максимум на следующий день получил результат. Такого раньше мы себе позволить не могли. Исследования сложные, они требуют двухнедельного цикла, а некоторые мы делаем раз в месяц. Приходится накапливать материал — технология длительная, стоимость, соответственно, большая. А теперь временной фактор практически полностью нивелирован. Всё очень комфортно и быстро.

— Видимо, расширится и список исследований?

— Расширится и намного. С помощью этого аппарата мы сможем делать то, чего не делали никогда раньше. Он оснащен очень большим количеством аллергопанелей. Аллергическими заболеваниями страдают многие жители области. Пыль, клещи, аллергены растительного происхождения — мы сможем выявлять очень большой их спектр. Будем проводить и такие исследования, за которыми люди сейчас ездят в Москву. А это ведь накладно: дорога туда и обратно, проживание, плата за услуги — не каждому это по карману. В нашей лаборатории мы эти исследования сможем делать, как говориться, здесь и сейчас. Причем бесплатно.

— Заболеваемость не снижается?

— Судя по загруженности нашего иммуно-аллергологического отделения, она растет. Причем очень заметными темпами. Работы нам хватит надолго. Неблагоприятная окружающая среда, наполовину искусственное питание, лекарственная перезагруженность — все эти отрицательные факторы не исчезнут вдруг.

— Среди ваших пациентов люди всех возрастов?

— Да — тоже полный спектр, но, думаю, особенно понравится «Иммулайт» детям, потому что теперь нам не нужно будет делать многочисленные насечки для проб, достаточно взять один раз кровь и сделать полную диагностику.

— В капле крови вы «увидите» весь организм?

— Ну, не в капле… немного больше, но определить можно, как я уже говорил, достаточно большой спектр аллергенов.

— Что еще у вас на вооружении?

Врач-лаборант Елена Полякова осваивает новый аппарат— В прошлом году получили современный биохимический анализатор. Он также позволил нам делать намного больше анализов. Два этих последних серьезных приобретения, можно сказать, значительно укрепили нашу материально-техническую базу и вывели лабораторию на лидирующие позиции не только в области.

— Сейчас не только в областных, но и в районных лечебно-профилактических учреждениях доктора чувствуют себя значительно увереннее — по различным программам в ЛПУ поставлено современное оборудование, о котором совсем недавно можно было только мечтать. И диагностическое в том числе. Но поток пациентов в ваш центр не уменьшается…

— Лечебно-профилактические учреждения области получают оборудования, может быть, даже больше, чем мы, потому что в них оно поставляется по программе модернизации, которая обеспечена очень солидным финансированием. Мы не в системе ОМС. Зарабатываем сами и на заработанные деньги покупаем то, без чего современной клинике просто нельзя работать. Недавно звонил коллега, мы обменялись новостями: я рассказал, как мы настраиваем свой новенький «Иммулайт» — это для нас радостный процесс, а он, в свою очередь, с какой-то растерянностью и ноткой пессимизма в голосе сказал так: «Да… оборудование всё идёт, идёт и идёт…» То есть, учреждения уже насытились современной техникой, теперь нужно использовать ее потенциал. А для этого ведь требуются знания и навыки. Их за пять минут не обретешь. Для нас обновление парка оборудования — это нормальный процесс. Это нужно делать постоянно и регулярно — хотя бы раз в пять — семь лет.

— Ну, вы-то сейчас уже «упакованы» почти по евростандартам… Всё у вас есть.

— Такого не бывает, чтобы всё было. Много чего еще нам нужно приобрести, но это планы на перспективу. Хотя, если вдруг завтра потребуется заявка на новое оборудование, она у меня всегда есть в компьютере в готовом виде.

— И сколько там позиций?

— На сегодняшний день — пять. Но в некоторых позициях по три, а где-то и по пять единиц оборудования. Нам бы, например, очень пригодился еще один иммуноферментный анализатор, но с несколько иным спектром исследований. Иногда наши пациенты просят: «Хочу на вашем аппарате обследовать весь организм…» Но ученые и инженеры — не волшебники, они пока не придумали такого аппарата, который бы нажатием одной кнопки выдавал полную картинку «болевых точек». Как нет прибора, который бы мог «в одиночку» обследовать все органы, так нет и лабораторного оборудования, способного сразу всё проанализировать. Поэтому в каждой лаборатории — свой парк машин.

— Вы как бы первопроходцы. Когда-то, казалось бы, совсем недавно первыми в области стали делать онкомаркеры…

— А сегодня это уже рутинная работа в ЛПУ. Все новое пробивается с напряжением: тогда мы убеждали всех, что это нужно делать, но нам не верили и не понимали, а сейчас это уже обязательное исследование, поставленное на поток.

— А над чем сейчас задумываются светлые головы ваших докторов?

— Мы работаем с клиницистами, они обычно приезжают с какой-нибудь важной конференции, где услышали много интересного, и начинают загружать нас новыми терминами. Мы выясняем, насколько это для нас актуально, можно ли и нужно ли это использовать в нашей работе. Лаборатория — это ведь, прежде всего, производство. А производство должно быть рентабельным. Сегодня часто учреждения приобретают прибор, а он даже бесплатно не востребован. Хотели — купили. А для чего? Чтобы он простаивал? Это неправильно. Мы себе не можем позволить такой роскоши.

— В чем тут проблема: в кадрах?

— И в этом тоже. Дефицит ценных кадров — повсеместный. Но больше мешает менталитет. Врачи из года в год назначают одно и тоже, они не могут перескочить через ступеньку. Но у нас в центре все новое традиционно принимается охотно.

— Поэтому и загружена ваша лаборатория на сто процентов?

— На сто сорок.

— Идёте с перевыполнением плана…

— К сожалению.

— А почему не к счастью? Больше поработал — больше заработал.

— Мы же автономное учреждение. Нужно экономить. Мы готовы дать и двести процентов, но при соответствующем финансировании. А пока только тратим средства на бесплатные обследования: чем их больше, тем больше тратим.

— Может быть, сделать крен в сторону платных услуг?

— Я не сторонник платной медицины. Лучше пусть все будет бесплатно для пациента, но с достаточным финансированием через систему ОМС. В поликлиниках эта система уже, на мой взгляд, действует нормально. В перспективе, видимо, она будет совершенствоваться, и нам тоже станет выгодно в ней работать.

— Ваша лаборатория — это восьмой этаж клинико-диагностического центра?

— Мы на месте не сидим. Постоянные выезды в командировки — для нас норма жизни. Поезд здоровья, который курсирует по районам области, без нас не обходится, юго-западные районы, передвижные лаборатории — там всегда есть и наши специалисты.

— И услуги на дому освоили?

— Вот этого пока нет, но это надо делать обязательно. Пациент хочет сдать анализ дома: остерегается в холодную погоду выходить на мороз, либо это просто каприз, а, может, он — если говорить о новом поколении — привык все делать, не вылезая из компьютера: и за телефон платить, и за интернет, и за коммунальные услуги… Почему не пойти ему навстречу — на платной основе?

— Выгодно и пациенту и учреждению.

— Можно все посчитать, утвердить тарифы… Холодовая цепь обеспечит сохранность медикаментов и реактивов…

— Автоматизация, к которой вы стремитесь, позволит в скором будущем аппаратуре обходиться без человека. Что же вам тогда делать?

— Мы хотим минимизировать преаналитический этап — до того, как пробирка ставится в анализатор, и исключить постаналитический этап, когда аппарат сам будет выдавать результат в ЕИС — единую информационную систему, чтобы не медсестра набирала текст на компьютере.

— Автоматы пробирки не перепутают?

— Если штрих-код неправильно наклеен, могут и перепутать. Поэтому каждый анализ мы обязательно проверяем. Все под контролем. Любая машина не только требует грамотного ухода, но еще и умения управлять собой. Как и автомобиль…

— Не будешь соблюдать правила движения…

— Попадешь в аварию…

— Всё познается в сравнении: московские клиники, европейские, ваша лаборатория…

— Как сейчас в европейских, не знаю — давно не был, а вот в Москве бываю в лабораториях, и не могу сказать, что мы в чем-то отстаем. Более того, после приобретения нашего «Иммулайта», мы некоторые столичные продвинутые лаборатории даже опережаем. Хотя со столицей, я думаю, сравнивать не совсем корректно, там занимаются решением своих, узких, задач. А вот с клинико-диагностическими центрами других областей — это правильнее будет. Наш уровень определенно выше среднего.

«Иммулайт — 2000» у нас в области — пока единственный такой аппарат. В стране, конечно, их много и они пользуются большим спросом в лечебно-профилактических учреждениях. Есть другие приборы подобного типа, но с таким большим набором аллергопанелей, как у нашего аппарата, больше нигде оборудования нет.

— И что еще важно: ваши высокие технологии доступны для всех. Любой житель области может попасть к вам без проблем.

— Да, конечно. До сих пор жители юго-западных районов едут за бесплатным обследованием к нам. Хотя они это могут делать и в своих районных учреждениях. Ведь это бесплатное обследование жителю, например, Новозыбкова обходится не совсем бесплатно: 200 км — сюда, 200 — обратно, билеты, питание, проживание… А вот в своем учреждении — рядом — человек бы, действительно, прошел обследование без лишних трат.

— Когда все заявки, которые у вас в компьютере, будут удовлетворены, как будет выглядеть ваша лаборатория?

— Стоит модуль, по пневмопочте поступает шрих-кодированная пробирка, которая попадает в центрифугу, потом в другой модуль, где крышка открывается автоматически и сама система определяет, в какой анализатор ее установить, а потом сама же выводит на экран не только прибора, но сразу и на компьютер врача результаты анализа…

— И где это уже есть?

— Там, где очень большие потоки пациентов, пять-десять миллионов исследований в год.

— Дорогая?

— Очень. Но при наличии такого потока она и очень быстро окупается, а потом дает ощутимый экономический эффект.

Владимир Волков

Категории:


Комментарии

---