Операция за… один день!

20 августа 2012

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что сейчас до семидесяти процентов плановых хирургических вмешательств вполне реально выполнять амбулаторно. Тем более что у нас в стране все большее распространение получает такая прогрессивная форма медицинской помощи, как дневной стационар.

В перевязочнойПри современном техническом оснащении и благодаря применению малотравматичных методов после операции, проведенной в амбулаторных условиях, не требуется наблюдение за пациентами в условиях стационара. Кроме того, практика показала, что в таких условиях и риск осложнений становится значительно меньшим. Эти обстоятельства и послужили основанием для активного распространения амбулаторной хирургии во всем мире.

В Брянском клинико-диагностическом центре действует единственный в регионе современный центр амбулаторно-поликлинической хирургии, которому на днях исполнилось десять лет — хороший повод для беседы с главным врачом БКДЦ, заслуженным врачом РФ Александром Силенком и руководителем центра амбулаторно-поликлинической хирургии БКДЦ Андреем Подьяковым.

— Александр Васильевич, какое место в «табели о рангах» клинико-диагностического центра занимает центр амбулаторно-поликлинической хирургии? Как раскрываются его возможностей?

— Этот, если можно так сказать, «центр в центре» занимает одно из ведущих мест в нашем учреждении, он уникален для Брянской области. И мы понимаем свою ответственность перед пациентами. В центре амбулаторно-поликлинической хирургии работают только высококвалифицированные специалисты. С момента образования руководителем является врач высшей квалификационной категории Андрей Юрьевич Подьяков, имеющий богатый опыт в амбулаторной хирургии. Десять лет здесь работает опытнейший хирург-маммолог Владимир Юрьевич Гридин, старшая медсестра Любовь Ивановна Минина, сестры Полехина, Мишина, Журавлева, Василькова…

Особую ответственность на весь коллектив накладывает специфика работы с пациентами. И, прежде всего, кратковременность пребывания здесь больных. Перед операцией проводится тщательное обследование для установления основного диагноза и возможных осложнений, выбираются наименее травматичные способы оперативных вмешательств. О доверии пациентов нашим хирургам убедительно говорят цифры — на протяжении многих лет увеличивается поток больных, в прошлом году он достиг четырнадцати тысяч.

В процедурной ЦАПХаК хорошему техническому оснащению операционной недавно добавился лазерный хирургический аппарат «Лахта-милон» производства «НПО космического приборостроения» стоимостью более полумиллиона рублей. Заканчивается основательный ремонт помещений центра. Серьезное внимание уделяется повышению квалификации персонала, внедрению новых методик. Но более подробно об этом, я думаю, расскажет Андрей Юрьевич Подьяков.

— Андрей Юрьевич, когда вы создавали центр, в каких направлениях планировали оказание помощи больным хирургического профиля?

— В обычных поликлиниках амбулаторная хирургическая помощь сводится к ведению амбулаторного приема и выполнению мелких операций. Мы решили пойти по более сложному пути — внедрять оперативные методы лечения большего объема. Первоначально ставилась задача открыть маммологический центр. Но когда на работу сюда пригласили меня, пришлось убеждать, что чисто маммологический центр создавать невыгодно. И штат под это набирать — это неоправданно. В общем, моя точка зрения была принята во внимание — было организовано оказание хирургической помощи по нескольким направлениям.

— И какие же направления стали главными в вашей работе?

— Мы не зациклены на одном — двух направлениях. Активно работаем с больными с заболеваниями вен, много пациенток приходят к маммологам, немало мужчин и женщин обращаются к проктологам. Мы единственное хирургическое отделение в Брянской области, имеющее официальную лицензию на проведение пластических операций. В год выполняем около сотни таких операций. Самые популярные из них: отопластика (исправление формы ушей), подтяжка кожи лица, ринопластика (исправление формы носа) и довольно большой объем операций на молочной железе. К нам на такие операции едут не только из соседних областей, Москвы, но даже наши бывшие соотечественники из-за границы, где подобные вмешательства стоят на порядок дороже.

Но основная обращаемость у нас по проблемам молочной железы. Три года назад в штатное расписание центра ввели еще одну ставку маммолога. Это связано еще и с тем, что клинико-диагностический центр активно работает по областной программе «Молочная железа».

— Любого пациента перед операцией всегда волнует эффективность обезболивания. Насколько серьезно выполняется у вас анестезиологическое пособие?

— Не хуже чем в любой большой клинике. Наши анестезиологи-реаниматологи — их два — владеют всеми современными методиками обезболивания. Доктор по согласованию с пациентом выбирает вид анестезии. Используем местную, проводниковую и внутривенную анестезию, а при необходимости эндотрахеальный наркоз. Последний — крайне редко, в основном, при проведении реконструктивных операций носа.

Кстати, наши анестезиологи-реаниматологи имеют сертификат по трансфузиологии, т.е. имеют право лечить эфферентными методами. У нас работает кабинет экстракорпоральной гемокоррекции, где проводятся все эти вмешательства, включая ультрафиолетовое и лазерное облучение крови. Этот метод применяют не только хирурги, но иммунологи, пульмонологи и другие специалисты. В год в кабинете проводится около двухсот процедур плазмафереза и четырехсот — внутривенного облучения крови.

— Внедряются новые методы лечения в последние годы?

— Мы не консерваторы и, конечно, внимательно следим за развитием медицинской науки. Все новое внедряем в свою практику. Так, по флебологии стали применять новые методы склеротерапии, микрофлебэктомию. Недавно полученный лазерный хирургический аппарат позволяет с очень высокой точностью проводить рассечение тканей, коагуляцию сосудов при ограниченном операционном доступе. Воздействие может быть произведено как контактным, так и бесконтактным способом, а излучение обладает стерилизующим эффектом. Аппарат полезен при лечении заболеваний опухолевой природы, а также при различных воспалительных и дегенеративных патологиях. Мы намерены применять его при ЛОР, гинекологических, проктологических операциях.

Эффективен лазер при удалении новообразований на лице и теле, удалении татуировок, лечении пигментации, удалении сосудистых звездочек, лечении вросшего ногтя.

Для наших маммологов купили в операционную ультразвуковой аппарат, он используется не только при выполнении оперативных пособий, но и пункционных методов диагностики.

— Восстановление пациента после операции — ответственный этап лечения. Как организовано ведение пациента на этом этапе?

— Действительно, для нас это большая ответственность. После операции пациент остается под наблюдением врача и медицинских сестер в специальной палате на несколько часов. Регламент нашей работы предусматривает ситуацию, когда мы сомневаемся в состоянии пациента и не можем со спокойной душой отпустить его домой. В этом случае оставляем человека в отделении на ночь, организуем сестринский пост. Оперировавший доктор приезжает на осмотр вечером и впоследствии никуда не отлучается из дома, находясь, как говорится, в полной боевой готовности — он может быстро приехать в центр по телефонному звонку дежурной сестры. Все эти действия предусматриваются в канонах амбулаторной хирургии, и им мы неукоснительно следуем.

— В больницах хирурги регулярно повышают квалификацию. А у вас?

— Как и наши коллеги, работающие в различных лечебно-профилактических учреждениях, мы также регулярно подтверждаем сертификаты, ездим целенаправленно на учёбу, овладеваем новыми методиками. Тематическое усовершенствование проводится по необходимости раз в три — четыре года. Регулярно посещаем российские и с международным участием конференции, симпозиумы, научные съезды по интересующим нас направлениям. Это позволяет нам работать на современном уровне и оказывать пациентам высококачественную медицинскую помощь.

Владимир Беляев


Комментарии

---